Рабочая программа по учебному курсу "Будущий отличник".
рабочая программа (1, 2 класс)
Рабочая программа разработана для 1 - 2 классов, на основе Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_kurs_budushchiy_otlichnik_12_klass_2018-2019.docx | 57.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Аннинский Лицей»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению НМС МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» Председатель НМС / эксперт ___________Куренкова В.В. подпись ФИО протокол №1 от 28.08.2018 г
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» _________ Муратова О.В. подпись ФИО 30.08.2018 г дата | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» _____________Н.О.Корнилова приказ №48/6 от 03.09.2018 г.
|
Рабочая программа
учебного курса
«Будущий отличник»
для I, II классов
Составитель: учитель начальных классов,
Белокопытова Марина Николаевна
п.г.т.Анна
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Рабочая программа учебного курса «Будущий отличник» разработана на основе:
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015г. №1/15);
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729);
- Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».
Цель программы: развитие познавательных способностей детей через систему развивающих упражнений.
Задачи: 1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
2. Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный учебный курс по выбору содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного курса «Будущий отличник» рассчитана на регулярное еженедельное проведение занятий, 1 час в неделю, со сменными группами учащихся первых и вторых классов.
I класс: 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 8 ч.
II класс: 2 четверть – 7 ч, 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 8 ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 48 с.
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 56 с.
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 198 с.
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). Методическое пособие, 2 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2017. – 256 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осмысливать поступки героев произведений, сравнивать их со своими собственными поступками;
- осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления;
- контролировать процесс, и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в процесс деятельности;
- контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
- корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.
Коммуникативные
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
- слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости;
- общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- слушать и отвечать на вопросы;
- читать и пересказывать текст
- высказывать свою точку зрения;
- делить полномочия в группе при планировании групповой работы.
- выражать свои мысли;
- доказывать свою точку зрения;
- учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
- уважать своё и чужое мнение;
- слышать и слушать партнёра;
- контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- делать обобщения, выводы;
- проявлять желание больше узнать;
- сравнивать, классифицировать предметы;
- анализировать текст, выделять в нем основную мысль;
- размышлять над нравственными ценностями «терпение», «забота о ближнем»;
- проявлять инициативу в учении и познавательной активности;
- выполнять задачи, не имеющие однозначного решения;
- применять знания в новой ситуации.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающийся научится:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;
- находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
- уметь определять причинно – следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль;
- пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- выказывать своё отношение к происходящему;
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы курса «Будущий отличник» можно разделить на несколько разделов:
1. Тренировка психических процессов»: на каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
2. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
3. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
4. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
5. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
6. Задачи геометрического характера - занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
7. Нестандартные задачи логического характера - систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.
8. Нестандартные задачи алгебраического характера - активное восприятие и понимание математических законов, формирование мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
9. Игры Зака А.А. - знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I класс
3 четверть (10 ч)
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | |
3 ч | 4 ч | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1 |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | 2 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 | 1 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | 1 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 1 |
Всего: | 10 ч | 8 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
II класс
2 четверть (7 ч)
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | ||
2 ч | 3 ч | 4 ч | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1 | 1 |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 2 | 2 |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 2 | 1 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 1 | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 2 | 1 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1 | 1 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 7 ч. | 10 ч. | 8 ч. |
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по курсу «Будущий отличник» для I классов на 2018-2019 учебный год.
Учитель: Белокопытова М.Н.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учебника | Формы организации неаудиторных занятий | Формы контроля | |||
план | факт | |||||||
3 четверть (10 ч.) Неаудиторные занятия – 10ч. - 100% | ||||||||
1 | Вводное занятие. Первый раз в первый класс. Тест. УРК | 1-3 | круглый стол | тест | ||||
2 | Задания трёх поросят. ОНЗ | 6-7 | урок- соревнование | текущий | ||||
3 | Играем в «ромашку». ОНЗ | 10-11 | урок-игра | текущий | ||||
4 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят». ОНЗ | 12-13 | урок-сказка | текущий | ||||
5 | Рисуем яблоньку. ОНЗ | 14-15 | урок-игра | текущий | ||||
6 | Геометрический магазин. ОНЗ | 16-17 | урок - исследование | текущий | ||||
7 | Шкатулка с сюрпризом. ОНЗ | 22-23 | урок-игра | текущий | ||||
8 | В гостях у Знайки. ОНЗ | 27-29 | урок-путешествие | текущий | ||||
9 | «Прикольные задания». Р | 36-38 | урок - викторина | текущий | ||||
10 | Цепочка занимательных заданий. Тест. ОК | 43-47 | урок- соревнование | итоговый | ||||
4 четверть (8 ч.) Неаудиторные занятия – 8ч. - 100% | ||||||||
1 | Вводное занятие. Первый раз в первый класс. Тест. УРК | 1-3 | круглый стол | тест | ||||
2 | Задания трёх поросят. ОНЗ | 6-7 | урок- соревнование | текущий | ||||
3 | Играем в «ромашку». ОНЗ | 10-11 | урок-игра | текущий | ||||
4 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят». Рисуем яблоньку. ОНЗ | 14-15 | урок-сказка | текущий | ||||
5 | Геометрический магазин. ОНЗ | 16-17 | урок - исследование | текущий | ||||
6 | Шкатулка с сюрпризом. В гостях у Знайки. ОНЗ | 22-23 | урок-игра | текущий | ||||
7 | «Прикольные задания». Р | 36-38 | урок - викторина | текущий | ||||
8 | Цепочка занимательных заданий. Тест. ОК | 43-47 | урок- соревнование | итоговый |
8
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по курсу «Будущий отличник» для II классов на 2018-2019 учебный год.
Учитель: Белокопытова М.Н.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учебника | Формы организации неаудиторных занятий | Формы контроля | ||||
план | факт | ||||||||
2 четверть (7 ч.) Неаудиторные занятия – 7 ч. - 100% | |||||||||
1 | Входной тест. Кое-что о школе. Как из рога изобилия. ОК | 5-10 | круглый стол | тест | |||||
2 | Сказочный листопад. Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ | 15-19 | урок - диалог | текущий | |||||
3 | Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ | 23-26 | мини-диспут | текущий | |||||
4 | Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ | 47-48 | урок - практикум | текущий | |||||
5 | Сундучок занимательных заданий. Симметрия. По тропинкам математики. ОНЗ | 52-56 | урок - исследование | текущий | |||||
6 | Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ | 4-9 | урок-игра | текущий | |||||
7 | На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. Тест. ОК | 19-21 33-37 | урок - викторина | итоговый | |||||
3 четверть (10 ч.) Неаудиторные занятия – 10 ч. - 100% | |||||||||
1 | Входной тест. Кое-что о школе. Как из рога изобилия. ОК | 5-10 | Круглый стол | тест | |||||
2 | Сказочный листопад. Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ | 15-19 | урок - диалог | текущий | |||||
3 | Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ | 23-26 | Мини-диспут | текущий | |||||
4 | Цветочная угадай-ка. ОНЗ | 33-35 | проект | текущий | |||||
5 | Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ | 47-48 | урок - практикум | текущий | |||||
6 | Сундучок занимательных заданий. Симметрия. ОНЗ | 52-56 | урок - исследование | текущий | |||||
7 | По тропинкам математики. ОНЗ | 36-38 | урок-игра | текущий | |||||
8 | Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ | 4-9 | урок-путешествие | текущий | |||||
9 | На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. ОНЗ | 19-21 33-37 | урок - викторина | текущий | |||||
10 | Согласись или поспорь со мной. Тест. ОК | 54-56 | урок- соревнование | итоговый | |||||
4 четверть (8 ч.) Неаудиторные занятия – 8 ч. - 100% | |||||||||
1 | Входной тест. Кое-что о школе. Как из рога изобилия. ОК | 5-10 | круглый стол | тест | |||||
2 | Сказочный листопад. Развиваем воображение и фантазию. ОНЗ | 15-19 | урок - диалог | текущий | |||||
3 | Бьём баклуши. Курам на смех. Засучив рукава. ОНЗ | 23-26 | мини-диспут | текущий | |||||
4 | Учимся быть внимательными и заботливыми. ОНЗ | 47-48 | урок - практикум | текущий | |||||
5 | Сундучок занимательных заданий. Симметрия. По тропинкам математики. ОНЗ | 52-56 | урок - исследование | текущий | |||||
6 | Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами. ОНЗ | 4-9 | урок-игра | текущий | |||||
7 | На загадочной волне. Загадочки - загадки для умственной зарядки. Сказки А. С. Пушкина. ОНЗ | 19-21 33-37 | урок - викторина | текущий | |||||
8 | Согласись или поспорь со мной. Тест. ОК | 54-56 | урок- соревнование | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...