Работа с одарёнными детьми в начальной школе.
презентация к уроку
Выявление одарённых детей в начальной школе, организация системной работы с ними-одна из главных задач современного начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одарёнными детьми в начальной школе. | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. «В каждом человеке-солнце. Только дайте ему светить.» Сократ
Одаренность в школе Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю.
Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей? Выявление одаренных детей — продолжительный процесс , связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима . Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
Предметные олимпиады являются одной из форм внеклассной деятельности, способствующей эффективной, системной диагностике одаренности. Предметная олимпиада- соревнование на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний.
Цели проведения предметных олимпиад следующие: Всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; Развитие и умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; Правильное восприятие задания нестандартного характера повышенной трудности; Преодоление психологической нагрузки при работе в незнакомой обстановке.
Учащиеся с первого класса начинают свой нелегкий, но увлекательный путь к подножию «школьного олимпа». Наряду с принципом «пусть победит сильнейший», при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим- «в олимпиаде есть победители, но нет побежденных».
Интерес к вопросам, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет одаренному ребенку «открыть» себя с другой стороны, дает возможность утвердиться в окружающей среде .
Олимпиада запускает мыслительный процесс Олимпиадная задача
Кому и зачем нужна олимпиада? ГЛАВНОЕ : Развивает детей в процессе решения заданий
неспособность осознавать проблемную ситуацию, ставить задачу неспособность самостоятельно находить путь к решению, выдвигать гипотезы поверхностный уровень восприятия информации низкий уровень познавательной потребности ограниченность общего кругозора, недостаточность эрудиции Олимпиада позволяет высветить глобальные проблемы развития современных детей
сужение словарного запаса обеднение речи неразвитость воображения невозможность взглянуть на ситуацию с иной точки зрения отсутствие «альтернативного мышления» отсутствие связей между областями знаний, преобладание «клипового» мышления Олимпиада позволяет высветить глобальные проблемы развития современных детей
Умение работать с текстом, информацией – главное требование времени, запрос общества к школе. Коммуникативно-деятельностная направленность современной школы диктует текстоориентированный подход в обучении Текст-произведение речи, форма существования речи, хранилище информации
Проблема невнимания к слову, непонимания слов в тексте Читаем медленно, акцентируем внимание на словах Учим на текстах с ключевой ролью отдельного слова, со словами-образами
Проблема поверхностного восприятия текста Учим «диалогу с текстом»: поиску непонятного в тексте и формулировке вопросов; прогнозированию ответов: проверке своих предположений по тексту Мотивируем интерес, предлагаем тексты с прямым, затем со скрытым вопросом
Проблема неразвитого читательского воображения Учим «включать мысленный экран» Учим на образных, не остросюжетных текстах, предлагаем творческие задания
Учим: различать прямой смысл и иносказание; выражать скрытую мысль словами; переносить смысл на жизненную ситуацию или иной текст Проблема понимания концептуального смысла текста Учим на мини-текстах со скрытым «намёком», «моралью» (притчи, басни, пословицы)
Проблема эрудированности учащихся, малого читательского опыта, скудного речевого запаса Учим кропотливому добыванию информации из текста. Привлекаем внимание к новой лексике, терминам. Отрабатываем толкование слова. Постепенно увеличиваем интенсивность работы. Учим на информативно насыщенных текстах, описывающих незнакомые для ученика реалии, с новой лексикой. Подбираем темы из различных областей знаний. Используем опыт детей, полученный на других предметах.
Продолжи незаконченный текст (по заданному условию) Составь текст из разрозненных частей Определи границы текста, предложений в тексте Проанализируй текст Найди в тексте лексико-семантические группы Сравни два текста Выбери информацию из текста и обратное (разверни предложение в текст) Создай свой текст по заданному условию (творческое задание) Типология заданий
Тип 1. Продолжи незаконченный текст (по заданному условию)
Тип 2. Составь текст из разрозненных частей
Тип 4. Проанализируй текст
Тип 5. Найди в тексте лексико-семантические группы
Тип 7. Выбери информацию из текста и обратное разверни предложение в текст)
Тип 8. Создай свой текст по заданному условию (творческое задание)
Критерии отбора текстов для составления заданий Текст должен быть
Русский фольклор малых жанров, в том числе детский фольклор пословицы, поговорки, загадки, песни, колыбельные, пестушки и потешки , прибаутки и небылицы, считалки и игры, скороговорки, дразнилки, анекдоты, докучные сказки Тексты для олимпиадных заданий
Фольклор малых жанров других народов Чешский и английский фольклор в переводе С.Маршака Английский фольклор в переводе К.Чуковского Шотландский и шведский фольклор в переводе И.Токмаковой Английские народные стихи в переводе В.Лунина Тексты для олимпиадных заданий
Притчи, басни Народные Авторские Эзоп Леонардо да Винчи Ж.Лафонтен И.Крылов Л.Толстой Тексты для олимпиадных заданий
Стихи русских писателей-классиков 19- нач.20 в. В.Жуковский Ф.Миллер И.Никитин И.Суриков Н.Некрасов А.Фет Ф.Тютчев Г.Галина А.Блок А.Плещеев А.Майков А.Толстой Р.Кудашева К.Бальмонт И.Моравская С.Есенин Саша Чёрный Даниил Хармс Тексты для олимпиадных заданий
Тексты, специально подготовленные учителем Центоны Каламбуры Палиндромы Тексты, насыщенные языковыми явлениями и т.д. Тексты для олимпиадных заданий ДОПОЛУНОЧИЯДОЛЖЕНДОЙТИДОДОЛИНЫДО-БИРАЯСЬДОРОГОЙДОГОРЯОСМАТРИВАЛВСЕДО-СТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИДОВОЛЬНЫЙДОРОГОЙДО УПАДУУСТАВШИЙЯДОБРАЛСЯДОДОМА.
Система подготовки учащихся к олимпиадам Цель – способность ученика успешно решать задачи, требующие высокого интеллектуального и творческого потенциала
Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи? 1. Мотивированный 2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением 3. Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала 4. Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный 5. Стрессоустойчивый
Мотивированный Создаем систему мотивации: Поощрение Формирование понятия ценности ума, смекалки и проч. Соревнование с самим собой, линия личностного роста Работа с родителями Игровые методы Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением Используем методы и формы, активизирующие процессы мышления, воображения Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
3 . Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала С самого раннего возраста прививаем навыки самоорганизации, самостоятельности мышления Создаем условия для свободного творческого самовыражения Раскрываем творческий потенциал Используем урочные и внеурочные формы Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
4 . Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный Повсеместно развиваем, обогащаем речь Предлагаем высокий уровень текстового материала. Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
5. Стрессоустойчивый Формируем привычку состязаться, выходить из проблемной ситуации. Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....
Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....