День науки.
методическая разработка (3 класс) на тему
Устное народное творчество глазами младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_nauki.docx | 53.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество (фольклор) глазами младших школьников.
Внеклассное мероприятие, проводимое в рамках «Фестиваля наук» педагогами дополнительного образования «Образовательный марафон» Курцевой Л.П. и Мосиновой В.К.
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательные задачи:
•закрепить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества: пословица, поговорка, скороговорка, загадка, потешка, считалка, сказка, песня...
- познакомить детей с понятием «фольклор»
Развивающие задачи:
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• развивать связную речь;
• развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к родному краю, Отечеству;
- знакомить детей с русской культурой;
- воспитывать у детей дружеские отношения к людям разных национальностей, чувство гордости за свою страну, за свой народ;
- воспитывать положительную учебную мотивацию;
- доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам; цветок с названиями: пословица, поговорка, сказка, частушка, потешка, прибаутка; предметы обихода в стиле Хохломы, Гжели, Городецкой и Дымковской росписи; рисунки и аппликации; русские народные костюмы; презентация; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
- Вступительная часть.
Сегодня в нашей школе День науки.
-Как вы понимаете, что такое наука?
-Какие науки вы знаете?
-Где можно получить научные знания?
Во всём мире были и есть учёные, которые прославили свои страны интересными научными открытиями. Основным источником мудрости была сама жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.
1 слайд:
Ломоносов М.В……..
Никакое развитие разума, никакая наука не может достигнуть наивысшего результата, если люди не будут знать своих истоков, своих корней, своей культуры, своих традиций.
Мы живём в стране, которая называется ….Россия.
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру и историю своего народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, сделавших научные открытия.
- Сегодня мы узнаем одну частицу нашей древней истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Вместе с нами пойдут двое учёных, которые будут помогать нам в изучении этой новой темы.
2 слайд:
«Устное народное творчество»
Перечислить жанры фольклора…..
Как вы понимаете, что такое «Устное народное творчество»?
1 ученик
-Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки, прибаутки, потешки.
2 ученик
- В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям.
3 ученик:
Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее.
4 ученик:
Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
1учёный:
Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Устное народное творчество в переводе с английского - это «народная мудрость» или фольклор.
2 учёный:
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
-Чем отличается фольклор от литературы?
1.У фольклора нет автора.
2.Фольклорные произведения передавались из поколения в поколение из уст в уста.
3.Фольклор несёт в себе весь опыт жизни русского народа.
Учёные придумали для вас интересные задания, чтобы их правильно выполнить, вам нужно сказать волшебное заклинание:
3 слайд:
( дети встают , произносят слова и выполняют движения )
Руки к солнцу протяни.
Вправо - влево наклонись
В ладоши хлопни раз - два - три!
И соседу улыбнись!
Выходит девочка в русском народном костюме с лейкой в руках:
Во саду ли в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И к вам в класс принесла.
А цветочек не простой,
В нём каждый лепесток расписной.
На доске появляется цветик-семицветик с перевёрнутыми лепестками,в середине надпись:
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.
ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. (цвет красный)
Русский народ к каждому слову и присловию сочинял пословицы и поговорки.
"Пословица к слову молвится, пословица - всем делам помощница"
Учитель:
Чем отличается пословица от поговорки?
1учёный:
-Поговорка-это меткая фраза или словосочетание: лёгок на помине, как с гуся вода…
2 учёный
-Пословица- это целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль, наставление: землю красит солнце, а человека -труд…
Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них.( Первую половину называет учитель, вторую- дети, у детей на каждом столе на карточках напечатана 2 половина пословицы).
1.Одна голова хорошо,------------------а две лучше.
2.Терпенье и труд ------------------всё перетрут.
3.Хлеб- ------------------всему голова.
4.Не красна изба углами,---------------а красна пирогами.
5.Без труда не вытащишь----------------и рыбку из пруда.
6.Вся семья вместе, -----------------так и душа на месте.
7.Семь раз отмерь, -----------------а один отрежь.
ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК:СКОРОГОВОРКИ.
(цвет жёлтый)
Скороговорки – весёлая и безобидная игра, быстрое повторение труднопроизносимых стишков, фраз. Для чего нужны скороговорки?
-Чтобы научиться выговаривать все звуки правильно, говорить внятно и понятно.
1 учёный:
Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы.
2 учёный:
Скороговорки используются для тренировки дикции и произношения.
1 ребёнок из каждой команды достаёт из корзиночки скороговорку и старается её быстро прочитать 3 раза.
1.Летят три пичужки через три пустых избушки.
2.Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
3.Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
4.Все бобры добры до своих бобрят.
5.Кукушка кукушонку купила капюшон.
6.Прохор и Пахом ехали верхом.
7.Проворонила ворона воронёнка.
ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК: ЗАГАДКИ.
(цвет синий)
Чтобы испытать сообразительность человека, загадывали загадки.
Давайте и мы покажем свою сообразительность, отгадаем несколько загадок.
1.Сестра к брату идёт, а он от неё прячется. (День и ночь)
2.Без рук,без ног,под окном стучит,в избу просится.(ветер)
3.Хвост с узорами,сапоги со шпорами,
ночью распевает-время считает. (петух)
4.Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.(небо и солнце)
5.Что мягче всего на свете?(руки)
6.То толстеет,то худеет,громко-громко голосит.(гармонь)
7.Зелена,а не луг,
белена,а не снег,
кудрява,а не человек.(берёза)
Берёза-это символ России.Строили новый дом и сажали рядом с домом берёзу. Берёза лечила,парила, украшала жизнь человека.Под берёзой назначали свидания, вокруг берёзы водили хороводы и пели песни.
ОТКРОЕМ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
В старину наших бабушек и дедушек,прабабушек и прадедушек собирался народ после трудового дня за околицу,чтобы отдохнуть после трудового дня от забот,песни попеть, хороводы поводить.
Давайте и мы встанем в хоровод,споём одну из русских народных песен.
ДЕТИ ВСТАЮТ В ХОРОВОД И ПОЮТ ПЕСНЮ:"ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА".
1.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли,люли стояла,
Люли,люли стояла.
2.Не кому берёзу заломати,
Не кому кудряву заломати.
Люли,люли заломати,
Люли,люли заломати.
3.Я пойду,пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли,люли заломаю,
Люли,люли заломаю.
4.Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли,люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
5.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли,люли стояла,
Люли,люли стояла.
ПОРА ОТКРЫТЬ ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК:ПОТЕШКИ.
Что такое потешки?
-Это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.
-А ещё потешки высмеивали недостатки взрослых:жадность,лень,глупость,скупость,болтливость...
Чтобы потешки действительно были смешными,надо их читать интересно,с выражением.
Давайте попробуем это сделать.
1.Водичка,водичка умой моё личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2."Пальчик-пальчик,где ты был?"
"С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел."
3.Из-за леса,из-за гор едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,жена на коровке,
Дети на телятках,внуки на ягнятках.
4.Сынок, сходи на речку за водицей.
- Брюхо болит.
Сынок, иди кашу есть.
- Ну,раз мать велит,надо идти.
5.Раздень меня, уложи меня,
Закрой меня,переверни меня,
А усну я сам.
А лепесток-то наш открыт не до конца.
ЧТО ЖЕ СКРЫВАЕТ ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК:СКАЗКА.
Красна песня ладом,а сказка складом.
Русский народ издавна слагал сказки и особенно предпочитал сказки о животных и о взаимоотношениях животного и человека.Сейчас мы с вами вспомним названия некоторых русских народных сказок.
1.Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают-это Баба...(Яга)
2.Уплетая калачи, ехал Ваня на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
3.У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4.Эта скатерть знаменита
Тем,что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
5.Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи,как днём. (Жар-птица)
6.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
7.Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
-Ох,никак не вытянуть,
-Ох,засела крепко!
Но уже помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)
Вот остался и последний лепесток.
Давайте откроем его:ЧАСТУШКА.
Частушка-часть богатейшего наследия русского народного поэтического творчества.
Сочинять частушки могут все.Ни один праздник не обходится без русской пляски и задорной частушки.Послушайте и наши частушки.
1.Широка душа народа,
Где бы ни было в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души.
2.Тара-ра,тара-ра,
Идут девки со двора,
Песни петь и плясать,
Всех вокруг забавлять.
3.Ой,топни нога,
Не жалей сапога.
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.
4.Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку,
Стану русскую плясать,
А потом в присядку.
5.Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ ещё поёт,
Знать не всё потеряно
6.Все замолкли инструменты,
И тогда со всех сторон
Раздались апплодисменты,
Выходите на поклон.
Вот и закончился наш праздник.Я надеюсь,что русский фольклор обогатит вашу речь,сделает вашу жизнь весёлой и интересной.
А теперь я приглашаю вас на чаепитие.(На столе чай, баранки, пряники.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Науки в 1 классе.
Разработка ко Дню науки. Урок составлен в игровой занимательной форме, где учащиеся знакомятся с науками древними и современными. В ходе игры дети делятся на творческие группы для выполнения зад...
День Науки 2 класс
Сценарий Дня Науки для 2 класса...
День науки
День науки...
Классный час "День науки"(презентация)
Перзентация поможет учителям начальных классов провести классный час в День науки....
День Науки в нашем классе.
Отчётный материал ввиде презентации....
День науки и творчества
Фотоотчёт о прошедшем в школе Дне науки и творчества...
Классный час. День науки.
Классный час для учащихся 4 классов. Проводился 1 сентября. Проходил в игры....