Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.
статья
Участие в Витебских областных образовательных Сретенских чтениях «Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» в качестве докладчика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pochinkova_novoe.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 г. Белоярский
Починкова Ольга Николаевна
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Познавательный мотив в этом возрасте с точки зрения психологии является основным мотивом деятельности ребёнка. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.
Особое значение в каждом УМК придается урокам литературного чтения. Нравственные ценности содержатся в произведениях, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими.
Читая и анализируя произведение, учащиеся задумываются о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра. Практика показала, что огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма.
В детской литературе много хороших книг, которые питают юное сердце любовью и благодарностью к защитникам Отечества. Яркий пример-это русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Когда читаешь детям это произведение, то можно выделить несколько моментов.
- Во-первых, видишь, как детей задевает, что на русскую землю напал враг - "страшный змей". Дети не хотят, чтобы враги пришли на нашу землю.
- Во-вторых, в них пробуждается жалость, потому что змей крал и поедал девушек, и на земле появилось « пять тысяч малолетник сирот»,у которых змей унес матерей. Дети сопереживают.
- В-третьих, детям очень хочется, чтобы нашелся богатырь, который бы убил змея и избавил бы русскую землю от врага. И они радуются, когда такой богатырь - Никита Кожемяка - находится.
- В-четвертых, дети понимают, что не только силой человек может побеждать, но и умом, хитростью, как Никита Кожемяка победил змея, утопив его в Черном море.
И вот все эти пережитые эмоции остаются в памяти. Дети учатся доброте, патриотизму, смелости, хитрости, хотят быть такими же сильными и смелыми - богатырями, чтобы свой народ и свою землю от врагов защищать.
Главная мысль сказки: «Богатырь защищает не царя и не царевну, он защищает свою Родину, простых людей и малых деток.»
Вопросы, по которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею – какая это радость быть защитником!
1. Почему Никиту звали Кожемякой? (Он выделывал, мял кожи.)
2. Почему Никита сначала не соглашался воевать со Змеем? (Он не солдат, не воин, а потому боялся, что не одолеет чудовище.)
3. Почему Никита пошел на Змея? (К нему пришли девочки-сиротки, плачут: «Дяденька Никита, пожалей нас! Подрастем мы, и всех нас по очереди Змей поедать станет». Жалко стало Никите сиротинок. «Ладно, не плачьте. Пойду, попробую».)
4. Почему Никита, сразив Змея, отказался от награды? («Не ради награды я со Змеем бился, а людей пожалел».)
5. Какими словами заканчивается сказка? («Слава про Никиту далеко пошла. И сложили про него сказки – всем людям на размышление».)
Поразмышляем и мы с ребятами. А все-таки у Никиты есть награда – это радость, что он защитил людей, спас их, и за то его все полюбили. Поясним эту мысль на примерах из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов, и все тебя за это уважают! Ребенок так устроен, что всегда жаждет похвал за свои добрые дела, а иначе теряет к ним интерес.
Русский язык позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих ребят. На уроках русского языка необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, узнают о великом достоянии нашего народа.
Совсем недавно на уроке русского языка мы писали изложение. Текст в учебнике на с.101 № 180. После прочтения текста, мы провели традиционную работу над ним: определения типа текста, темы и основной мысли, работы над словарными словами, сообщением новых знаний о поползнях и гюрзе. Самое примечательное было придумывание названия текста. Дети предложили массу вариантов, в том числе и «Геройский поступок». Обосновывая свой выбор тем, что маленький птенчик оказался настоящим героем, спас и себя и своих братьев и сестер от змеи. В конце изложения нужно было придумать и записать 1-2 предложения. Почти все дети написали о том, что родители очень гордятся своим маленьким птенчиком.
Не менее важное значение в формировании духовно – нравственной культуры школьника в воспитании отводит и курс «Окружающий мир». В процессе изучения данного курса школьники знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребѐнок проживает судьбу своей Родины, своего родного края, с древнейших времён до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, дети узнают символы российского государства.
Принято считать, что уроки литературы, русского языка, окружающего мира предоставляют больше возможности для воспитания, чем уроки математики, но ведь и уроки математики могут влиять на формирование и понимание нравственных ценностей в жизни, если использовать соответствующий материал. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной.
Действенным средством в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд тружеников села. Нельзя не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?
Задачи. В д. Белое Озеро 110 семей. В среднем каждая семья расходует две буханки хлеба. На выпечку одной буханки уходит 1 кг муки. Сколько муки необходимо, чтобы выпечь хлеб для всей деревни на одни сутки? на один месяц? на один год?
Итоги работы комбайнеров колхоза “Заря” в 1944 году:
Ф.И. работника | Собранный урожай | Место |
Иванов В.И | 5600ц | |
Кириллов А.П. | 2700ц | |
Максимов А.А. | 6000ц | |
Корнилов Ф.Н. | 5850ц | |
Аверин К.Л. | 3000ц | |
Петров С.Т. | 2400ц |
Используя данные определи победителя и реши задачи.
Решите задачи:
- Сколько зерна намолотили в 1944 году комбайнеры колхоза “Заря”?
- Сколько зерна намолотили Иванов , Петров и Максимов?
- Сколько зерна намолотили Кириллов и Аверин?
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно. Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней
Задачи.
- Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
- Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
- Сколько граммов приходится на 1/2 части буханки? (500г).
- Что больше: 1/8 или 1/16?
Обладая знаниями различных методик, можно достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. «Сказать: я – человек, не трудно, намного труднее быть им». Нам прежде всего нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей.
Список литературы
1. Духовно – нравственное воспитание младших школьников в современных условиях
[Текст] // Начальное образование. – 2014. - № 2. – С. 3 – 8.
2. Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : формирование нравственной компетентности младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 22 - 26.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. :Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения [Текст] / О. В.Шарапова // Начальная школа. – 2015. - № 1. - С. 42 - 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Структура уроков в...
Формирование УУД в урочной деятельности младших школьников
В настоящее время школа пока еще ориентируется на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, а сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого...
Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предме...
Представление собственного инновационного педагогического опытаДеятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника
Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...
Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...
Обобщение опыта по теме "Агробизнесобразование в рамках урочной деятельности младших школьников"
...
Значение игровых технологий в организации внеурочной и урочной деятельности младших школьников
Значение игры в обучении и воспитании младших школьников....