Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему

Милык Ирина Николаевна

В этом разделе размещены программы курсов внеурочной деятельности для 1-х классов, реализуемые в МБОУ "СШ №43"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Путь к грамотности»

Авторы: учителя начальных классов

Фуртаева Ольга Михайловна

Милык Ирина Николаевна

Гибадатова Филия Тимуровна

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Путь к грамотности» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся начальных классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же целью работы школы.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цели программы: развитие познавательных способностей обучающихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные математические знания, учить применять математическую терминологию,  делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В содержание программы включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в содержание программного материала включены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта эстетической деятельности и поведения.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, создание проблемных ситуаций.

Объём занятий

Представленная целостная программа состоит из пяти разделов, логически связанных друг с другом и рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.70% занятий проводится в учебном кабинете,  30% занятий -  внеаудиторные.

Особенности возрастной группы

Курс «Путь к грамотности» рассчитан на детей 7-8 лет и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Прогнозируемые результаты

Выпускник научится:

- правильно вести себя во время разговора;

-умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;

- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения;

- формировать самодисциплину;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры   влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Выпускник получит возможность научиться:

 - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания основ математики в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Уровень результатов

  В основу реализации программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Система отслеживания и оценивания результатов

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

         Также показателем эффективности занятий по курсу «Путь к грамотности» являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. 

Тематический план занятий по программе   «Путь к грамотности»

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания.

10

3

Тренировка памяти.

4

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

12

5

Совершенствование воображения.

5

6

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Всего

33

Универсальные учебные действия

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:  

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание изучаемого курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными аспектами выступают содержание по сложность задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Формы организации образовательного процесса

Формы организации деятельности детей разнообразные: индивидуальная, групповая, коллективная.

Кадровое обеспечение

Руководители внеурочной деятельности – учителя начальных классов Фуртаева Ольга Михайловна (первая квалификационная категория), Милык Ирина Николаевна (первая квалификационная категория), Гибадатова Филия Тимуровна (первая квалификационная категория).

Материально-техническое обеспечение

- компьютер;

- медиапроектор.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/)
  2. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  4. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  5. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Ожидаемые результаты

Выпускник научится:

 -    выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;

-        правильно вести себя во время разговора;

-        правильно разговаривать по телефону;

-        умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;

-        вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения;

-        понимать ценности человеческой жизни;

-        уважать человеческое достоинство;

-        осознавать чувства собственного достоинства;

-        формировать самодисциплины;

-        узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-    определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры   влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать ценность эстетических знаний  и необходимость нести ответственность за их сохранение, соблюдать правила эстетического поведения в школе и в быту;

- выполнять правила эстетического  поведения в доме, на улице;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания основ эстетического воспитания в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов предполагает получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов предполагает получение школьником опыта

самостоятельного общественного действия.

Литература, используемая педагогом

  1. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Календарно-тематический план занятий по программе «Путь к грамотности»

№п/п

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

1

1

1

1

1 А – 01.09

1 Б –  03.09

1 В –  04.09

1 Г –  05.09

1 Д – 03.09

1 А – 01.09

1 Б –  03.09

1 В –  04.09

1 Г –  05.09

1 Д – 03.09

Математика – царица наук.

Применение математики в разных сферах деятельности человека.

1

1

1

1

1

1 А – 08.09

1Б–   10.09

1 В –  11.09

1 Г – 12.09

1 Д – 10.09

1 А – 08.09

1Б–   10.09

1 В –  11.09

1 Г – 12.09

1 Д – 10.09

Как люди научились считать и записывать цифры.

1

1

1

1

1

1 А – 15.09

1Б–   17.09

1 В – 18.09

1 Г –  19.09

1 Д – 17.09

1 А – 15.09

1Б–   17.09

1 В – 18.09

1 Г –  19.09

1 Д – 17.09

Все началось с пятерни.

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

1

1

1

1

1

1 А – 22.09

1 Б –  24.09

1 В – 25.09

1 Г – 26.09

1 Д –  24.09

1 А – 22.09

1 Б –  24.09

1 В – 25.09

1 Г – 26.09

1 Д –  24.09

Геометрия вокруг нас.

Геометрические фигуры. Из истории круга, квадрата, треугольника.

1

1

1

1

1

1 А –29.10

1 Б –01.10

1 В – 02.10

1 Г – 03.09

1 Д – 01.09

1 А –29.10

1 Б –01.10

1 В – 02.10

1 Г – 03.09

1 Д – 01.09

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

1

1

1

1

1

1 А – 06.10

1 Б – 08.10

1 В – 09.10

1 Г – 10.10

1Д – 08.10

1 А – 06.10

1 Б – 08.10

1 В – 09.10

1 Г – 10.10

1Д – 08.10

Развивающие игры.

Решение математических закономерностей.

1

1

1

1

1

1 А – 13.10

1 Б – 15.10

1 В – 16.10

1 Г – 17.10

1 Д – 15.10

1 А – 13.10

1 Б – 15.10

1 В – 16.10

1 Г – 17.10

1 Д – 15.10

Развивающие игры.

Лабиринты. Игры: «Что изменилось», «Найди то, что спрятано»

1

1

1

1

1

1 А – 20.10

1 Б – 22.10

1В–23.10

1Г – 24.10

1 Д – 22.10

1 А – 20.10

1 Б – 22.10

1В–23.10

1Г – 24.10

1 Д – 22.10

Цифра ноль. История открытия ноля.

1

1

1

1

1

1 А –  27.10

1Б –   29.11

1 В – 30.10 1Г – 31.10  

1 Д – 29.10  

1 А –  27.10

1Б –   29.11

1 В – 30.10 1Г – 31.10  

1 Д – 29.10  

Экскурс в историю чисел.

История чисел от 1 до 10.

1

1

1

1

1

1 А – 10.11

1 Б – 12.11  

1 В – 13.11

1 Г – 14.11

1 Д – 12.11  

1 А – 10.11

1 Б – 12.11  

1 В – 13.11

1 Г – 14.11

1 Д – 12.11  

История возникновения знаков «+»,

«-», «=».

1

1

1

1

1

1 А – 17.11

1 Б – 19.11

1 В – 20.11

1 Г – 21.11

1 Д – 19.11

1 А – 17.11

1 Б – 19.11

1 В – 20.11

1 Г – 21.11

1 Д – 19.11

История линейки.

1

1

1

1

1

1 А – 24.11

1 Б – 26.11

1 В –27.11  

1 Г – 28.11

1 Д –26.11  

1 А – 24.11

1 Б – 26.11

1 В –27.11  

1 Г – 28.11

1 Д –26.11  

Праздник от 1 до 10.

1

1

1

1

1

1 А – 01.12

1 Б – 03.12

1 В – 04.12

1 Г – 05.12

1 Д – 03.12

1 А – 01.12

1 Б – 03.12

1 В – 04.12

1 Г – 05.12

1 Д – 03.12

«Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?»

1

1

1

1

1

1 А – 08.12

1 Б – 10.12

1 В – 11.12

1 Г – 12.12

1 Д – 10.12

1 А – 08.12

1 Б – 10.12

1 В – 11.12

1 Г – 12.12

1 Д – 10.12

Математические игры.

1

1

1

1

1

1 А – 15.12

1 Б – 17.12

1 В – 18.12

1 Г – 19.12

1 Д – 17.12

1 А – 15.12

1 Б – 17.12

1 В – 18.12

1 Г – 19.12

1 Д – 17.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

1

1

1 А – 22.12

1 Б – 24.12

1 В –25 .12

1 Г – 26.12

1 Д –24.12  

1 А – 22.12

1 Б – 24.12

1 В –25 .12

1 Г – 26.12

1 Д –24.12  

Математические ребусы.

1

1

1

1

1

1 А – 12.01

1 Б – 14.01

1 В – 15.01

1 Г – 16.01

1 Д – 14.01

1 А – 12.01

1 Б – 14.01

1 В – 15.01

1 Г – 16.01

1 Д – 14.01

Заседание Клуба знатоков математики.

1

1

1

1

1

1 А – 19.01

1 Б – 21.01

1 В – 22.01

1 Г – 23.01

1 Д – 21.01

1 А – 19.01

1 Б – 21.01

1 В – 22.01

1 Г – 23.01

1 Д – 21.01

Математический КВН.

1

1

1

1

1

1 А – 26.01

1 Б –28.01

1 В – 29.01

1 Г – 30.01

1 Д –28.01

1 А – 26.01

1 Б –28.01

1 В – 29.01

1 Г – 30.01

1 Д –28.01

История игры «Танграмм».

1

1

1

1

1

1 А – 02.02

1 Б – 04.02

1 В – 05.02

1 Г – 06.02

1 Д – 04.02

1 А – 02.02

1 Б – 04.02

1 В – 05.02

1 Г – 06.02

1 Д – 04.02

Задачи в стихах.

1

1

1

1

1

1 А – 16.02

1 Б – 18.02

1 В – 19.02

1 Г – 20.02

1 Д – 18.02

1 А – 16.02

1 Б – 18.02

1 В – 19.02

1 Г – 20.02

1 Д – 18.02

Час веселой математики.

1

1

1

1

1

1 А – 23.02

1 Б –  25.02

1 В – 26.02

1 Г – 27.02

1 Д – 25.02

1 А – 23.02

1 Б –  25.02

1 В – 26.02

1 Г – 27.02

1 Д – 25.02

Математический бой.

1

1

1

1

1

1 А – 02.03

1 Б – 04.03

1 В – 05.03

1Г – 06.03

1 Д – 04.03

1 А – 02.03

1 Б – 04.03

1 В – 05.03

1Г – 06.03

1 Д – 04.03

Решение олимпиадных задач.

1

1

1

1

1

1 А – 09.03

1 Б – 11.03

1 В – 12.03

1 Г – 13.03

1 Д – 11.03

1 А – 09.03

1 Б – 11.03

1 В – 12.03

1 Г – 13.03

1 Д – 11.03

Математика и профессии людей.

1

1

1

1

1

1 А – 16.03

1 Б – 18.03

1 В – 19.03

1 Г – 20.03

1 Д – 18.04

1 А – 16.03

1 Б – 18.03

1 В – 19.03

1 Г – 20.03

1 Д – 18.04

Математические цепочки.

1

1

1

1

1

1 А – 06.04

1 Б – 01.04

1 В – 02.04

1 Г – 03.04

1 Д – 01.04

1 А – 06.04

1 Б – 01.04

1 В – 02.04

1 Г – 03.04

1 Д – 01.04

Практикум «Подумай и реши»

1

1

1

1

1

1 А – 13.04

1 Б – 08.04

1 В – 09.04

1 Г – 10.04

1 Д – 08.04

1 А – 13.04

1 Б – 08.04

1 В – 09.04

1 Г – 10.04

1 Д – 08.04

Игра «Самый внимательный»

1

1

1

1

1

1 А – 20.04

1 Б – 15.04

1 В – 16.04

1 Г – 17.04

1 Д – 15.04

1 А – 20.04

1 Б – 15.04

1 В – 16.04

1 Г – 17.04

1 Д – 15.04

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

1

1

1

1

1 А – 27.04

1 Б – 22.04

1 В – 23.04

1 Г – 24.04

1 Д – 22.04

1 А – 27.04

1 Б – 22.04

1 В – 23.04

1 Г – 24.04

1 Д – 22.04

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

1

1

1

1

1 А – 04.05

1 Б – 29.04

1 В – 30.04

1 Г – 01.05

1 Д – 29.05

1 А – 04.05

1 Б – 29.04

1 В – 30.04

1 Г – 01.05

1 Д – 29.05

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

1

1

1

1

1 А – 11.05

1 Б – 06.05

1 В – 07.05

1 Г – 08.05

1 Д – 06.05

1 А – 11.05

1 Б – 06.05

1 В – 07.05

1 Г – 08.05

1 Д – 06.05

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

1

1

1

1

1 А – 18.05

1 Б – 13.05

1 В – 14.05

1 Г – 15.05

1 Д – 13.05

1 А – 18.05

1 Б – 13.05

1 В – 14.05

1 Г – 15.05

1 Д – 13.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

1

1

1

1

1 А – 25.05

1 Б – 20.05

1 В – 21.05

1Г – 22.05

1Д – 20.05

1 А – 25.05

1 Б – 20.05

1 В – 21.05

1Г – 22.05

1Д – 20.05

Итого:

33 ч.



Предварительный просмотр:

Общекультурное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности

«РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс»

Автор: учитель начальных классов

Милык Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Обоснование

Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Актуальность программы состоит в том, что при ее реализации создаются условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребенка.

Рабочая программа для 1-х классов МБОУ «СОШ № 43» разработана на основе авторской программы Е.Г. Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс». Срок реализации программы 1 год.

Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учебы время;

создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я – концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие навыков рефлексивных действий.
  5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
  6. Развитие творческих способностей личности ребенка, фантазии и воображения.

Отличительные особенности программы: данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческой, познавательной, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

        При проведении занятий по программе «РОСТ» используются индивидуальные рабочие тетради на печатной основе.

        Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие этапы:

  1. «Отгадай загадку»

Основная задача этого этапа – подготовить ребенка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления.

  1. Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве.
  2. «Поиграем с пальчиками»

Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение.

  1. «Нестандартные задачи»

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

  1. «Веселая зарядка»

Упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребенка, воображение, умение встать на позицию другого, то есть «войти в образ».

  1. Логопедические упражнения

Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесения скороговорок и чистоговорок на определенный звук.

  1. Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей.
  2. «Помоги художнику»

Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.

Объём занятий. Особенности возрастной

Объём занятий: программа изучается в 1 классе один час в неделю (33ч в год).

Особенности возрастной группы

Программа рассчитана на детей 7-8 лет.

Прогнозируемый   результат: улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

развитие творческой и познавательной активности каждого ребенка.

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за своим поступки, установка на здоровый образ жизни;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уровень результатов. Система отслеживания и оценивания результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов предполагает получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов предполагает получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Система отслеживания и  оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах, праздниках.

Учебно-тематический план

Основные разделы

Количество часов

УУД

1

Развитие логического мышления, концентрации внимания.

20

Личностные УУД: выполнение творческих заданий, подведение итогов занятия (самооценка).

Познавательные УУД: работа с таблицами, сравнение, отгадывание загадок, поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки».

Регулятивные УУД: упражнения на развитие моторики, рисунки на сетке и клетчатой бумаге, «преднамеренные ошибки», решение проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД: задания и загадки с неоднозначным ответом (учет разных мнений),  работа в парах и группах.

3

Развитие воображения.

5

4

Конструирование.

4

5

Проектная деятельность.

4

Итого

33

Содержание программы  (название разделов, основные узловые моменты)

В первом классе в силу возрастных особенностей ребенку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому задания данной программы построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные виды заданий:

- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;

- познавательно-логические;

- коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребенка.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Форма проведения занятий

     Групповая, индивидуальная, интегрированная.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Занятия проводит руководитель занятий внеурочной деятельности: в 1а,1б,1в,1г,1д  - учитель начальных классов Милык Ирина Николаевна (первая квалификационная категория).

Методическое обеспечение

  1. Рабочая программа.
  2. Поурочные разработки для учителя.
  3. Индивидуальные рабочие тетради для учеников.

Материально- техническое   обеспечение

  1. Материалы для оформления и детского творчества.
  2. Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы.
  3. Технические  средства: компьютер,  проектор.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 1-й класс: пособие для учителей и родителей. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  2. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011
  3. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребенка. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
  4. Надеждина В. Танграм. 1000+1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
  5. Перельман Я.И. Веселые задачки и головоломки. М.: АСТ, 2010.
  6. Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
  7. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
  8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 

Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов - предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения творческих и проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в умении поэтапно решать творческие и проектные задачи.

Второй уровень результатов - предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов - предполагает получение школьниками самостоятельного теоретического и практического  опыта. Проявляется в участии школьников в реализации творческих, исследовательских, социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

   Отражение своих достижений в портфолио школьника.

Календарно – тематическое планирование

1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическое проведение

1

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.

Вводный урок.

1

1

1

1

1

1г – 01.09

1д – 01.09

1в – 02.09

1а – 03.09

1б – 04.09

1г – 01.09

1д – 01.09

1в –0 2.09

1а –03.09

1б – 04.09

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Логические задачи.

1

1

1

1

1

1г – 08.09

1д – 08.09

1в – 09.09

1а – 10.09

1б – 11.09

1г – 08.09

1д –08.09

1в – 09.09

1а – 10.09

1б – 11.09

3

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Моделирование.

1

1

1

1

1г – 15.09

1д – 15.09

1в – 16.09

1а – 17.09

1б – 18.09

1г – 15.09

1д – 15.09

1в – 16.09

1а – 17.09

1б – 18.09

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Конструирование карты.

1

1

1

1

1г – 22.09

1д – 22.09

1в – 23.09

1а – 24.09

1б – 25.09

1г – 22.09

1д – 22.09

1в – 23.09

1а – 24.09

1б – 25.09

5

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Установление закономерностей.

1

1

1

1

1г – 29.09

1д – 29.09

1в – 30.09

1а –01.10

1б –02.10

1г – 29.09

1д – 29.09

1в – 30.09

1а –01.10

1б –02.10

6

Изготовление работ в технике рваной аппликации.

Бумажная мозаика.

1

1

1

1

1г –06.10

1д – 06.10

1в – 07.10

1а – 08.10

1б – 09.10

1г – 06.10

1д – 06.10

1в – 07.10

1а – 08.10

1б – 09.10

7

Творческая работа в технике рваной аппликации.

1

1

1

1

1г – 13.10

1д – 13.10

1в – 14.10

1а – 15.10

1б – 16.10

1г – 13.10

1д – 13.10

1в – 14.10

1а – 15.10

1б – 16.10

8

Совершенствование воображения.

Помоги художнику.

1

1

1

1

1г – 20.10

1д – 20.10

1в – 21.10

1а – 22.10

1б – 23.10

1г – 20.10

1д – 20.10

1в – 21.10

1а – 22.10

1б – 23.10

9

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Звездные войны.

1

1

1

1

1г – 27.10

1д – 27.10

1в – 28.10

1а – 29.10

1б – 30.10

1г – 27.10

1д – 27.10

1в – 28.10

1а – 29.10

1б – 30.10

10

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Путаница.

1

1

1

1

1г – 10.11

1д – 10.11

1в – 11.11

1а – 12.11

1б – 13.11

1г – 10.11

1д – 10.11

1в – 11.11

1а – 12.11

1б – 13.11

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Шифровка.

1

1

1

1

1г – 17.11

1д – 17.11

1в – 18.11

1а – 19.11

1б – 20.11

1г – 17.11

1д – 17.11

1в – 18.11

1а – 19.11

1б – 20.11

12

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Орнамент на клетчатой бумаге.

1

1

1

1

1г – 24.11

1г – 24.11

1в – 25.11

1а – 26.11

1б – 27.11

1г – 24.11

1д - 24.11

1в – 25.11

1а – 26.11

1б – 27.11

13

Изготовление объемных поделок из бумаги.

1

1

1

1

1г – 01.12

1д – 01.12

1в –02.12

1а – 03.12

1б – 04.12

1г – 01.12

1д – 01.12

1в – 02.12

1а – 03.12

1б –04.12

14

Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.

1

1

1

1

1г – 08.12

1д – 08.12

1в – 09.12

1а – 10.12

1б – 11.12

1г – 08.12

1д – 08.12

1в – 09.12

1а – 10.12

1б – 11.12

15

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Установи соответствия.

1

1

1

1

1г – 15.12

1д – 15.12

1в – 16.12

1а – 17.12

1б – 18.12

1г – 15.12

1д – 15.12

1в – 16.12

1а – 17.12

1б – 18.12

16

Совершенствование воображения.

Поиграем с пальчиками.

1

1

1

1

1г – 22.12

1д – 22.12

1в – 23.12

1а – 24.12

1б – 25.12

1г – 22.12

1д – 22.12

1в – 23.12

1а – 24.12

1б – 25.12

17

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Логические задачи.

1

1

1

1

1

1г – 12.01

1д – 12.01

1в – 13.01

1а – 14.01

1б – 15.01

1г – 12.01

1д – 12.01

1в – 13.01

1а – 14.01

1б – 15.01

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Магические квадраты.

1

1

1

1

1

1г – 19.01

1д – 19.01

1в – 20.01

1а – 21.01

1б – 22.01

1г – 19.01

1д – 19.01

1в – 20.01

1а – 21.01

1б – 22.01

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Найди закономерность.

1

1

1

1

1

1г – 26.01

1д – 26.01

1в – 27.01

1а – 28.01

1б – 29.01

1г – 26.01

1д – 26.01

1в – 27.01

1а – 28.01

1б – 29.01

20

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Моделирование.

1

1

1

1

1

1г – 02.02

1д – 02.02

1в – 03.02

1а – 04.02

1б – 05.02

1г – 02.02

1д – 02.02

1в – 03.02

1а – 04.02

1б – 05.02

21

Творческая работа. Изготовление цветов и декоративных композиций из бумаги.

1

1

1

1

1

1г – 16.02

1д – 16.02

1в – 17.02

1а – 18.02

1б – 19.02

1г – 16.02

1д – 16.02

1в – 17.02

1а – 18.02

1б – 19.02

22

Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.

1

1

1

1

1

1г – 23.02

1д – 23.02

1в – 24.02

1а – 25.02

1б – 26.02

1г – 23.02

1д – 23.02

1в – 24.02

1а – 25.02

1б – 26.02

23

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Буквы по порядку. Установление соответствия.

1

1

1

1

1

1г –02.03

1д – 02.03

1в – 03.03

1а – 04.03

1б – 05.03

1г – 02.03

1д –02.03

1в – 03.03

1а – 04.03

1б – 05.03

24

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Рисование на сетке из точек.

1

1

1

1

1

1г – 09.03

1д – 09.03

1в – 10.03

1а – 11.03

1б – 12.03

1г –09.03

1д – 09.03

1в – 10.03

1а – 11.03

1б – 12.03

25

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Лестница слов.

1

1

1

1

1

1г – 16.03

1д – 16.03

1в – 17.03

1а – 18.03

1б – 19.03

1г – 16.03

1д – 16.03

1в – 17.03

1а – 18.03

1б – 19.03

26

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Цепочки слов.

1

1

1

1

1

1г – 6.04

1д – 6.04

1в – 7.04

1а – 1.04

1б – 2.04

1г – 31.03

1д – 31.03

1в – 7.04

1а – 1.04

1б – 2.04

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Найди лишнее.

1

1

1

1

1

1г – 13.04

1д – 13.04

1в – 14.04

1а – 08.04

1б – 09.04

1г – 13.04

1д – 13.04

1в – 14.04

1а – 08.04

1б – 09.04

28

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Заполни таблицу.

1

1

1

1

1

1г – 20.04

1д – 20.04

1в – 21.04

1а – 15.04

1б – 16.04

1г – 20.04

1д – 20.04

1в – 21.04

1а – 15.04

1б – 16.04

29

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Выбери и раскрась план комнаты.

1

1

1

1

1

1г – 27.04

1д – 27.04

1в – 28.04

1а – 22.04

1б – 23.04

1г – 27.04

1д – 27.04

1в – 28.04

1а – 22.04

1б – 23.04

30

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Гонки по бездорожью.

1

1

1

1

1

1г – 04.05

1д – 04.05

1в – 05.05

1а – 29.04

1б – 30.04

1г – 04.05

1д – 04.05

1в – 05.05

1а – 29.04

1б – 30.04

31

Конструирование. Изготовление простейших многогранников.

1

1

1

1

1

1г – 11.05

1д – 11.05

1в – 12.05

1а – 06.05

1б – 07.05

1г – 11.05

1д – 11.05

1в – 12.05

1а – 06.05

1б – 07.05

32

Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур.

1

1

1

1

1

1г – 18.05

1д – 18.05

1в – 19.05

1а – 13.05

1б – 14.05

1г – 18.05

1д – 18.05

1в – 19.05

1а – 13.05

1б – 14.05

33

Выявление уровня развития воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

1

1

1

1

1

1г – 25.05

1д – 25.05

1в – 26.05

1а – 20.05

1б – 21.05

1г – 25.05

1д – 25.05

1в – 26.05

1а – 20.05

1б – 21.05




Предварительный просмотр:

Социальное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Час безопасности»

                                                                                    Авторы: учителя начальных классов

                                                                          Модина Любовь Николаевна

                                                                                       Фуртаева Ольга Михайловна

                                                                                       Маханькова Раиса Халяфовна

                                                                                   Милык Ирина Николаевна

                                                                                   Гибадатова Филия Тимуровна

Пояснительная записка

          Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

          Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Рабочая программа «Час  безопасности» для учащихся начальных классов МБОУ «СОШ № 43» разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова. Москва: «Просвещение», 2010) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений  в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», с запросами родителей.

Цель обучения: создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

  • обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
  • раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
  • прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Отличительные особенности программы

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

         Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
-работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).

         Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Основными принципами программы являются:

  • Системность;
  • Доступность;
  • Целостность;
  • Рефлексивность;
  • Сотворчество;
  • Принцип возрастного соответствия;

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

 Целостность содержания - учитывать знания и  интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

 Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями  и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что  профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития  детей.

Объём занятий. Особенности возрастной группы. Режим занятий

           На изучение данной программы предусмотрено 33 часа в год (1 час в неделю). Из них 8 внеаудиторных занятий. Возрастной состав – дети 7-8 лет.

Прогнозируемые результаты. Способы их проверки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы  формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— знать организацию системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— уметь оказать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметныерезультатыосвоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.          Изучение программы в первых классах целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов работы по программе  предполагает приобретение школьниками знаний в области безопасности, первичного понимания реальности и повседневной жизни через участие в тематических конкурсах рисунков, организацию встреч с сотрудниками ГИБДД, МЧС, медицинскими работниками.

Второй  уровеньрезультатов работы по программе  предполагает приобретение  опыта позитивного к ценностям человеческой жизни, здоровья, окружающей среды.

Третий уровеньрезультатов работы по программе  предполагает получение школьниками опыта самостоятельного участия в конкурсах различного уровня: «Посвящение в пешеходы», конкурс агитбригад по ПДД, «Безопасное колесо», «Я – гражданин России», фестивале ученических проектов «Открытие мира»

Тематический план программы  «Час безопасности» (I класс)

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Практическая часть

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

2

Ориентировка в окружающем мире

2

Практическое занятие (1 час)

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге

5

Практическое занятие(2 часа)

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

2

Безопасное поведение на воде

2

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

2

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира

3

Практическое занятие (1 час)

Безопасное поведение на природе

1

Практическое занятие (1 час)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

Практическое занятие (1 час)

Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

6

Практическое занятие (2 часа)

Основы здорового образа жизни

3

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3

Всего часов

33

Универсальные учебные действия

В результате освоения программы у учащихся формируются следующие  универсальные  учебные действия: 

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные  как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные  как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 

Примерное содержание  программы

(I класс)

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Ориентировка в окружающем мире.

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге.

Правила перехода улиц и дорог. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы улиц и дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Огонь и вода — друзья и враги. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Безопасное поведение на воде.

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира

Мы пассажиры, обязанности пассажира.Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

Безопасное поведение на природе.

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег) правила поведения. Правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Зеленые насаждения, их значение для очистки воздуха, бережное отношение к живой природе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах укусах насекомых

Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах. Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Основы здорового образа жизни.

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления. Основы личной гигиены. Инфекционные заболевания. Их профилактика.

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика. Умывание и купание, забота о глазах, ушах. Как ухаживать за зубами, руками, ногами. Прививки.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария катастрофа, стихийное бедствие, вооруженный конфликт.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противопылевая тканевая маска, ватно-марлевая повязка.

Формы организации образовательного процесса

        Занятия по темам, отдельные беседы, экскурсий с привлечением  преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств. В процессе обучения демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.

Кадровое обеспечение программы

Занятия проводят учителя начальных классов 1а – Модина Любовь Николаевна (высшая квалификационная категория), 1б – Фуртаева Ольга Михайловна (первая квалификационная категория), 1в – Маханькова Раиса Халяфовна (первая квалификационная категория), 1 г – Милык Ирина Николаевна (первая квалификационная категория), 1д – Гибадатова Филия Ттимуровна (первая квалификационная категория). На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

Материально- техническое обеспечение

Занятия проводятся в учебных кабинетах, в кабинете ПДД, в спортивном зале,  в библиотеке, в школьном дворе, на мобильной площадке для проведения игр по ПДД. В рамках занятий проводятся экскурсии «Городок безопасности» МБОУ СОШ № 42. Для проведения занятий используются дидактические игры, магнитная площадка, наборы макетов транспорта и т.д.

Иформационно-методическое обеспечение

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. В.Н.Кирьянова. М: Издательский дом «Третий Рим», 2005
  3. Система работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении  Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  4.  Игровой модульный курс по ПДД. В.И.Ковалько. М: ВАКО, 2006.
  5. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! М.С.Коган. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2009.
  6. Правила дорожного движения для школьников. В.П.Дмитрук. Ростов н/Д: Феникс,2007.
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/

Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов работы по программе  предполагает приобретение школьниками знаний в области безопасности, первичного понимания реальности и повседневной жизни через участие в тематических конкурсах рисунков, организацию встреч с сотрудниками ГИБДД, МЧС, медицинскими работниками.

Второй  уровеньрезультатов работы по программе  предполагает приобретение  опыта позитивного к ценностям человеческой жизни, здоровья, окружающей среды.

Третий уровеньрезультатов работы по программе  предполагает получение школьниками опыта самостоятельного участия в конкурсах различного уровня: «Посвящение в пешеходы», конкурс агитбригад по ПДД, «Безопасное колесо», «Я – гражданин России», фестивале ученических проектов «Открытие мира»

Литература используемая педагогом

  1. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. В.Ф.Пилипенко, Н.В.Ерков. М: Айрис-пресс, 2006
  2. Система работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении  Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3.  Игровой модульный курс по ПДД. В.И.Ковалько. М: ВАКО, 2006.
  4. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! М.С.Коган. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2009.
  5. Правила дорожного движения для школьников. В.П.Дмитрук. Ростов н/Д: Феникс,2007.

Литература рекомендуемая для детей

  1. Я и дорога. Павел Астахов. М: Эксмо, 2009.
  2. Версия для пешеходов. Г.Е.Цвилюк. М: ООО «Издательство  АСТ – ЛТД»
  3. Правила безопасности дома и на улице. С.А. Шинкарчук. Издательский дом «Литера», 2008.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-

во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

1

1

1

1

1

1в - 01.09

1г - 03.09

1д - 04.09

1а - 04.09

1б– 05.09

1в - 01.09

1г - 03.09

1д - 04.09

1а - 04.09

1б– 05.09

2.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1

1

1

1

1

1в -08.09

1г -10.09

1д -11.09

1а -11.09

1б– 12.09

1в -08.09

1г -10.09

1д -11.09

1а -11.09

1б– 12.09

3.

Ориентировка в окружающем мире. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

1

1

1

1

1в -15.09

1г -17.09

1д -18.09

1а -18.09

1б– 19.09

1в -15.09

1г -17.09

1д -18.09

1а -18.09

1б– 12.09

4.

Ориентировка в окружающем мире. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

1

1

1

1

1в -22.09

1г -24.09

1д -25.09

1а -25.09

1б– 26.09

1в -22.09

1г -24.09

1д -25.09

1д -25.09

1б– 26.09

5.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге.

1

1

1

1

1

1в - 29.09

1г - 01.10

1д - 02.10

1а - 02.10

1б– 03.10

1в - 29.09

1г - 01.10

1д - 02.10

1а - 02.10

1б– 03.10

6.

Правила перехода улиц и дорог.

1

1

1

1

1

1в - 06.10

1г - 08.10

1д - 09.10

1а - 09.10

1б - 10.10

1в - 06.10

1г - 08.10

1д - 09.10

1а - 09.10

1б - 10.10

7.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

1

1

1

1

1в - 13.10

1г - 15.10

1д - 16.10

1а - 16.10

1б - 17.10

1в - 13.10

1г - 15.10

1д - 16.10

1а - 16.10

1б - 17.10

8.

Элементы улиц и дорог. Перекрестки.

1

1

1

1

1

1в - 20.10

1г - 22.10

1д - 23.10

1а - 23.10

1б - 24.10

1в - 20.10

1г - 22.10

1д - 23.10

1а - 23.10

1б - 24.10

9.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

1

1

1

1

1в - 27.10

1г - 29.10

1д - 30.10

1а - 30.10

1б - 31.10

1в - 27.10

1г - 29.10

1д - 30.10

1а - 30.10

1а - 31.10

10.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Огонь и вода — друзья и враги.

1

1

1

1

1

1в - 10.11

1г - 12.11

1д - 13.11

1а - 13.11

1б - 14.10

1в - 10.11

1г - 12.11

1д - 13.11

1а - 13.11

1б - 14.10

11.

Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

1

1

1

1

1

1в - 17.11

1г - 19.11

1д - 20.11

1а - 20.11

1б - 21.11

1в - 17.11

1г - 19.11

1д - 20.11

1а - 20.11

1а - 21.11

12.

Безопасное поведение на воде. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать.

1

1

1

1

1

1в - 24.11

1г - 26.11

1д - 27.11

1а - 27.11

1б - 28.11

1в - 24.11

1г - 26.11

1д - 27.11

1а - 27.11

1б - 28.11

13.

Особенности состояния водоемов в разное время года. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1

1

1

1

1

1в - 01.12

1г - 03.12

1д - 04.12

1а - 04.12

1б - 05.12

1в - 01.12

1г - 03.12

1д - 04.12

1а - 04.12

1б - 05.12

14.

 Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.        

1

1

1

1

1

1в - 08.12

1г - 10.12

1д - 11.12

1а - 11.12

1б - 12.12

1в - 08.12

1г - 10.12

1д - 11.12

1а - 11.12

1б - 12.12

15.

Как вести себя, когда ты дома один?

1

1

1

1

1

1в - 15.12

1г - 17.12

1д - 18.12

1а - 18.12

1б - 19.12

1в - 15.12

1г - 17.12

1д - 18.12

1а - 18.12

1б - 19.12

16.

Мы пассажиры, обязанности пассажира.

1

1

1

1

1

1в - 22.12

1г - 24.12

1д - 25.12

1а - 25.12

1б - 26.12

1в - 22.12

1г - 24.12

1д - 25.12

1а - 25.12

1б - 26.12

17.

Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

1

1

1

1

1

1в - 12.01

1г - 14.01

1д - 15.01

1а - 15.01

1б - 16.01

1в - 12.01

1г - 14.01

1д - 15.01

1а - 15.01

1б - 16.01

18.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

1

1

1

1

1

1в - 19.01

1г - 21.01

1д - 22.01

1а - 22.01

1б - 23.01

1в - 19.01

1г - 21.01

1д - 22.01

1а - 22.01

1б - 23.01

19.

Безопасное поведение на природе.

1

1

1

1

1

1в - 26.01

1г - 28.01

1д - 29.01

1а - 29.01

1б - 30.01

1в - 26.01

1г - 28.01

1д - 29.01

1а - 29.01

1б - 30.01

20.

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

1

1

1

1

1

1в - 02.02

1г - 04.02

1д - 05.02

1а - 05.02

1б - 06.02

1в - 02.02

1г - 04.02

1д - 05.02

1а - 05.02

1б - 06.02

21.

Зеленые насаждения, их значение для очистки воздуха, бережное отношение к живой природе.

1

1

1

1

1

1в - 16.02

1г - 18.02

1д - 19.02

1а - 19.02

1б - 20.02

1в - 16.02

1г - 25.02

1д - 19.02

1а - 19.02

1б - 20.02

22.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

1

1

1

1

1

1в - 23.02

1г - 25.02

1д - 26.02

1а - 26.02

1б - 27.02

1в -

1г – 04.03

1д - 26.02

1а - 26.02

1б - 27.02

23.

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах укусах насекомых

Как уберечься от порезов и ожогов.

1

1

1

1

1

1в - 02.03

1г - 04.03

1д - 05.03

1а - 05.03

1б - 06.03

1в - 02.03

1г - 11.03

1д - 05.03

1а - 05.03

1б - 06.03

24.

Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах.

1

1

1

1

1

1в - 09.03

1г - 11.03

1д - 12.03

1а - 12.03

1б - 13.03

1в - 09.03

1г - 18.03

1д - 12.03

1а - 12.03

1б - 13.03

25.

Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

1

1

1

1

1

1в - 16.03

1г - 18.03

1д - 19.03

1а - 19.03

1б - 20.03

1в - 16.03

1г - 18.03

1д - 19.03

1а - 19.03

1б - 20.03

26.

 Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

1

1

1

1

1

1г - 01.04

1д - 02.04

1а - 02.04

1б - 03.04

1в - 06.04

1г - 01.04

1д - 02.04

1а - 02.04

1б - 03.04

1в - 06.04

27.

Первая медицинская помощь при отравлении газами.

1

1

1

1

1

1г - 08.04

1д - 09.04

1а - 09.04

1б - 10.04

1в - 13.04

1г - 08.04

1д - 09.04

1а - 09.04

1б - 10.04

1в - 13.04

28.

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.

1

1

1

1

1

1г - 15.04

1д - 16.04

1а - 16.04

1б - 17.04

1в - 20.04

1г - 15.04

1д - 16.04

1а - 16.04

1б - 17.04

1в - 20.04

29.

Основы личной гигиены. Инфекционные заболевания. Их профилактика.

1

1

1

1

1

1г - 22.04

1д - 23.04

1а - 23.04

1б - 24.04

1в - 27.04

1г - 22.04

1д - 23.04

1а - 23.04

1б - 24.04

1в - 27.04

30.

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика.

1

1

1

1

1

1г - 29.04

1д– 30.04

1а– 30.04

1б– 01.05

1в - 04.05

1г - 29.04

1д– 30.04

1а– 30.04

1б–

1в - 04.05

31.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

1

1

1

1

1

1г - 06.05

1д - 07.05

1а - 07.05

1б - 08.05

1в - 11.05

1г - 06.05

1д - 07.05

1а - 07.05

1б - 08.05

1в - 11.05

32.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы.

1

1

1

1

1

1г - 13.05

1д - 14.05

1а - 14.05

1б - 15.05

1в - 18.05

1г - 13.05

1д - 14.05

1а - 14.05

1б - 15.05

1в - 18.05

33.

Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противопылевая тканевая маска, ватно-марлевая повязка.

1

1

1

1

1

1г - 20.05

1д - 21.05

1а - 21.05

1б - 22.05

1в - 25.05

1г - 20.05

1д - 21.05

1а - 21.05

1б - 22.05

1в - 25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....