Физика в пословицах, поговорка, загадках и сказках.
учебно-методический материал
Внеклассное мероприятие на предметной неделе физики и математики для 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_v_poslovitsah_zagadkah_i_skazkah.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
"Физика в пословицах, поговорках, загадках и сказках"
1 конкурс «Физика в пословицах и поговорках»
Первое задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц/поговорок. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 4-5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется дополнительный балл. Для того, чтобы учащиеся давали чёткий и осмысленный ответ, рекомендуется задания к этому конкурсу написать на доске. Учащимся предлагается следующий план ответа:
- О каком физическом явлении, понятии, законе говорится в пословице/поговорке?
- Каков её физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?
- В чём её житейский смысл?
Также имеет смысл поговорить о том, что ученики знают о поговорках и чем они отличаются от пословиц. Поговорка – это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу". Берущие начало в глубокой древности, поговорки являют собой устный свод бытовых социальных, философских, религиозных, морально- этических взглядов и представлений народа.
Примерный список пословиц (поговорок), которые могут быть использованы.
. Тепловые явления
- "Гвоздём моря не нагреешь" – русская
- "Много снега – много хлеба" – русская
- "Солнце греет сильнее, когда нет облаков" – монгольская
- "Три года на камне просидишь – камень нагреется" – японская
Механические явления
- "Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" – китайская
- "Земля вертится, и мы с ней вместе" – сербская
- "В гнилой доске гвоздь не держится" – турецкая
- "Пошло дело, как по маслу" – русская
- "Не подмажешь – не поедешь" – французская
- "Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" – монгольская
- "Шила в мешке не утаишь" – русская
- "Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" – русская
Колебания. Волны. Звук.
- "Не кланяйся, как весы, в обе стороны" – турецкая
- "Как качели ни качай, придёт время – остановятся" – тамильская
- "Волна, набежав на волну, набирает силу" – персидская
- "У воды гибкая спина" – финская
Молекулярная физика
- "Ложка дёгтя в бочке мёда" – русская
- "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" – монгольская
- "На мешке с солью и верёвка солёная" – корейская
- "Подо льдом тёплой воды не бывает" – осетинская
- "Туман рассеивается – волку не по душе" – монгольская
- "Готовь сено пока солнце сияет» - английская
- "Металл хорошо отлит, если долго кипит" – русская
- "Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" – монгольская
Электричество. Магнетизм. Оптика.
- "Молния не сверкнёт – грома не будет" – турецкая
- "Молния ударяет в высокое дерево" – марийская
- "Как магнит с иглой" – тамильская
- "Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" – корейская
- "Тень высокой горы далеко падает" – корейская
- "В течение дня тень не падает дважды на одно и тоже место" – корейская
- "Солнце сияет, а месяц только светит" – русская
- "Что на зеркало кивать, коли рожа крива" – русская
- "Ночью все кошки серы" – русская
2 конкурс «Объясни примету»
Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая погоду, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетели народной наблюдательности, сметливости и мудрости. "Погодные" приметы – разнообразны. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с физическими явлениями, третьи с религиозными.
Капитаны команд вытягивают карточки с заданиями, где указано несколько примет, и после подготовки объясняют проявление физических явлений в данной примете.
Можно привести следующие приметы:
- "Соль мокнет – к дождю"
- "Табак сыреет – к сырой погоде
- "Если звёзды блестят ярко – к стуже"
- "Мало звёзд на небе – к ненастью"
- "Кольцо вокруг солнца – к ненастью"
- "Солнце красно заходит – к ветру"
- "Обильная роса – к хорошей погоде"
- "Осенний иней к сухой и солнечной погоде"
- "Туман утром стелется по воде – к хорошей погоде"
- "Ясный Млечный Путь летом – к вёдру"
- "Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь"
- "Какой пень, какая колода, такая погода"
3 конкурс «Физические явления в загадках»
В этом конкурсе командам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление.
Некоторые загадки носят шутливый характер, и не следует относиться к ним слишком серьёзно. Необходимо не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы:
- Какое физическое явление (объект) отражено в загадке?
- Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке, а какие нет?
- С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?
Загадки зачитывает ведущий, право ответа получает та команда, которая первой поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ начисляется один балл. Если команда ответила неверно, то право ответа переходит к другой команде.
Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (Телефон)
Чудо-птица алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нём летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идёт,
И зимою сад цветёт.
В том окне чудес полно
Что же это за окно. (Телевизор)
Сначала – блеск.
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния)
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно
Без языка кричит. (Эхо)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились, то остановились. (Весы)
Всем поведает хоть без языка
Когда будет ясно, а когда облака. (Барометр)
По высокой дороге идёт бычок круторогий. (Месяц)
Какой огонь не даёт дыма. (Свечение гнилушки)
В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке,
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. (Часы)
4 конкурс «Реши задачу»
Пришло время обратиться к литературному творчеству. Командам предлагается решить задачи на основе литературных сюжетов. Капитаны команд берут карточки с задачами. За отведённое время (10-15 мин) нужно решить как можно больше задач. Если задача решена верно, капитан сдаёт карточку и берёт следующую. За каждую решённую задачу начисляется 1 балл. По истечении времени все карточки сдаются жюри.
Тема "Давление"
а) Очень лёгкий Чебурашка массой 1 кг. И очень тяжёлый крокодил Гена массой 100 кг решили совершить прогулку по зимнему лесу. Гена надел лыжи, площадь которых 2000 см2, а Чебурашке достались ходули площадью опоры 800 мм2. Кто из друзей получит большее удовольствие от прогулки, если снег выдерживает давление в 10000 Па.
Ответ: Р1= 5000 Па, Р2= 20000 Па.
б) Пчела вонзает жало с силой 10-5 Н. Какое давление она создаёт на нос Вини Пуха, захотевшего мёда, если площадь её жала равна 3·10-16м2?
Ответ: Р= 3,3 ·105 Па
в) Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой "деревяшки"? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140см2, и деревяшку площадью опоры 8 см2 . Масса пирата 80 кг.
Ответ: в 17,5 раз
Архимедова сила
1. Сколько Дюймовочек массой 5 г каждая смогут переплыть реку в тазике массой 500г и объёмом 6л.
Ответ: 1100 шт.
2. В романе Ж. Верна "Пять недель на воздушном шаре" говорится, что воздушный шар, наполняемый водородом, имел ёмкость 44,847 кубических футов (англ. куб. фут равен 0,028315 м3). Какова подъёмная сила такого шара?
Ответ: 15068 Н
3 Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто кого обманул?
Ответ: 15,8 кг.
Теплопередача
А) Растает ли Снегурочка массой 60 кг при прыжке через костёр, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела Снегурочки - 100С.
Ответ: Q1= 2*104 Дж, Q2= 2,1*107 Дж не растает.
Б) Какой станет температура воды в бассейне объёмом 10м3 , если в начале она была 150С, а потом в неё нырнул гуманоид, который нагрелся на Солнце до 1000С.
Ответ: 880С
В) Змей Горыныч съедает за обедом 5м3 осиновых дров. Сколько часов может вести бой с тремя богатырями, если для битвы Горынычу необходима средняя мощность 30кВт на одного богатыря. Боевой КПД пресмыкающегося 30%
Ответ: 2,5 часа
Основы динамики.
1 Чему равно трение покоя Репки в земле, если Дед может создавать усилие в 200Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего?
Ответ: 393,75Н
2 Коэффициент трения Ильи Муромца о седло 0,2, а коэффициент трения копыт его коня Сивки-Бурки о поверхность родной земли равен 0,3. С каким максимальным ускорением конь может помчаться на битву с врагом.
Ответ: 3 м\с2
3 Ракетный двигатель в ступе Бабы-Яги развивает усилие в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-Яга, если её масса вместе со ступой составляет 250 кг.
Ответ: 10м\с2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 1 классе по теме: "Народные пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, приговорки"
Данный конспект может быть использован для детей 6-7 лет....
Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта
Загадки,пословицы ,поговорки про спорт....
Числа в загадках, пословицах, поговорках
Организация проектной деятельности учащихся...
Кубанские пословицы, поговорки, загадки.
Данный материал можно использовать на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности....
"Числа в пословицах, поговорках, загадках"
Материал рекомендован к использованию как дополнительный материал на уроках математики, в рамках проекта "Математика вокруг нас", а также на предметной неделе математики...
Пословицы, поговорки, загадки о профессиях
Пословицы, поговорки и загадки с ответами направлены на развитие интереса ребенка о будущей професии, дать возможность детям узнать больше о профессиях....
Проект "Числа в сказках, загадках, пословицах, поговорках" - презентация
Проект для 1 класса "Числа в сказках, загадках, пословицах, поговорках"...