Картотека игр
учебно-методический материал

Погодин Александр Александрович

Картоотека включает в себя игры, направленный на:

-формирование положительной учебной мотивации

-развитие коммуникативных умений

-формирование произвольной регуляции поведения, самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-a._a._pogodin.pptx124.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил П огодин Александр А лександрович Студент группы ОФ-318-165-3-1 КАРТОТЕКА ИГР

Слайд 2

Игры и упражнения для формирования положительной учебной мотивации 1. Упражнение "Кот и лодыри" Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения. Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы: — Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека. — Быть лодырем - это плохо или хорошо? — Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет? — Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему? — Зачем люди учатся? — Зачем дети ходят в школу?

Слайд 3

2. "Черный с белым не берите, да и нет не говорите!" В игре развиваются умения детей действовать по правилам, формируется произвольность действий, самоконтроль. Хороша тем, что играть можно в любой ситуации: в перерыве между занятиями, во время прогулки, поездки, за вечерним досугом. Взрослый вовлекает ребенка в диалог на школьную тему, но вначале обговариваются правила, выраженные в названии игры: не говорить да и нет, не называть черный и белый цвета. Например: Тебе нравится учиться? Какого цвета твой портфель? У тебя есть друзья в школе? Твои туфли черные? Какого цвета твоя школьная рубашка? Ты любишь читать? Ты любишь получать пятерки? Вопросы нужно задавать быстро, чтобы научить школьника произвольно удерживать их в памяти, контролировать свой ответ. Для интереса можно ввести фанты, как элемент игры: за каждую ошибку ребенок отдает какой-либо предмет, а потом "выкупает" фанты.

Слайд 4

3. Игра «Первоклассник» Цель : уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность. На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как бы­стро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Слайд 5

4. "Камень, ножницы, бумага" Популярная игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам, например, во время семейного досуга. Правила игры просты, их легко запоминает любой ребёнок. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь). Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их. Бумага сильнее камня, так как накрывает его. Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее. Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.

Слайд 6

5. "Мы сидели на балконе..." Народные игры на мотивацию популярны среди детей разных поколений, в них забавлялись еще наши бабушки. При помощи подобных игр у детей развивается произвольность движений, так как нужно внимательно следить за движениями партнера и синхронно их повторять, повышается самоконтроль. Правило простое: ритмично произносить слова и хлопать в такт ладошками о ладони партнера (прямо и наперекрест), постепенно нарастая темп. Закончив считалочку, игроки замирают, но при этом можно строить "рожицы", чтобы рассмешить партнера и выиграть: Кони, кони, кони, Мы сидели на балконе, Чай пили, блюдца били, По-турецки говорили: Чаби , чаляби , Чаляби , чаби-чаби ! Мы набрали в рот воды И сказали всем - замри! А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб - хлоп!

Слайд 7

Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности 1. Игра «Стулья » Группа получает следующее задание: «Распределите свои движения так, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. Необходимо по сигналу молча, бесшумно встать со своим стулом так, чтобы в итоге у группы получился треугольник (круг, девятка, буква А). Как только все займут свои места, необходимо одновременно поставить стулья и сесть. Не должно быть ни одного звука, ни одного скрипа, стулья не должны сталкиваться. Представьте себе, что вы переставляете декорации во время короткой паузы в спектакле. Зрители не должны слышать ни звука ».

Слайд 8

2. Игра « Соноскоп » Участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара дети должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался ведущий.

Слайд 9

3. Упражнение «Мои школьные трудности» Участникам предлагается собрать «копилку трудностей пятиклассника»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем каждый получает лист бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. При выполнении упражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему по принципу известной игры «Помоги Сереже»: дают советы о том, как поступить ребенку, попавшему в эту ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.

Слайд 10

Детям предлагаются различные ситуации: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; на тебя обиделся друг и т. п. Тот, кто считает, что может справиться с ними, поднимает обе руки. А тот, кто не знает выхода, прячет руки за спину. Ребята могут сами предлагать различные ситуации, можно использовать ситуации из предыдущего задания. Ребята рассказывают, как они будут вести себя в той или иной ситуации. Если предложенный вариант поведения одобрен большинством участников группы, то следует положить фишку в коробочку с названием "Я справился". 4. Упражнение "Я справлюсь!"

Слайд 11

5. "Дерево настроения" Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению

Слайд 12

Игры и упражнения для развития коммуникативных умений 1.Закорючка Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Слайд 13

2.Пресс-конференция Цель : развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Слайд 14

3. Пойми меня Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор). 4.Без маски Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений: “Чего мне по-настоящему хочется, так это…”; “ Особенно мне не нравится, когда…”; “Однажды меня очень напугало то, что…”; “Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

Слайд 15

5. «Зеркало» В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Слайд 16

Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы 1. Зеркальный танец Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями. 2. Танец морских волн Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Слайд 17

3. Джаз тела Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Слайд 18

4. Походка и настроение Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем , как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Слайд 19

5. Танец огня Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Слайд 20

Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля 1. Снеговик Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги). Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи). Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи), затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук), ноги (расслабляют мышцы ног). Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер). Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Слайд 21

2. Стойкий оловянный солдатик Цель : развитие произвольности поведения, общей координации Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Слайд 22

3. Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи Цель : снятие речевых зажимов, сплочение группы Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Слайд 23

4. Запрещенное движение Цель : развитие произвольности и внимания. Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Слайд 24

5. Запретное число Цель : развитие внимания, формирование произвольности Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться). Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в группе продленного дня

Картотека игр поможет вам быстро найти нужную игру....

Картотека поделок по технологии из различных материалов.

Картотека изделий по технологии. Может быть использован как справочник для учителя 1 - 4 классов....

Картотека релаксационных упражнений

Даный материал содержит описание релаксационых упражнений для детей младшего школьного возраста....

Картотека пальчиковых упражнений

Сборник пальчиковых игр по развитию речи и мелкой моторики....

Картотека игр для работы с младшими школьниками

Материал в помощь воспитателю, классному руководителю....

Картотека бесед по профилактике травматизма.

Беседы по предупреждению и профилактике травматизма с детьми начальной школы....

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....