Расширение «поля зрения» как фактор повышения техники чтения.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья содержит различные, в том числе авторские, упражнения, способствующие расширению "поля зрения" у учащихся начальной школы, и демонстрирует возможности их применения на всех уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширение «поля зрения» как фактор повышения техники чтения. | 255.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение «поля зрения» как фактор повышения техники чтения.
Бахман Ирина Евгеньевна,
учитель начальных классов МАОУ СШ № 76 г. Красноярска
Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является формирование навыка быстрого и осознанного чтения. « … овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» ( ФГОС НОО). Говоря иначе, ребенок должен научиться работать с информацией: читать текст, ориентироваться в нем, понимать прочитанное.
Обычно, чтобы повысить технику чтения ребенка, ему рекомендуют побольше читать, но в рамках обычного урока выполнить эту задачу очень сложно. Я задумалась над проблемой эффективного повышения скорости чтения, причем на всех уроках.
Ознакомившись со специальной литературой, я обнаружила, что одним из важнейших факторов быстрого чтения является широкое поле чтения. Под словами «поле зрения» обычно понимают широту охвата информации за одну фиксацию глаза.
Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
Таким образом, чтобы научить ребёнка быстрее читать, надо научить его "шире глядеть".
Для увеличения поля зрения используются различные упражнения, самыми популярными из которых являются «Таблицы Шульте», позволяющие не только расширять периферическое зрение, но и тренировать внимание.
Сначала ученики знакомятся с правилами работы с таблицами:
- Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см.
- Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в центре таблицы и больше не сдвигается.
- Находить числа нужно в возрастающем порядке, без пропусков, с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим (боковым) зрением.
Неверное выполнение упражнения
| Правильное выполнение упражнения |
Работа с таблицами предусматривает 3 уровня сложности. Задание для всех уровней одинаково: счет по порядку.
1 уровень:
Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Если эти таблицы даются просто – пора переходить на второй уровень.
2 уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5.
3 уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.
Но данные таблицы можно использовать только на уроках математики. Мне же не хотелось уделять внимание увеличению поля зрения на всех уроках, поэтому я придумала работу по буквенным таблицам, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения, принцип использования: от простого к сложному.
1 уровень. В таблицах нужно найти и прочитать слова, без орфограмм и без повторяющихся букв.
Школа Пушка
у | ш | л |
к | ц | й |
ф | а | о |
у | р | п |
к | д | ш |
б | а | ж |
2 уровень. Увеличиваются слова. Появляются повторяющиеся буквы. Важное условие, одну и ту же букву не читать дважды, искать другую.
История Учение
й | ц | с | р |
к | и | я | у |
е | г | ш | о |
и | н | т | х |
щ | ц | ч | р |
к | и | я | у |
е | г | ш | з |
и | н | т | х |
3 уровень. Увеличиваются слова, появляются орфограммы.
Рисование. Электричество.
Р | Б | С | Ю | Н |
Я | И | Е | В | Ч |
М | Д | З | Ш | Щ |
И | К | Л | А | Ж |
Э | П | О | Ю | Г |
В | А | Б | Е | Г |
Л | И | Е | Д | Ж |
З | М | Н | Т | К |
П | Р | Э | У | Ф |
С | Х | О | Т | Ч |
Буквенные таблицы дают хорошую возможность использования их на всех уроках. Если в таблицу зашифровать слово, связанное с темой урока, то можно ученикам вывести её самостоятельно. Например, на уроках русского языка это могут быть слова существительное, падеж, склонение, спряжение и т.д. На уроках литературного чтения слова волшебство, поучение и др.На уроках окружающего мира электричество, мировой океан и др.Упражнения для уроков окружающего мира представляют собой таблицы, которые включают в себя задания на поиск заданной последовательности из элементов природы. Например, такие с заданием: сколько раз на рисунке встречается последовательность из 3 элементов.(см. Приложение 1)
Вычеркивание с взаимопроверкой.
Это ещё один вид упражнений, способствующих расширению поля зрения. Ребятам предлагаются листочки с рядами букв, в которых они должны за заданное время найти и зачеркнуть определённую букву. После этого листочками обменяться и проверить их друг у друга.
УЙЦУКЕНУГШУЩЗХУХЪУ ФЫВУАПУРОЛУДЖУЭЯЧ УЙЦУКЕНУГШУЩЗХУХЪУ ФЫВУАПУРОЛУДЖУЭЯЧ УЙЦУКЕНУГШУЩЗХУХЪУ ФЫВУАПУРОЛУДЖУЭЯЧ УЙЦУКЕНУГШУЩЗХУХЪУ ФЫВУАПУРОЛУДЖУЭЯЧ |
Карточки- шифровки.
В таких карточках могут в каждом ряду встречаться буквы, написанные другим шрифтом. Из них складываются слова, связанные с темой урока, или целые задания.
Существительное.
ПВАУКНМТСРАНСЗВОУЬВРПСПВСИ ЙЦУКЕНГШЩЗХЪФВЫАЧСМАРПИТ ГКПВМСШЩЪХЭЖЮБЬТИМЧСВАЫП ВАСЕЧМСИАПВЕУКГАГАРМТМЬИЛА АПЕКНВИСМАПКЕНУОВИМИМТПООГ УКЦАЧСВМАПЕНПРИОТРШОЛЩЩДЬ КЕВПСМАУНЦАЫСВЕФСЫЧВАЦОЙТС ВРТНГОПШЛНУЕЧМПВЕЦГИЛОГЕВТ ЕВРКНЕГОАЛТЛМЛДМЛВОВРВРУНЫ АУРЦЕРЫЫЫВЫПВРВПАВРАЛПЛКОА АРНКПВМАПЫВРЫОЫОЫОЦЛЦЙЦШ НКПАЕУОЦУРЦЬРУОЦРУОЦОУЪЖБ УКВААПРЕГНОРЛИЬИТЬИОПОНПЭЖ АПЕЦУЙЫВЫТЧЬСЬАОЛАЛПОРОПРК КЕУАВПСМЕЦШЩСИУЦЦЦШЛТОЕЦ |
Белоснежка.
АРВОАНВРМОБМАОРПОАРПРВОРАОВРАОА ВШАРИСЕЦУЫВЧВОАЛОВЛОВЛОАЕШАППР ВНАВОАВМРДАПЩКЛВВЛЫПВРШРЗПХЗПРЪ ГВНАПУММХСОЗДЖДОБЦЙИЦЙСЫАВФВЫГ ВРАНПОАЛПОАПРСАПРВПВЛОИИЛОИАОПЛ ВГАПУНКЕНАПРНПАОМИАЛПАДРОВЙЦЕВФА ФОЧМКГВРПОААЛООСЛИАЕРЫЕЕПАРГШАПН ВНАРАОВОПВЖАОПАЩПАЛОПАКЛИШПРПЛО ВГАВАУЬТОТКШРЩШРОАЛПРАОПАОПОАПЛА ВЕАПГКШУРАОРАГОРЗЩЦЪЗВДАВОРЙМИЬСЬ |
Кроме расширения поля зрения все представленные упражнения работают на развития внимания, памяти, логического мышления и интеллекта ребенка в целом. Также они позволяют формировать различные универсальные учебные действия: коммуникативные - при взаимопроверке, познавательные - при выведении темы урока на основе предложенных слов, личностные - при формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, регулятивные - при планировании своей деятельности.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Читают ниже нормы | 42% | 9% | 6% | 3% |
Читают в рамках нормы | 49% | 61% | 58% | 58% |
Читают выше нормы | 9% | 30% | 36% | 39% |
Понимают прочитанное | 85% | 94% | 100% | 100% |
Использовать на своих уроках все перечисленные виды заданий я начала во 2-м классе и убедилась в их эффективности. Рост результатов во 2-м классе значителен по сравнению с 1-м классом.
Беглость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Таким образом, ежедневная работа по расширению поля зрения, как одного из факторов беглого чтения, которой на всех уроках уделяется буквально по 3-4 минуты, является эффективным инструментом для формирования у учащихся начальной школы навыка быстрого чтения. Помимо того, что она дает положительный результат, она ещё и вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным.
Проанализировав результаты своей работы, я сделала следующие выводы. Во-первых, все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса, чем раньше начать использовать их на уроках, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения. Во-вторых, эти упражнения я планирую варьировать, усложнять, комбинировать с упражнениями из других систем повышения скорости чтения в зависимости от темы урока, возраста учащихся. В-третьих, буду продолжать искать и использовать на своих уроках все возможные способы формирования навыка беглого чтения, поскольку чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...
Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе
Упражнения для повышения техники чтения учащихсяЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений....
Повышение техники чтения
Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами....
Таблицы для повышения техники чтения
Презентация предназначена для учащихся 1-2 классов. Используется как на уроках чтения, так и для индивидуальных занятий со слабо читающими учениками. Каждый слайд расчитан на одно занятие 5-7 мин....
Упражнения для повышения техники чтения
Все упражнения опробованы на практике неоднократно. Результат - высокая техника чтения у учащихся ( 4 класс: из 25 - 3 учащихся в пределах нормы, остальные - далеко за 100 слов и без ошибочное чтение ...
Методика скорочтения. Упражнения для расширения поля зрения.
Малое поле зрения — это один из важных факторов, который мешает быстрому чтению. Предлагаю ознакомиться с несколькими упражнениями, которые помогут расширить поле зрения....
Приёмы повышения техники чтения через привитие интереса к чтению
Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, это...