Статья "Современный урок - ключевой компонент реализации системно-деятельностного подхода"
статья

Казанцева Жанна Юрьевна

Главная методическая цель урока при реализации системно – деятельного подхода – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок - ключевой компонент реализации системно-деятельностного подхода

Автор: Казанцева Жанна Юрьевна

           Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно себя чувствовать в самостоятельной жизни.

           Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10 процентов опрошенных, правильно ответили на вопросы.

          Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М. Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой она стране находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы не старались – обучаются успешно только 10 процентов. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10 процентов того, что он читает, 20 процентов того, что слышит, 30 процентов того, что видит. 50 процентов запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70 процентов мы запоминаем из того, что мы говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90 процентов. Объяснение простое: только 10 процентов людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только 10 процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90 процентов способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т. е. способы познания у  разных людей разные.

             Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею, а где есть тезис ищу- и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

             В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

            Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчинённая роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

             Методы активного обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

            Методы активного обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решить конкретные задачи того или иного этапа урока.

            Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно. активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.  

         Главная методическая цель урока при системно – деятельном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

         Движущая цель активности на уроке: затруднение и удивление.

  Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть побудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, с помощью с поощрения со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

              Методы активного обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

           Такие методы обучения предполагают групповую форму работы.

Эта работа направлена на:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способов действий для решения проблемы;
  • взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся с совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к совместному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

          Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения. Она несёт вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Заданием педагогики игры является предоставление методик, которые помогают в работе  группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Педагогика игры помогает ведущему реализовать различные потребности участников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она так же помогает перебороть робость, застенчивость, а также существующие общественные стереотипы. Деятельность данного типа может принести много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.

          Принципы педагогики игры:

1. Добровольность участия.

2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.

3. Разнообразие используемых форм. Обращение внимания на все уровни коммуникации.

         Человека можно сравнивать с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает от того, что забывается о чувствах и эмоциях ученика.    

       При работе с младшими школьниками в современных условиях, необходимо применять следующие методы работы:

                        Метод удивления. Ребёнок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром. Но, придя в школу, он вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Ученики сами открывают новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира.  

  Например, на уроке «Окружающего мира»  дети открывают для себя, что всё живое не может жить без воздуха и воды.                      

                          Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Его можно использовать на уроках чтения, ИЗО, музыки. Под музыку Чайковского ученики любуются первыми весенними цветами. Какие они прелестные! Да это же маргаритки! В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине, маленькие удивительные цветы весны. С какого звука  начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же,  МАМА! А ещё мир, Москва, море, малыш…. Давайте напишем сегодня с чувством любви нашу минуту чистописания: Мм, мир, мама, Москва, море, малыш. Дети старательно выводят эти слова, любуясь их написанием.

                          Метод «круглый стол» чаще можно использовать при обобщении материала. Например: детям дано задание: написать сочинение. В конце урока учитель собирает работы. Далее – обсуждение. Можно отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, ещё раз попробовали преодолеть свои авторские трудности и неудачи.

     На таких уроках ребёнок развивается и как автор, и как читатель. И достигается это, прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей, что обсуждается не далёкий, непогрешимый, достигший совершенства не взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель может на прямую обратиться с вопросами, а сам автор может учесть мнение читателей.

                        Метод проектов. Сегодня очень часто на уроках мы используем метод проектов. Дети сами выбирают по теме материал. Представляют презентацию. Так, например, исследования по темам: «Моя семья», «Мой город Тамбов», «Цветы в моём доме» и т.д.

                    Итак, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности.

           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения....

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение игровых технологий на уроках способствуют повышению эмоционального настроя и работоспособности.Игровые технологии создают эмоциональный настрой, повышают работоспособность учащихся на разны...

Трансформация урока как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Какие изменения происходят в работе   учителя  по внедрению в учебный процесс занятий  «вне школы»?Как трансформация урока в современной школе позволяет наиболее эффект...