Проектная работа учащихся 3 "А" класса по теме "Народы России"
проект (3 класс) на тему
В работе представлены цели. задачи, содержание годовой проектной деятельности учащихся по теме "Народы России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида
Народы России
Автор:
учащиеся 3 «А»
ГОУ СКОШИ №20 г Москвы
Руководитель:
Гильгирова Н. Е. (учитель 3 «А» класса.)
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение…………………………………………………………………
II. Обоснование проекта .................……………………………….
Ш Заключение…………………………………………………………
IV.Литература……………………………………………………………
V. Приложение……………………………………………………………….
2011 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТЕМА: Народы России
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Гильгирова Н.Е.
КОНСУЛЬТАНТ: Картежникова М. П., Лукашова Л. А.
СОСТАВ УЧАЩИХСЯ: 3 «А» КЛАСС
ТИП ПРОЕКТА: информационно – исследовательский, долгосрочный.
ЦЕЛЬ: Знакомство с традициями и обычаями народов России, познать как самобытна, разнообразна и интересна культура каждого народа.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей навык самостоятельной работы с большим объёмом информации.
Развивать творческие способности учащихся, способность логически излагать, сопоставлять и сравнивать полученные данные.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, толерантного сознания и поведения, сплочённости коллектива класса.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Россия — страна многонациональная, этнически
многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность
формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Поэтому считаем, что толерантному воспитанию нужно уделять глубокое внимание уже в начальном звене школьного образования.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: аудиосистемы, компьютер, мультимедийная установка, наглядный материал, учебная и учебно-методическая литература.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Продумывание учителем темы проекта
Ознакомление с жизнью и бытом народов России. Виртуальное путешествие по России. Применяется в рамках уроков ознакомления и при проведении внеклассной работы в школе. Время проведения: во второй половине дня.
Выбор возрастной категории учащихся
Возрастная группа - учащиеся 3 класса, дети 9-10 лет (ученики начальной школы)
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Почему Россию называют многонациональной страной?
Формулирование дидактических целей проекта
Формирования навыка проблемно-исследовательской деятельности. Формирования навыка самостоятельной работы с большим объёмом информации. Формирование толерантного сознания и поведения Формирование сплочённости коллектива класса.
Формулирование методических задач
Учить детей готовить доклады по теме и проводить защиту своей работы. Учить детей готовить и проводить театрализованные представления. Развивать познавательную деятельность учащихся. Учить детей пользоваться источниками информации (энциклопедиями, интернетом). Учить детей проводить презентации проекта при помощи Microsoft PowerPoint. Узнать как можно больше о народах России.
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
В чём проявляется самобытность народов России (русских, татар, калмыков, даргинцев и других)? Обычаи, бытовые условия жизни и нравы народов России (по 4 - 5 минут на каждую тему доклада)
Выдвижение гипотез решения проблем
Россия - многонациональная страна, где каждый народ с самобытной культурой.
Определение творческого названия проекта
Путешествие по России.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
В проекте участвуют все дети класса. Все ищут материал по теме, готовят доклады, готовят выступление и участвуют в подготовке презентации. Итог работы: папки с материалом по республикам, выставка по Народам России (блюда национальной кухни, национальные костюмы, предметы быта)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
С детьми обсуждали, как найти источники информации по теме исследования (школьная библиотека, домашняя библиотека, сайты в Интернете). Детям говорили о том, как соблюсти авторские права.
Самостоятельная работа групп
Учитель помогал обрабатывать собранный материал, помогал при оформлении папок, помогал оформить выставку по народам России, помогал советами при подготовке костюмов к выступлению. Учитель помогал проводить защиту докладов и готовить презентацию. (Время подготовки - вторая половина)
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Над презентацией работают все учащиеся класса. Форма презентации –доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями. Подготовка выставки и буклета.
Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.
Календарное планирование работы над проектом
№ п/п | Содержание работ | Сроки |
1. | Вводный этап. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта. | Сентябрь |
2. | Стендовая информация о проектной работе. | В течении всего проекта |
3. | Выдача письменных рекомендаций будущим авторам ( темы, требования, сроки, график консультаций и пр.) | Сентябрь Октябрь |
4. | Консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей. | |
5. | Формирование проектных групп, оформление заявок на существование проекта. | |
6. | Обсуждение идей будущих проектов. Составление индивидуальных планов работы над проектами. | |
7. | Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами. | |
8. | Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. | Сентябрь-март |
9. | Организационно - консультативное занятие: промежуточные отчёты учащихся, ( презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ). | 1 раз в неделю |
10. | Индивидуальные и групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. | Еженедельно по вторникам и пятницам |
11. | Регулярные консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материала. | В течении всего проекта |
12. | Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. | Март- апрель |
13. | Репетиционное - консультативное занятие : «предзащита» проектов. | Март |
14. | Доработка проектов с учётом замечаний и предложений. | Февраль - март |
15. | Подготовка к публичной защите проектов:
| Март - апрель |
16. | Заключительный этап. Публичная защита проектов. | Май |
17.. | Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. | |
18. | Итоговый этап. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материала). | Май |
19. | Обобщение материала. Оформление отчётов о выполненной работе. | Май |
I. ВВЕДЕНИЕ
Мир, благополучие людей в большой степени зависит от взаимного согласия представителей разных народов поддерживать между собой доброжелательные отношения на принципах взаимного уважения к культуре друг друга. Поэтому идея поликультурного воспитания в настоящее время чрезвычайна актуальна. Мы считаем, что ее реализация может быть успешной, если она развертывается, начиная с младшего школьного возраста, и включает не только познавательный характер, но и эмоционально – эстетический компонент.
Над решением проектной деятельности мы использовали разнообразные формы и средства поликультурного воспитания младших школьников, в том числе:
- рисование с натуры предметов декоративно – прикладного искусства, являющихся типичными для разных народов;
- выработка способности различать общие и отличительные элементы национальных орнаментов;
- ознакомление с образцами изобразительного искусства разных народов в процессе бесед о художниках и их произведениях;
- тематическое рисование по сюжетам народных сказок;
- ознакомление с содержанием
- ознакомление с народными играми
II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Приступая к реализации общешкольного проекта «С чего начинается Родина?» перед нами встала задача, какую выбрать под тему, чтобы больше узнать о России. Определились с темой проекта «Народы России»
ТЕМА: НАРОДЫ РОССИИ
ЦЕЛЬ: формирование представления о народах России
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с понятиями «народ», «многонациональная страна», «область», «республика», «край»;
- познакомить учащихся с традициями, обычаями и самобытной культурой народов России
- развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые;
- развивать творческую инициативу у детей, умение анализировать, делать выводы;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;
- привлекать к участию в школьной жизни членов семьи;
- воспитывать любовь к своей многонациональной стране и толерантное отношение к их культуре, традициям и обычаям.
III. Заключение
В целом работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие все учащиеся 3 «А» класса. Каждый ребенок был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблеме, приобрёл новые знания в ходе индивидуальной и групповой работы.
В процессе творческой деятельности ученики получали полное и глубокое удовлетворение от практической работы. Развивалась также творческая активность, социальная позиция школьников. Дети что-то делали, у них рождалось множество идей и замыслов, они сталкивались с проблемами, преодолевали их, узнавали много нового, применяли свои знания на практике.
Данный проект явился значимым для учеников третьего класса, т.к. поддержал интерес к учению, способствовал развитию творческой личности, расширил представление о народах, проживающих в России.
IV. ЛИТЕРАТУРА
- Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г.
- Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозайка-Синтез” 2005 г.
- Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. Н., Цыбина Т. М. Внеклассные мероприятия. 3 класс” 2 изд. М. “ВАКО”,2005 г.
- Начальная школа №24 2003 г. “С любовью к России” Т. Бойко
- Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:
7.Большая Российская энциклопедия, 1998.
8.Русские обычаи и обряды. /Автор – сост. Н.А. Юдина. – М. 2005 г.
V. Приложение
Отчет о проектной деятельности
на тему «Народы России»
Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. (Учитель показывает на карте территорию России.) всего в состав России входят 89 субъектов
Широка и необъятна наша страна. Но главное её богатство – люди.
Росса состоит из росинок,
Туман из капельки пара.
Песок из мельчайших песчинок
Так Россия из россиян.
Кто же такие россияне? Чтобы ответить на этот вопрос мы определились с темой своего проекта. Наш проект называется «Народы России».
Издавна Россию населяли разные народы и в настоящее время на её территории проживают более 100 наций и народностей. Поэтому нашу страну называют многонациональной. Самыми многочисленными народами являются русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва. (показ иллюстрации с изображением представителей разных народов в национальных костюмах.)
- Чем же отличается каждый из народов?
(Каждый из народов отличается от другого: языком, историей, культурой.)
Мы решили подробнее узнать историю и культуру некоторых народов нашей многонациональной страны. На начальном этапе определились с выбором, затем последовал информационный сбор. Информацию получали от взрослых, из литературы, интернета.
Егор … заинтересовался таким народом, как казаки. Он узнал, как зародилось казачество. Познакомился с обычаями и традициями этого народа. Обработав собранный материал, он выпустил стенгазету.
Маша … решила узнать о калмыках. В ходе исследовательской работы выяснила, что калмыки вели кочевой образ жизни, так как занимались разведением скота. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка. Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Маша узнала, что Республика Калмыкия в 2009 году отметила свой юбилей (400 лет) вхождения в состав России.
Олег … собрал информацию о Республике Дагестан. Дагестан в переводе с тюркского означает «страна гор». Дагестан - это не только "страна гор", но и "страна языков". Потому что на территории Дагестана живет около 30 народностей - аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы и многие другие. Традиции разных народов Дагестана практически не различаются. Незначительные различия есть между теми, кто живёт в горах, и теми, кто живёт на равнине или в долинах.
Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными качествами. Недаром, произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.
Лиза… собирала материал о национальных костюмах этих народов. Она обратила внимание на самобытность и красоту этих костюмов, отметила их различие и некоторые сходства.
Давида … заинтересовали народные игры. Отобрав понравившиеся игры, он разучил их с нами. В свободное время мы любим играть в эти игры.
В ходе проектной работы мы познакомились с национальной кухней, попробовали некоторые блюда, которые охотно приготовили бабушки и мамы детей.
Собранный материал мы оформили в папку.
Работая над проектом нашли ответ на свой вопрос кто же такие россияне.
Все живущие в России люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество – Россия.
Разнообразна и богата культура каждого народа. Мы поняли, что надо уважать и ценить не только свой, но и другие народы.
Автор проекта: 3 «А» класс.
Руководитель: Гильгирова Н.Е.
21. 05. 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...
Проектная работа учащихся начальной школы.
Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...
Проектные работы учащихся
Предлагаю вашему вниманию проектные работы учащихся моего класса. 1 класс. Обучение грамоте - "Мое имя", "Алфавит" 2 класс: Математика - "Величины"...
Проектная работа учащихся 1 класса "Наша школа"
Актуальность:Знание истории школы позволит учащимся ощутить чувство гордости за свою школу, осознать что они тоже причастны к нему. Цель проектной работы – получить первоначальные зна...
Таблица. Результаты окружных, городских и всероссийских конкурсов проектных работ учащихся (руководитель: Миронова Инна Александровна)
Таблица. Результаты окружных, городских и всероссийских конкурсов проектных работ учащихся (руководитель: Миронова Инна Александровна)...
Проектная работа учащихся "В мире волшебной сказки"
Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...