использование нумерации букв алфавита
занимательные факты
Интересные задания с использованием нумерации букв алфавита на различных уроках и внеурочке и также на различных его этапах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_uchitel.docx | 979.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Идеи, которые я реализую при обучении или на занятиях»
Работая учителем начальных классов на протяжении многих лет, я задалась вопросом: как сделать некоторые моменты уроков интереснее, и чтобы они решали несколько задач.
Как известно, в начальных классах присутствуют минутки чистописания, орфографические минутки, моменты актуализации знаний и не на одном уроке, и не на одном предмете. Готовясь к уроку математики, я просматривала методички по предмету, и в одной из них я нашла то, что мне надо.
Обучающиеся записывают под диктовку числа (на минутке чистописания). Образец записи цифр в кабинете всегда на виду, как и алфавит. В методичке так: 13,6,15,30,14,1,20,30,3,13,6,23,17,16,18,16,12,16,3. Расшифруйте запись, используя нумерацию алфавита букв. Я понимала, что это долго. Предложила детям работать в паре: один говорит число, другой в тетради пишет букву. Получается «леньматьвсехпороков». Спрашиваю, все ли слова понятны. Оказывается, что дети знают, что есть порок сердца, но и знают, что «порок-это плохое качество человека, а появится он, когда человек будет лениться». На данном этапе преследуется и воспитательная цель, и настрой на урок.
А дальше предстоит большая работа. Это зависит от темы урока, от того, какую цель преследует учитель и т.д. В данном случае, у меня была актуализация знаний учащихся: мы повторили таблицу умножения на 2,3,5; чётные и нечётные числа, круглые числа, двузначные и однозначные, и числа, которых в таблице умножения нет. Это числа 13,23,17. Почему этих чисел нет в таблице? Я поставила проблему. И дальше идёт всё к тому, что мы пробуем разделить (тетради, конфеты, магнитики). Оказывается, что числа всё-таки делятся, но делятся с остатком. Это и есть новая тема в 3 классе «Деление с остатком».
Данное применение и мне, и ребятам очень понравилось, и мы пошли дальше. На каждую парту сделали алфавит с нумерацией. Использовали
обложки от исписанных тетрадей с алфавитом и сразу их пронумеровали для того, чтобы работа шла быстрее.
При изучении темы «Меры времени» в 4 классе мы использовали числа: 2,6,18,6,4,10,12,1,8,5,21,32,14,10,15,21,20,21. А расшифровка такая: «Береги каждую минуту». С данными числами проводили устный счёт (подчеркните, обведите, умножьте, выпишите, назовите и т.д.)
«Копейка рубль бережёт» (12,16,17,6,11,12,1,18,21,2,13,30,2,6,18,6,8,7,20)
«Как потопаешь, так и полопаешь» (12,1,12,17,16,20,16,17,1,6,26,30,20,1,12,10,17,16,13,16,17,1,6,26,30)
«Здоровым будешь, всего добудешь» (9,5,16,18,16,3,29,14,2,21,5,6,26,3,19,6,4,16,5,16,2,21,5,6,26,30)
Конечно, необходимо писать числа через запятую и выполнить ещё и орфографическую работу.
«Наше здоровье в наших руках» (15,1,26,6,9,5,5,16,18,16,3,30,6,3,15,1,26,10,23,18,21,12,1,23)
«Без терпенья нет ученья»
«Лень до добра не доводит»
У ребят развивается и зрительная память, и логическое мышление, и реакция.
Использую не только пословицы и поговорки, но и строки из песен, девизы, призывы. В сентябре, на первых уроках использую такие призывы: «Береги книги» (2,6,18,6,4,10,12,15,10,4.10). «Сохраним учебники» 19,16,23,18,1,15,10,14,21,20,2,15,10,12,10).
Далее ведётся работа по оформлению предложений на письме.
-Какое это предложение по интонации?
-Какое это предложение по цели высказывания?
-Значит, какой знак поставим в конце предложения?
-Составьте самостоятельно восклицательное, побудительное предложение.
Не только на уроках математики и русского языка я использую данную идею, но и на других уроках. Часто на уроках окружающего мира проводится работа по экологическому направлению (…и Земля без зверей не Земля), на уроках литературы, технологии, музыки, изобразительного искусства (числа уже записаны, необходима расшифровка, и далее идёт работа над данным предложением; продолжить пословицу: (17,18,10, 19,16,13,15,29,26,12,6,20,6,17,13,16,… Дети расшифровывают и продолжают: «При солнышке тепло, … ), работа продолжается и на внеурочных занятиях, и на классных мероприятиях. Даётся подобное задание и обучающимся (зашифровать, придумать).
На уроке изобразительного искусства было такое задание.
Под каждой картиной подписаны жанры изобразительного искусства (в 5 классе был дан шифр в виде чисел, а в 7 классе – наоборот, но одна группа зашифровывала, другая должна была расшифровать. Расшифровать или зашифровать (задание в парах: один расшифровывает, другой зашифровывает). Например: 17,6,11,9,1,8 (пейзаж); 17,16,18,20,18,6,20 (портрет); 15,1,20,32,18,14,16,18,20 (натюрморт) и т.д.
Так же можно поработать и над видами изобразительного искусства: скульптура, архитектура, живопись, графика и т.д. В данном случае прослеживается и словарная работа, и работа над понятиями слов.
Знакомство с новыми словами из словаря 18,1,2,16,20,1 (работа); 21,25,6,15,10,12 (ученик); 23,16,18,16,26,16 (хорошо); 3,6,19,6,13,16 (весело) – 1 класс.
5,10,18,6,12,20,16,18 (директор); 3,1,4,16,15 (вагон); 2,10,13,6,20 (билет) – 2 класс.
12,16,19,20,7,18 (костёр); 26,16,22,7,18 9 (шофёр); 4,16,18,10,9,16,15,20 (горизонт) – 3 класс.
1,4,18,16,15,16,14 (агроном); 23,13,6,2,16,18,16,2 (хлебороб); 10,15,8,6,15,6,18 (инженер) – 4 класс. Дополнительно можно поставить вопросы.
-Какое слово лишнее? Почему?
-Хлебороб. В нём 8 букв, а в словах агроном и инженер по 7 букв.
-Что объединяет эти слова?
- Это существительные. Это одушевлённые имена существительные. Это нарицательные имена существительные. Это слова, которые обозначают профессии людей.
-Зашифруйте слово «профессия», используя нумерацию алфавита.
Поверьте, что работа над словами с непроверяемыми орфограммами пойдёт намного интересней и продуктивней. Как и везде сработает зрительная память. Ребята даже любят поиграть в «запоминалки» на запоминание номера буквы алфавита. Приклеивают на спину алфавит и дают задание: назови 14 букву алфавита, назови 16 букву, 13, 16,5,6, 24. Что получилось? (Молодец). В данном случае идёт и запоминание правильного названия буквы.
На минутке чистописания по русскому языку при повторении собственных имён существительных даю задание: записать буквы вместе с учителем (показ на доске) Б, А, Г, В, Е, Д. Запишите ещё две буквы, используя закономерность написания букв на доске. Обучающиеся заметили, что буквы «соседи» поменялись местами, и продолжить надо - Ж, Ё.
-Когда мы используем написание больших (заглавных) букв.
Дети начинают перечислять всё (имена, отчества, фамилии, названия планет, материков, стран и многое другое).
-Ребята, как можно назвать все эти слова?
-Имена собственные.
-Запишите на второй строке четыре слова, которые являются именами собственными. На третьей строке составьте предложение с любым из этих слов, подчеркните грамматическую основу и орфограмму, которую повторили. При повторении написания имён собственных также было и такое задание по рядам:
-Расставьте слова в предложении в алфавитном порядке и прочитайте получившиеся предложения.
Вариант I.Саша сажала саженцы в саду.
Вариант II.Книгу Катя купила в киоске.
Вариант III.В буфете Борис брал батон и баранки.
-Какое предложение вам понравилось больше то, которое записано на доске или то, которое составили вы, используя алфавит?
А получается вот что
В саду сажала саженцы Саша. Катя в киоске книгу купила. Баранки и батон Борис брал в буфете.
-Как вы думаете, сыграет ли роль порядок слов в предложении? Почему?
-Что мы должны учитывать, составляя предложения?
Словарная работа (адр.с, б.бл.отека, вдру., г.рох, инж.нер, д.рога, еж.дневно).
-Запишите слова, вставьте пропущенную орфограмму, лишнее слово подчеркните и скажите, почему вы считаете, что оно является лишним.
-Лишнее слово «инженер», так как оно записано не в алфавитном порядке, а все остальные по алфавиту.
При изучении новой темы даю слова: теперь, завтра, вчера, здесь, впереди, медленно. (Эти слова идут для запоминания) Поставьте вопросы к этим словам. (Когда? Где? Как?). Как называются такие слова, узнайте сами по нумерации букв алфавита: 15,1,18,6,25,10,33 (наречия).
На уроке музыки мы тоже использовали алфавит.
Задание: расшифровать запись, используя нумерацию алфавита.12,1,20,32,26,1 (Катюша)
-Какое значение имеет слово «Катюша»?
-Имя девушки, название орудийной установки (у меня четвероклассники назвали). И конечно, сказали, что есть такая песня «Катюша».
-А как вы думаете, почему мы сегодня поговорим о песне «Катюша»?
-Наверное, будем её петь?
-Мы не просто будем её петь, мы будем сегодня эту песню поздравлять. Сегодня у этой песни день рождение (урок был 28 ноября). Ей исполнилось 80 лет. Давайте посчитаем, в каком же году она родилась. Дети посчитали, что это 1938 год. С большим желанием дети исполнили эту песню. Оказывается, что почти все её знают. Ведь не часто так бывает, что с днём рождения можно поздравить песню. А некоторые даже сказали: «О, надо дома сказать, что у песни есть день рождения!».
Давая урок в незнакомом классе, я также использовала данный метод и убедилась, что детям понравился этот приём, и работали они быстро и увлечённо. Я решила поделиться с коллегами своей идеей по применению алфавита (замена буквы номером и наоборот). В зависимости от класса, от предмета, от тематики, от воспитательной или учебной цели и ,конечно же, от творчества учителя и его мастерства каждый найдёт применение данной идее.
Помимо использования алфавита, мы используем образцы соединения букв для минутки чистописания, которые напечатаны на обложках тетрадей, затем пишем слова, в которых есть данные соединения. Это могут быть слова на различные орфограммы. Составляем предложения с этими словами, разбираем эти предложения и т.д.
Используемая литература:
Поурочные разработки по математике.3 класс. М.О.А.Мокрушина. Москва «Вако» 2007 (Дополнительный материал к уроку. Задача В. Стр.251)
Пословицы и поговорки русского народа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма в 1 классе "Закрепление букв алфавита"
Представлена разработка урока и презентация. Урок проводится в игровой форме....
презентация "закрепление букв алфавита"
презентация к уроку...
Стихи про буквы алфавита!
В данном материале представлены стихи про каждую букву алфавита....
Прописные буквы алфавита, отработка
ЧИСТОПИСАНИЕ. АЛФАВИТ. (ОТРАБОТКА КАЛЛИГРАФИИ В НАПИСАНИИ БУКВ )...
"Урок здоровья. Буква А - первая буква алфавита и здоровья."
"Буква А - первая буква алфавита и здоровья"....
Физкультминутки в начальной школе на все буквы алфавита
Эти физкультминутки можно использовать на уроках чтения и обучения грамоте. Особенно целесоообразно использовать их на уроке знакомства с новой буквой. Это способствует быстрому запоминани...
Физкультминутки в начальной школе на все буквы алфавита
Физминутки можно использовать на любых уроках начальных классов....