Индивидуальный учебный план для обучающихся ЗПР
методическая разработка (1 класс) на тему

Прокофьева Наталия Вадимовна

Учебный план   соответствует  действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

Обучение детей  ОВЗ ЗПР, предполагает включение одного-четырех  детей с ОВЗ в обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению   по стандартной программе.  Реализация Учебного плана осуществляется в очной форме в инклюзивных классах наполняемостью в  соответствии с нормативами.

Основная цель школы, реализуя инклюзивное образование – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.  Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в   АООП  НОО  ЗПР. Для реализации поставленных целей в учебный план включены межпредметные образовательные модули, которые вводятся через предметные области обязательной части учебного плана. Интегрируются учебные предметы:  окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, изобразительное искусство, технология, физическая культура, музыка; создают условия для адаптации обучающихся к учебной деятельности, вхождению в школьную жизнь, способствуют формированию жизненных компетенций.

Учебный план разработан на 5-дневную учебную неделю для 1классов, продолжительность учебного года  – 33 недели, что  обеспечивает соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. № 1178-02). 

Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут; в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут;  январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый. В остальные учебные часы проводятся подвижные игры или другие виды деятельности коррекционно-развивающего характера. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии варианта 7.1 и 7.2 соотношение частей составляет: 80% и 20%

Учебный план  предназначен для обеспечения освоения АООП НОО категории детей   Варианта 7.1.и 7.2 ФГОС ОВЗ.

В основе подхода при разработке учебного плана лежит  выделение особых образовательных потребностей детей ЗПР, которые позволяют разрабатывать для каждого ученика учебный план.

Обязательная часть  учебного плана   категории детей   Варианта 7.1.и 7.2 ФГОС ОВЗ и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_uchebnyy_plan.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план   соответствует  действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

Обучение детей  ОВЗ ЗПР, предполагает включение одного-четырех  детей с ОВЗ в обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению   по стандартной программе.  Реализация Учебного плана осуществляется в очной форме в инклюзивных классах наполняемостью в  соответствии с нормативами.

Основная цель школы, реализуя инклюзивное образование – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.  Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в   АООП  НОО  ЗПР. Для реализации поставленных целей в учебный план включены межпредметные образовательные модули, которые вводятся через предметные области обязательной части учебного плана. Интегрируются учебные предметы:  окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, изобразительное искусство, технология, физическая культура, музыка; создают условия для адаптации обучающихся к учебной деятельности, вхождению в школьную жизнь, способствуют формированию жизненных компетенций.

Учебный план разработан на 5-дневную учебную неделю для 1классов, продолжительность учебного года  – 33 недели, что  обеспечивает соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. № 1178-02).  

Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут; в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут;  январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый. В остальные учебные часы проводятся подвижные игры или другие виды деятельности коррекционно-развивающего характера. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии варианта 7.1 и 7.2 соотношение частей составляет: 80% и 20%

Учебный план  предназначен для обеспечения освоения АООП НОО категории детей   Варианта 7.1.и 7.2 ФГОС ОВЗ.

В основе подхода при разработке учебного плана лежит  выделение особых образовательных потребностей детей ЗПР, которые позволяют разрабатывать для каждого ученика учебный план.

Обязательная часть  учебного плана   категории детей   Варианта 7.1.и 7.2 ФГОС ОВЗ и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

                           Годовой  учебный план на 2016-2017 учебный год

Предметные          области

Учебные предметы Обязательная часть

Количество часов в год

Всего по ступени

С учетом деления на группы

1 а

Филология

Русский язык

165

165

165

165

660

660

Литературное чтение

132

132

132

132

528

528

Математика и информатика

Математика

132

132

132

132

528

528

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

66

66

66

264

264

Искусство

Музыка

33

33

33

33

132

132

ИЗО

33

33

33

33

132

132

Технология

Технология

33

33

33

33

132

132

Физическая культура

Физическая культура

99

99

99

99

297

297

итого

693

693

693

693

2772

2772

Образовательные модули

Стартовый  образовательный модуль «Путешествие в страну знаний»

66

66

66

66

264

264

Образовательный модуль «Мой мир»

12

12

12

12

48

48

итого

                           Недельный  учебный план на 2016-2017 учебный год

Предметные          области

Учебные предметы Обязательная часть

Количество часов в год

Всего по ступени

С учетом деления на группы

1 а

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

16

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

8

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

4

ИЗО

1

1

1

1

4

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

12

итого

21

21

21

21

84

84

Образовательные модули

Стартовый  образовательный модуль «Путешествие в страну знаний»

66

66

66

66

264

264

Образовательный модуль «Мой мир»

12

12

12

12

48

48

итого

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося и отводится 10 часов всего. В соответствии с ФГОС  ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Наиболее перспективным является подход к организации инклюзивного  обучения на основе индивидуальных учебных планов. Для каждого ученика разрабатывается  свой учебный план, исходя из его особых образовательных потребностей. При этом учащиеся могут быть объединены в группы по схожим  потребностям.

Организация инклюзивного  обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы была организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на  выявление особых образовательных потребностей.

Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы ПМПк. Результаты диагностики специалистов, сопровождающих  обучающегося ОВЗ  служат основанием для разработки индивидуальных учебных планов в соответствии с ФГОС ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей. Вариативность учебных планов  выстраивается с учетом образовательных перспектив ребенка.  МАОУ «СОШ№11» обучение  детей осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом и согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося. На основании данных наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма включения  детей с ОВЗ в  общеобразовательные классы.

Для категории детей ОВЗ  ЗПР   Варианта 7.1 цензового уровня, постоянной  полной интеграции, с  потребностями: 

      - помощь в овладении базовым содержанием обучения;

     -развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

     -развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических      функций;        

Учебный план «А»

             Дополнение к обязательной части учебного плана (Коррекционно-развивающая область)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 1 ученика

( 5-дневная неделя)

10

               Внеурочная деятельность

(включая коррекционно-развивающую область):

5

Общеинтеллектуальное  направление

«Мир деятельности»

1

Типовые задачи по формированию УУД

1

Духовно-нравственное

направление

Викторины, игры и беседы, детские исследовательские творческие проекты,  библиотечные уроки, праздники. Серия классных часов по теме "Этика: азбука добра" в рамках воспитательной работы

0,5

Социальное

Уроки психологического развития

1

Спортивно-оздоровительное

Внеклассные мероприятия спортивной направленности "Поиграй-ка" в рамках воспитательной работы

0,5

Подвижные игры

1

                   коррекционно-развивающая область

5

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции знаний

3

итого

10

Итого

31

В зависимости от имеющихся у ребенка проблемных областей из раздела «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия» планируются 3ч.  индивидуальной поддержки, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Для категории детей ОВЗ  ЗПР   Варианта 7.1 цензового уровня, постоянной  неполной интеграции, с  потребностями: 

      - помощь в овладении базовым содержанием обучения;

     -развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

     -развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических      функций;

    -формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

   - коррекция нарушений устной и письменной речи;

    -обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Учебный план «В»

Дополнение к  обязательной части учебного плана (Коррекционно-развивающая область)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 1 ученика

( 5-дневная неделя)

10

               Внеурочная деятельность

(включая коррекционно-развивающую область):

3

Спортивно-оздоровительное

«Ритмкика»

1

Общеинтеллектуальное  направление

Типовые задачи по формированию УУД

1

Социальное

Детские исследовательские  проекты

0,5

Духовно-нравственное

Серия классных часов по теме "Этика: азбука добра" в рамках воспитательной работы

0,5

                   коррекционно-развивающая область

7

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Занятие с логопедом

2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции знаний

3

итого

          10

Итого

          31

Для категории детей ОВЗ  ЗПР   Варианта 7.2 цензового уровня, постоянной  неполной интеграции, с  потребностями: 

овладение  навыками коммуникации;

социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-овладение базовыми предметными и метопредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде НОО в соответствии конкретного учебного предмета.

                                                                               Учебный план «С»

Дополнение к  обязательной части учебного плана (Коррекционно-развивающая область)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 1 ученика

( 5-дневная неделя)

10

               Внеурочная деятельность

(включая коррекционно-развивающую область):

5

Спортивно-оздоровительное

«Ритмкика»

1

Подвижные игры

1

Общеинтеллектуальное  направление

Типовые задачи по формированию УУД

1

«Мир деятельности»

1

Социальное

Детские исследовательские  проекты

0,5

Духовно-нравственное

направление

Серия классных часов по теме "Этика: азбука добра" в рамках воспитательной работы

0,5

                   коррекционно-развивающая область

5

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции знаний

3

итого

10

Итого

31

Для категории детей ОВЗ  ЗПР   Варианта 7.2 цензового уровня, постоянной  полной интеграции, с  потребностями: 

- овладение  навыками коммуникации;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

Учебный план «D»

Дополнение к обязательной части учебного плана (Коррекционно-развивающая область)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 1 ученика

( 5-дневная неделя)

10

               Внеурочная деятельность

(включая коррекционно-развивающую область):

4

Общеинтеллектуальное  направление

«Мир деятельности»

1

Типовые задачи по формированию УУД

1

Духовно-нравственное

направление

Викторины, игры и беседы, детские исследовательские творческие проекты,  библиотечные уроки, праздники. Серия классных часов по теме "Этика: азбука добра" в рамках воспитательной работы

1

Социальное

Детские исследовательские  проекты

0,5

Спортивно-оздоровительное

Внеклассные мероприятия спортивной направленности "Поиграй-ка" в рамках воспитательной работы

0,5

                   коррекционно-развивающая область

6

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Занятие с логопедом

2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции знаний

2

итого

10

Итого

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

«Папка индивидуальных учебных достижений» 1 класс (Практический материал)

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым....

Сочетание и взаимодействия коллективной и индивидуальной учебно - познавательной деятельности учащихся

Сочетание  и взаимодействия коллективной и индивидуальной учебно - познавательной деятельности учащихся...

индивидуальная учебная тетрадь по письму "Учим пишем говорим"

Тетрадь по письму разработана для детей с умеренной умственной отсталостью, но подходит и для детей с нормальным развитием начинающих только обучаться письму.  Материал представлен в 4 компактных...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...

Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Песочная терапия» для обучающегося с ОВЗ по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год 2класс

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, вооб...