Работа с одарёнными детьми в начальной школе.
презентация к уроку

Аполлонова Ирина Николаевна

Выявление одарённых детей в начальной школе, организация системной работы с ними-одна из главных задач современного начального образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными детьми в начальной школе . Аполлонова Ирина Николаевна, «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов- Центр образования» г.Казань

Слайд 2

Кто такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. «В каждом человеке-солнце. Только дайте ему светить.» Сократ

Слайд 3

Одаренность в школе Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю.

Слайд 4

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Слайд 5

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей? Выявление одаренных детей — продолжительный процесс , связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима . Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Слайд 6

Предметные олимпиады являются одной из форм внеклассной деятельности, способствующей эффективной, системной диагностике одаренности. Предметная олимпиада- соревнование на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний.

Слайд 7

Цели проведения предметных олимпиад следующие: Всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; Развитие и умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; Правильное восприятие задания нестандартного характера повышенной трудности; Преодоление психологической нагрузки при работе в незнакомой обстановке.

Слайд 8

Учащиеся с первого класса начинают свой нелегкий, но увлекательный путь к подножию «школьного олимпа». Наряду с принципом «пусть победит сильнейший», при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим- «в олимпиаде есть победители, но нет побежденных».

Слайд 9

Интерес к вопросам, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет одаренному ребенку «открыть» себя с другой стороны, дает возможность утвердиться в окружающей среде .

Слайд 10

Олимпиада запускает мыслительный процесс Олимпиадная задача

Слайд 11

Кому и зачем нужна олимпиада? ГЛАВНОЕ : Развивает детей в процессе решения заданий

Слайд 12

неспособность осознавать проблемную ситуацию, ставить задачу неспособность самостоятельно находить путь к решению, выдвигать гипотезы поверхностный уровень восприятия информации низкий уровень познавательной потребности ограниченность общего кругозора, недостаточность эрудиции Олимпиада позволяет высветить глобальные проблемы развития современных детей

Слайд 13

сужение словарного запаса обеднение речи неразвитость воображения невозможность взглянуть на ситуацию с иной точки зрения отсутствие «альтернативного мышления» отсутствие связей между областями знаний, преобладание «клипового» мышления Олимпиада позволяет высветить глобальные проблемы развития современных детей

Слайд 14

Умение работать с текстом, информацией – главное требование времени, запрос общества к школе. Коммуникативно-деятельностная направленность современной школы диктует текстоориентированный подход в обучении Текст-произведение речи, форма существования речи, хранилище информации

Слайд 15

Проблема невнимания к слову, непонимания слов в тексте Читаем медленно, акцентируем внимание на словах Учим на текстах с ключевой ролью отдельного слова, со словами-образами

Слайд 16

Проблема поверхностного восприятия текста Учим «диалогу с текстом»: поиску непонятного в тексте и формулировке вопросов; прогнозированию ответов: проверке своих предположений по тексту Мотивируем интерес, предлагаем тексты с прямым, затем со скрытым вопросом

Слайд 17

Проблема неразвитого читательского воображения Учим «включать мысленный экран» Учим на образных, не остросюжетных текстах, предлагаем творческие задания

Слайд 18

Учим: различать прямой смысл и иносказание; выражать скрытую мысль словами; переносить смысл на жизненную ситуацию или иной текст Проблема понимания концептуального смысла текста Учим на мини-текстах со скрытым «намёком», «моралью» (притчи, басни, пословицы)

Слайд 19

Проблема эрудированности учащихся, малого читательского опыта, скудного речевого запаса Учим кропотливому добыванию информации из текста. Привлекаем внимание к новой лексике, терминам. Отрабатываем толкование слова. Постепенно увеличиваем интенсивность работы. Учим на информативно насыщенных текстах, описывающих незнакомые для ученика реалии, с новой лексикой. Подбираем темы из различных областей знаний. Используем опыт детей, полученный на других предметах.

Слайд 20

Продолжи незаконченный текст (по заданному условию) Составь текст из разрозненных частей Определи границы текста, предложений в тексте Проанализируй текст Найди в тексте лексико-семантические группы Сравни два текста Выбери информацию из текста и обратное (разверни предложение в текст) Создай свой текст по заданному условию (творческое задание) Типология заданий

Слайд 21

Тип 1. Продолжи незаконченный текст (по заданному условию)

Слайд 22

Тип 2. Составь текст из разрозненных частей

Слайд 23

Тип 4. Проанализируй текст

Слайд 24

Тип 5. Найди в тексте лексико-семантические группы

Слайд 25

Тип 7. Выбери информацию из текста и обратное разверни предложение в текст)

Слайд 26

Тип 8. Создай свой текст по заданному условию (творческое задание)

Слайд 27

Критерии отбора текстов для составления заданий Текст должен быть

Слайд 28

Русский фольклор малых жанров, в том числе детский фольклор пословицы, поговорки, загадки, песни, колыбельные, пестушки и потешки , прибаутки и небылицы, считалки и игры, скороговорки, дразнилки, анекдоты, докучные сказки Тексты для олимпиадных заданий

Слайд 29

Фольклор малых жанров других народов Чешский и английский фольклор в переводе С.Маршака Английский фольклор в переводе К.Чуковского Шотландский и шведский фольклор в переводе И.Токмаковой Английские народные стихи в переводе В.Лунина Тексты для олимпиадных заданий

Слайд 30

Притчи, басни Народные Авторские Эзоп Леонардо да Винчи Ж.Лафонтен И.Крылов Л.Толстой Тексты для олимпиадных заданий

Слайд 31

Стихи русских писателей-классиков 19- нач.20 в. В.Жуковский Ф.Миллер И.Никитин И.Суриков Н.Некрасов А.Фет Ф.Тютчев Г.Галина А.Блок А.Плещеев А.Майков А.Толстой Р.Кудашева К.Бальмонт И.Моравская С.Есенин Саша Чёрный Даниил Хармс Тексты для олимпиадных заданий

Слайд 32

Тексты, специально подготовленные учителем Центоны Каламбуры Палиндромы Тексты, насыщенные языковыми явлениями и т.д. Тексты для олимпиадных заданий ДОПОЛУНОЧИЯДОЛЖЕНДОЙТИДОДОЛИНЫДО-БИРАЯСЬДОРОГОЙДОГОРЯОСМАТРИВАЛВСЕДО-СТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИДОВОЛЬНЫЙДОРОГОЙДО УПАДУУСТАВШИЙЯДОБРАЛСЯДОДОМА.

Слайд 33

Система подготовки учащихся к олимпиадам Цель – способность ученика успешно решать задачи, требующие высокого интеллектуального и творческого потенциала

Слайд 34

Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи? 1. Мотивированный 2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением 3. Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала 4. Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный 5. Стрессоустойчивый

Слайд 35

Мотивированный Создаем систему мотивации: Поощрение Формирование понятия ценности ума, смекалки и проч. Соревнование с самим собой, линия личностного роста Работа с родителями Игровые методы Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?

Слайд 36

2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением Используем методы и формы, активизирующие процессы мышления, воображения Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?

Слайд 37

3 . Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала С самого раннего возраста прививаем навыки самоорганизации, самостоятельности мышления Создаем условия для свободного творческого самовыражения Раскрываем творческий потенциал Используем урочные и внеурочные формы Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?

Слайд 38

4 . Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный Повсеместно развиваем, обогащаем речь Предлагаем высокий уровень текстового материала. Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?

Слайд 39

5. Стрессоустойчивый Формируем привычку состязаться, выходить из проблемной ситуации. Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....