Доклад "Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе"
методическая разработка
Выступление на районном МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад"Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе" | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д. Ж. Жанаева»
Системно - деятельностный подход
в воспитании как основа ФГОС
в начальной школе.
Выполнила: Мухагшанова
Энгельсина Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ « ХСОШ №1
им. Д. Ж. Жанаева»
с. Хоринск 2016г
Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. (с-2)
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса. (с-3)
Зачем был введён системно-деятельностный подход? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
При организации воплощения этого методологического принципа-метода крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие «деятельность».
Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.
Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Диагностика эффективности воспитательной деятельности школьников. Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.(с-5)
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников; дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д. (с-6)
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.(с-7)
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…», на это нас и нацеливает ФГОС нового поколения.
Работая по программам духовно-нравственного воспитания и ЗОЖ(здорового образа жизни) организуя дополнительное образование (в виде кружков), я убедилась, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, мы, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с точность говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия. (Приложение 2)
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры – это всё то , что направлена практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность у детей , свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть СДП, который приносит несомненно , свои плоды не сразу , но ведёт к достижениям.
Чтобы деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программ, в которую будут включены все виды деятельности ФГОС. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.
Все мы знаем, как сложно ученику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем более ещё и в чём - то найти себя, проявить интерес в той или иной области. На помощь может прийти исследовательская и проектная деятельность. Но нужно помнить, что на этом этапе очень важна помощь взрослых. Можно провести тестирование , которое позволит разделить класс на группы по интересам и характерам детей.
Это решает ещё и коммуникативную задачу, общение без конфликтов – всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы.
В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.
Если начать работу с самого трудного, (Приложение 1) например «Проектная и исследовательская деятельность», в 1 классе, можно увидеть, как важен именно деятельностный подход в такой работе, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. (с-14)
Второй год обучения может предполагать раскрытие творческих способностей учащихся в области театрального и художественного искусства, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться, кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художник и т.д. Результатом второго года обучения, может быть деятельность учеников, которая направлена на пробу себя в области искусства – рисование, технология, литература, музыка.
В это время класс может разделиться ещё на несколько групп, и работа будет направлена уже непосредственно на работу в группах. У каждого ученика будет своя цель, которую он непременно должен достичь. Среди учеников появятся дети, которые хорошо рисуют, мастерят, сочиняют, поют, читают стихи и прозы. Как результат в конце года может быть постановка спектакля, изготовление афиши, декорации, костюмов, программки, памятки о правилах поведения в театре, общественных местах. (с-22)
Третий год обучения, может быть, посвящён общественно-полезному труду, а главное, показу обучающимся, как можно изменить мир к лучшему.
В этом направлении деятельностный подход позволит каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью. (с-23)
На четвёртый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Именно на этом этапе хорошо организовать кружок «Информатика и ИКТ». Учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, выходят в Интернет и самостоятельно могут участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Они не просто работают на компьютере, но и учатся ориентироваться в Интернете, ищут и вычитывают нужную информацию, самостоятельно загружают работы и отправляют на конкуры.
Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается. (с-24)
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что выпускник будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения. (Приложение 3)
Использованная литература:
- А.К. Осин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» - Системно-деятельностный подход в воспитании.
- Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.
- А.И. Савинков Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208с.
- Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
- Д.В.Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Из опыта работы.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 1,2 части. – М.: «Просвещение»,2010
- Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение»,2010
- О.Б. Логинова, С.Г Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...
Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.
Системно - деятельностный подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...
«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»
Сообщение на методическом объединении учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...
Использование деятельностного подхода в обучении для реализации ФГОС в начальной школе
О формировании регулятивных УУД младшего школьника...
Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образов...
Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации в начальной школе"
Рассмотрено одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с неск...