Схемы анализа и самоанализа урока.
консультация на тему
схемы анализа и самоанализа урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
схемы анализа и самоанализа урока. | 73.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Теоретическая часть______________________________________ с. 3 - 19
2. Практикум:______________________________________________ с. 20 – 37
3. Список использованной литературы:_______________________ с. 38 - 40
В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
Для чего анализируется урок?
Существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.
В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать
- современные критерии качества образованности учащихся,
- владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,
- владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
Анализ урока необходим для повышения качества обучения.
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".
При анализе урока, как правило:
- Оцениваются методы, способы активизации школьников.
- Эффективность освоения материала.
- Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.
Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности.
Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.
Урок анализируется
- с позиций деятельности учителя и учеников,
- отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),
- с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций.
- Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.
Методическая служба школы предлагает разные схемы анализа и самоанализа урока.
Модель наблюдения за учебной деятельностью учащихся и учителя для последующего анализа соответственно этапам урока.
При использовании данной схемы наблюдения, на разных этапах урока можно ставить перед собой разные цели контроля работы учителя.
Этапы урока | Контроль деятельности учащихся | Контроль деятельности учителя |
Организация начала урока | Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность. | Знание учителем психологических особенностей учащихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания учащихся. |
Постановка цели урока (учителем или учащимися) | Осознание цели урока каждым учащимся. | Работа учителя над формированием учебной мотивации учащихся. |
В зависимости от типа урока: изучение нового материала, | Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах учащихся по ходу урока, активность учащихся на уроке, реакция учащихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления учащихся. Дисциплина: а) готовность к уроку; | Степень подготовленности учителя к уроку (логика в ответах учащихся свидетельствует о продуманности вопросов учителя), высокая активность учащихся на уроке свидетельствует о хорошем эмоциональном контакте с учителем, о его работе над развитием познавательной деятельности учащихся. Адекватная реакция учащихся на неправильный ответ говорит о постановке и выполнении воспитательных задач урока. При наличии признаков переутомления учащихся на протяжении второй половины урока можно говорить о невосприимчивости учителя к психологическому состоянию класса. |
Подведение итогов урока | Установление связи между целью и итогом урока. | При наличии данной связи можно говорить о работе учителя над формированием учебной мотивации учащихся, о хорошо продуманном ходе урока. |
В зависимости от типа урока, этапы урока могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания учащимися нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные.
Модель анализа урока
с позиции управленческого подхода к деятельности учителя
I. Ценностные установки учителя.
1. Оценка степени убежденности учителя в постижении собственного замысла урока.
2. Оценка направленности выбранной цели на развитие образовательной траектории ученика.
3. Оценка коммуникативного учебного пространства через постановку учеником учебной проблемы и задачи.
II. Нормативные установки учителя.
- Неформальность в выборе выбора цели обучения на данном уроке, фиксация учителем формы отражения знаний через постановку цели (продукт урока).
- Оценка значения своевременного контроля учителем не только знаний, но и процесса их получения. Поэтапность контроля хода усвоения знаний по предмету.
- Оценка умений учителя в технике прогнозирования времени на качественное выполнение поставленной учебной задачи.
III. Мировоззренческие установки учителя в области своего предмета
- Оценка компетентности учителя в выборе:
- учебных средств для выполнения поставленной задачи (отбор учебного материала, учебные вопросы, выбор формы предъявления полученного знания учениками);
- умения учителя в расстановке акцентов в образовательном и информационном пространстве по своему предмету в данной теме;
- оценка качества промежуточных продуктов деятельности и конечного продукта урока.
2. Уровень результативности усилий ученика и учителя.
IV. Психологические установки учителя
- Оценка выбора профессиональной позиции в создании совместной деятельности «учитель-ученик» (учитель - назидатель, учитель-советчик, учитель-друг, учитель-наставник и т.д.).
- Оценка усилий учителя в стимулировании ученика, создании ситуации успешности.
- Оценка корректности учителя на этапах оценивания ученика, выдвижение критериев оценки, степень понимания их учениками.
Анализ урока
/Обобщенная модель,
можно использовать фрагменты, в связи с целью посещения урока/
Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.
Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).
Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.
Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.
Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Оценка самоанализа урока, сделанного учителем.
Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.
Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
Общие выводы и предложения
Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.
Заключительное слово учителя.
Для более полного анализа урока администратор может воспользоваться технологической картой.
Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительные моменты. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.
По окончании анализа урока, проведенного совместно с учителем администратор должен заполнить и дать на подпись учителю документ, удостоверяющий факт анализа данного урока.
Собственно письменный документ, подтверждающий факт посещения урока нужен не только учителю, но и администратору. В последствии он сможет проследить динамику качественных изменений в проведении занятий тем или иным преподавателем.В качестве примера мы предлагаем следующие формы оценки качества проведенных уроков.
Технологическая карта целей, содержания педагогического взаимодействия и
прогнозируемого результата в соответствии с этапами урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Усвоение материала | Умения учебной деятельности | ||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | ||
2. Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. | ||
3. Моделирование. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | ||
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | ||
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | ||
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Самопроверка Отработка способа в целом. | ||
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Форма оценки качества уроков:
(по материалам М.М.Поташника «Требования к современному уроку.» Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;)
ДАТА:__ «___»_________200__г. КЛАСС:_____________________
ТЕМА:_______________________________________________ УЧИТЕЛЬ:_______________________________________________АДМИНИСТРАТОР:________________________________________
№ | требование | Что оценивается в рамках заявленных требований | балл |
1. | Содержание урока |
| |
2. | Мотивация учащихся |
| |
3. | Структура урока |
| |
4. | Применение приемов, направленных на развитие компетенций учащихся |
| |
5. | Самостоятельная деятельность учащихся |
| |
6. | Организация этапа диагностики зон |
| |
7. | ТСО |
| |
8. | Стиль общения |
| |
9. | Результат урока по ученику |
| |
10 | Результат урока по учителю |
| |
11. | Сумма баллов (S) | ||
12 | Качество урока | Исчисляется по формуле S*100 : 20 ( в %) |
Характеристика выставленных баллов:
- требование не выполнено
- есть резервы
- требование выполнено
Градация полученного результата:
менее 50 % - недопустимый уровень урока
от 50 до 60% - критический уровень
60-84% - допустимый уровень
85-100% - оптимальный уровень
Форма оценки качества и эффективности учебных занятий
(по материалам Т.И. Шамовой, В.П. Симонова «Критерии современного анализа и эффективности урока» М. 2006г.)
№ п/п | Блок | Показатели оценки блока | Оценка в баллах (mах 4) |
1. | Личные качества учителя |
| |
2. | Особенности учебной деятельности |
| |
3. | Содержание изучаемого материала |
| |
4. | Эффективность преподавания |
| |
5. | Цели и результаты проведенного занятия |
| |
6 | Итог: | Максимально - 100 баллов Минимально допустимый уровень – 50 баллов |
Результаты:
От 80- до 100 баллов - высокий уровень качества и эффективности учебного занятия
От 60 до 80 баллов - хороший уровень качества
От 50 до 60 баллов – допустимый уровень качества
Менее 50 баллов - критический уровень
В случае затруднения с самоанализом урока администратор должен предложить учителю ознакомиться с различными схемами самоанализа, по которым он сможет дать характеристику проведенному им занятию.
Самоанализ урока
/Модель 1/
- Установить место и роль данного урока в изучаемой теме.
- Характеристика целей и задач урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться на уроке, исходя из специфики ученического коллектива.
- Характеристика замысла урока:
а) что собой представляет содержание учебного материала;
б) как будут усваивать содержание учебного материала ученики, то есть каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;
в) какую часть материала они могут усвоить сами;
г) какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;
д) что необходимо прочно запомнить;
е) что ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при изучении нового;
ж) как закрепить вновь изученное;
з) что будет интересным и легким, а что будет трудным;
и) каким образом будут достигнуты на уроке развивающие аспекты.
- Как был построен урок, исходя из его замысла:
а) характеристика учебно-воспитательных задач;
б) выделение этапов, моментов урока, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
- Структурный аспект самоанализа: доказательства оптимальности выбора содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности (анализ осуществляется через поставленные цели и задачи урока).
- Функциональный аспект анализа:
а) определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели и задачам урока, возможностям классного коллектива;
б) каким образом действия учителя и учащихся повлияли на конечный результат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);
в) анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
- Аспект оценки конечного результата урока:
а) оценка качества знаний, полученных учащимися на уроке;
б) определение разрыва между темой, целью урока и конечным результатом;
в) выводы и самооценка урока.
Самоанализ урока
/Модель 2/
Класс:
Предмет:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
- Каково место данного урока в изучении темы? Как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. Как она отражает продукт урока?
- Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для учащихся).
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Получен ли запланированный продукт урока? Каково его качество?
- Психологическая атмосфера на уроке и рефлексия учителя и учащихся.
- Как вы сами оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то выявить причины.
- Наметить перспективы своей деятельности.
Схема самоанализа урока
/Модель 3/
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи решались на уроке:
• общеобразовательные;
• воспитательные;
• развивающие (что?)
Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач?
Самоанализ урока с позиций здоровье сбережения
/Модель 4/
1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?
3. Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?
4. Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?
5. На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?
12. Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?
13. Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?
14. Достигнуты ли поставленные цели и почему?
15. Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?
Самоанализ урока модель № 5
Схема для самоанализа урока с позиции системного подхода
Компоненты урока как системы | Какими планировались? | Что и как пришлось изменить в процессе урока? | Объяснения и выводы |
Цель | |||
Содержание | |||
Деятельность учащихся | |||
Деятельность учителя | |||
Формы, методы, средства | |||
Результаты урока и их этапов |
ПРАКТИКУМ.
Памятка учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
- работа с книгой;
- использование справочников и словарей;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
- самостоятельная работа.
2.Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
- не преобладали ли фронтальные опросы?
- как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
- каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Мы попытались подобать для Вас наиболее часто встречающиеся в современной методической литературе карты оценки учебных занятий, которые используются администрацией при анализе уроков
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
- Анализ цели урока
- Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
- Программных требований;
- Содержание материалов;
- Необходимого уровня знаний и умений учащихся;
- Места урока в системе уроков по данной теме;
- Подготовленности класса;
- Возможностей самого учителя;
- Прогнозов на конечный результат обучения.
- Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
- Степень достижения поставленной цели.
- Анализ структуры и организации урока
- Соответствие структуры урока его цели и типу.
- Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
- Целесообразность распределения времени по этапам урока.
- Рациональность использования оборудования кабинета.
- Научная организация труда учителя и учащихся.
- Организация начала и конца урока.
- Оптимальный темп ведения урока.
- Наличие плана и степень его выполнения.
- Анализ содержания урока
- Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
- Логичность изложения.
- Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
- Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
- Выделение ведущих идей по данной теме.
- Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
- Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
- Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
- Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
- Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
- Темы урока;
- Цели урока;
- Возможностей класса;
- Возможностей самого учителя;
- Учебно-материальной базы.
- Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
- Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
- Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
- Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
- Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
- Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
- Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
- Анализ работы учащихся на уроке
- Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
- Интерес к теме или к уроку.
- Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
- Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
- Наличие навыков самоконтроля.
- Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
- Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
- Культура межличностных отношений.
- Реакция на оценку учителя.
- Анализ домашнего задания
- Методы и приемы проверки домашнего задания.
- Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
- Объем домашнего задания (чем определяется).
- Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
- Посильность домашнего задания для всех учащихся.
- Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
- Методика задания на дом, инструктаж.
- Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»).
- Оценка санитарно-гигиенических условий урока
- Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность ля работы мелом, для закрепления наглядности).
- Соответствие мебели возрасту учащихся.
- Уровень освещенности, чистота помещения.
- Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
- Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
- Режим проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
- Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
- Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
- Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
- Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
- Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
- Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
- Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
- Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
- Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
- Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
- Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя
Программа наблюдений учебных занятий.
Учитель:__________________________________________________________
Администратор:____________________________________________________
1 ТИП. Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Класс:______________предмет________________дата:_______________
Предметная цель: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Формы организации образовательного процесса: лекция, семинар, экскурсия, конференция, «Эврика», лабораторно-практическая работа, дидактическая сказка и др._________________________________________________________
№ п/п | Содержание деятельности учителя | Да (нет) мах 4 балла | Содержание деятельности учащихся | Да (нет) мах 4 балла | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Была ли организована деятельность уч-ся по подготовке и восприятию нового материала? (методы и формы) Мотивировал ли необходимость изучения нового материала? Вычленил ли в познавательных объектах существенные признаки, направил ли на них внимание уч-ся, предложив им серию последовательных вопросов и заданий? Какие приемы использовал? Связал ли в единую систему новые понятия с ранее изученными? Выделил ли алгоритм определения сути изучаемого? Насколько обеспечили предполагаемые вопросы закрепление основных признаков понятий? Формировал ли у уч-ся первичные умения по применению изученного? Организовал ли работу с учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету? (Какие методы и формы?) Предлагал ли вопросы, требующие установления внутрипедметных и межпредметных связей? | Свободно ли активизировали необходимые знания? Умеют ли их перестраивать? Какие затруднения? Осознали ли необходимость овладения новыми знаниями? Реакция: вопросы, реплики и др.? Обратили ли внимание на существенные признаки? Отличают ли основные признаки от второстепенных? Приводят ли примеры? Состоялось ли понимание этих связей? Выразили ли в речи осмысливаемое знание? В какой степени усвоили алгоритм? (Результат опроса) Насколько осмысленно отвечали на вопросы? Могут ли назвать основные признаки нового понятия? Научились ли применять знания по образцу? Способствовала ли деятельность этих уч-ся успешному овладению знаниями остальными уч-ся? Насколько самостоятельно смогли установить внутрипредметные и межпредметные связи? |
2 ТИП. Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.
Класс:______________предмет________________дата:________________
Предметная цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности уч-ся.
Формы организации образовательного процесса: семинар, экскурсия, консультация, лабораторно-практическая работа, «Путешествие» и др______________________________________________________________
№ п/п | Содержание деятельности учителя | Да (нет) мах 4 балла | Содержание деятельности учащихся | Да (нет) мах 4 балла |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Обеспечил ли при проверке д/з воспроизведения уч-ся основных признаков изученных понятий, связей между ними? Позволила ли система предлагаемых вопросов выявить типичные пробелы в знаниях? Какие упражнения предлагались? Лежит ли в основе этих упражнений четко спланированная последовательность действий? Дополнил ли уже усвоенное учащимися новыми связями? Осуществлялась ли дифференцированная работа с учащимися? Позволила ли самостоятельная работа определить, все ли уч-ся научились применять знания по образцу? | Самостоятельно ли формулируют определения понятий, устанавливают связи и отношения между ними? Насколько активно и осмысленно отвечают на вопросы? Насколько успешно овладели алгоритмом? Насколько самостоятельно смогли разобраться в новых связях и отношениях? Активно ли работали все группы? Все ли уч-ся овладели умениями применять знания по образцу? |
3 ТИП. Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Класс:_____________предмет________________дата:________________
Предметная цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками знаний и способов деятельности.
Формы организации образовательного процесса: семинар, практикум. «Урок творчества», «Литературная гостиная», «Что? Где? Когда?», «Путешествие», «Урок-концерт» и др.________________
№ п/п | Содержание деятельности учителя | Да (нет) мах 4 балла | Содержание деятельности учащихся | Да (нет) мах 4 балла |
1. 2. 3. 4. 5. | Обеспечил ли воспроизведение учащимися основных понятий, правил, законов? Какие задание предлагались уч-ся для решения? Каково их количество: *на уровне применения по образцу; *на уровне применения в измененных ситуациях; *на уровне применения в новых ситуациях? Выработана ли система упражнений, предусматривающая постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении? Осуществлялся ли дифференцированный и индивидуальный подход к уч-ся при выполнении ими самостоятельной работы? Каков характер заданий и степень их вариативности? Каковы формы и методы оказания помощи уч-ся? Имеется ли система работы с уч-ся, которые проявляют интерес к изучению предмета? Осуществлялась ли коррекция знаний уч-ся (дополнение, уточнение, углубление)? | Все ли уч-ся воспроизводят основные понятия, правила, законы? Насколько успешно выполняют задания? Активно ли работают? Осмысленно ли выполняют задания? Насколько правильно выполняются задания? Насколько успешно выполнили задание? (Анализ результатов самостоятельной работы.) Стали ли знания более прочными? |
4 ТИП. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Класс:____________предмет________________дата:_________________
Предметная цель: организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности.
Формы организации образовательного процесса: лекция, семинар, «Урок открытых мыслей», экскурсия и др.____________________________________
№ п/п | Содержание деятельности учителя | Да (нет) мах 4 балла | Содержание деятельности учащихся | Да (нет) мах 4 балла |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Обеспечил ли выделение учащимися наиболее существенных понятий, законов в изученном учебном материале? Обеспечил ли установление причинно-следственных и других связей между основными понятиями? Наблюдался ли постепенный переход от частных ко все более широким обобщениям? Давал ли уч-ся задания для анализа, сравнения полученных знаний? Ставились ли вопросы, требующие классификации познавательных объектов по определенным признакам? Осуществил ли выделение в изученном материале наиболее существенных особенностей и сведение их в единую систему? Какие приемы использовал? Обеспечили ли методы, используемые на занятии, обобщение материала, или произошло только простое воспроизведение полученных прежде знаний? Подводил ли к обобщениям и мировоззренческим выводам? | Насколько самостоятельно выделили понятия, законы? Достаточно ли полно и осмысленно установили эти связи? Насколько самостоятельно делают выводы и обобщения? Насколько успешно отвечали на вопросы? Насколько успешно отвечали на вопросы? Активно ли систематизировали знания? Овладели ли обобщенными знаниями? Насколько активно формулировали вывод? |
5 ТИП. Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности учащихся.
Класс: ______________ предмет________________ дата:___________________
Предметная цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности уч-ся; организовать деятельность уч-ся по коррекции своих знаний и способов деятельности.
Формы организации образовательного процесса: контрольная работа, зачет, экзамен, «Урок-турнир», «Урок-конкурс», «Урок-КВН», «Аукцион знаний» и др.
№ п/п | Содержание деятельности учителя | Да (нет) мах 4 балла | Содержание деятельности учащихся | Да (нет) мах 4 балла |
1. 2. 3. | Правильно ли отобрал учебный материал, подлежащий проверке? Каков характер знаний? Позволяют ли эти знания проверить степень усвоения уч-ся знаний? Сумел ли выявить знания уч-ся фактического материала, уровень его осмысления и обобщения, умения применять знания в различных ситуациях? | Насколько успешно воспроизвели данный материал? Все ли справились с заданием? Произошло ли дальнейшее закрепление знаний? |
Самоанализ учителем обществознания урока по теме: «Правовое государство» (9 класс)
(примерный)
1.Характеристика класса.
Общеобразовательная городская средняя школа. 9 класс, в котором учатся 27 человек: 10 девочек, 17 мальчиков. В классе 3 отличника, отсутствуют неуспевающие. Ребята очень ответственно относятся к учебе. Большинство учащихся собираются поступать в высшие учебные заведения. Школьники имеют опорные знания по курсу обществознания, интересуются событиями общественной жизни, владеют навыками самостоятельной работы. Ребята привыкли к творческой работе на уроках, любят диалоговые формы организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.
Группа учащихся в составе 5 человек посещает факультатив по предмету.
2.Характеристика урока с позиции его места в курсе.
Урок «Правовое государство» является составной частью курса «Введение в обществознание», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как:
- формирование ключевых компетенций в области участия в улучшении демократических институтов,
- развитие умения применять знания с целью успешной социализации.
3.При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
• возраст учащихся (14-15 лет): психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, используя мнения своих коллег);
• достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
• техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
• специфика темы урока «Правовое государство» (объективная содержательная сложность, большой объем, но в тоже время объективный интерес учащихся к теме) в рамках обществоведческого курса «Введение в обществознание»; (на протяжении всего урока шла работа с понятием «Правовое государство» в различных аспектах и на различных уровнях;
• свои собственные возможности педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности. С учётом личностно ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:
а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – знаний о государстве, праве, обществе, человеке, правовом государстве;
б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке);
в) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях (ответ на вопрос: является ли РФ – правовым государством);
г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к институту правового государства, осознания ценности демократического режима и ответственности за будущее своей страны.
Опираясь на ведущие характеристики возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа).
Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (решение практических заданий)использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что, во-многом, облегчило понимание учащимися сложного теоретического материала (при вычленении признаков правового государства).
4.Используемые на уроке наглядные средства.
1. Специально для данного урока была разработана схема «Правовое государство» – простота и в тоже время четкая структуризация поможет учащимся глубже понять взаимодействие права и государства. Цвета и размеры которой, имеют определенный подтекст (желтый + красный= оранжевый).
2. Текст Конституции РФ учитель раздает на уроке во время изучения нового материала (чтобы не отвлекать внимание до этого). Необходимые статьи записаны и на доске, так как, во-первых, обеспечивается наглядность материала, а, во-вторых, достаточно большое количество учащихся в классе не позволяет в полной мере работать только с доской.
3. Учебник «Введение в обществознание» 8-9 классы. Учебник использовался на уроке при проверке знаний и умений учащихся.
5. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – объяснение нового материала.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:
а). Организационный момент (1-2 мин).
б). Время на проверку знаний и умений на данном уроке было сокращено до 8 минут в виду специфики темы «Правовое государство». Учащиеся в течение 5 минут писали тестовые задания, что позволило более эффективно провести диагностику уровня обученности на данном этапе каждого учащегося. 3 минуты учащиеся отвечали на теоретический вопрос творческого характера; кто не ответил на уроке – сдавали его письменно после урока.
в). Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.
На протяжении урока учащиеся работали с понятием «правовое государство». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока (13 мин.) осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся о праве и государстве с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.
д). Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу по теме: «Я – гражданин правового государства».
6. Считаю урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся достигнутые ими на этом уроке.
Задания для практикума:
а) ознакомьтесь с содержанием самоанализа урока;
б) определите те блоки самоанализа, которые были на Ваш взгляд выпущены из внимания учителем при проведении самоанализа или определены неправильно;
в) дополните самоанализ, если это необходимо на Ваш взгляд;
Список использованной литературы:
- Алферов Ю., Курдюмова И., Писарева Л. Как оценить урок? // Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
- Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) // Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк, 1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. 2000, с. 575-576.
- Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся // Обществоведение в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2, с. 22- 26. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., "Просвещение", 1974, с. 248-249.
- Баринова И.И. Современный урок географии // География в школе, 2000, № 6, с. 41-44, с. 52.
- Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе // Обществознание в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2, с. 27-32.
- Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 1998. – 24 c.
- Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000. - 43 с.
- Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе // Литература., 1998, № 8, с. 10.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока // Завуч, № 6, 2000, с. 130-131.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока // Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
- Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2000, № 3, с.15-16.
- Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя // Завуч, № 1, 2000, с. 96-100 // Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999; № 2, 2001. Центр "Педагогический поиск".
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.
- Коломинский Я. Межличностное взаимодействие на уроке // Сельская школа, 1999, № 5, с. 45-46.
- Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ "Педагогический поиск", 1999.
- Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы // Директор школы. Экспресс - опыт. 2000-1, с. 9-12.
- Краткий педагогический словарь пропагандиста. Сост.: М.Н. Колмакова и В.С. Суров; Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова.- М.: Политиздат, 1984. с. 14.
- Кулев А.В.Самоанализ урока // Биология в школе. 1999, № 1, с. 46-48.
- Кулемзина А. Аттестация в НОУ: новый механизм // Частная школа, 1996, № 1, с. 64-65.
- Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок // Сельская школа, 2000, № 1, с. 24-31.
- Памятка для анализа урока // Начальная школа. 1997., № 7, с. 16.
- Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;
- Пименов А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? // Завуч. 2001, № 3, с. 108-114.
- План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества // Экспресс-опыт. 2000, №1, с. 60-61.
- Разумовская Т.В. Глобальное образование в Российской школе // Завуч, 1999, № 8.
- Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока // Специалист, 1994, № 10, с. 24-29.
- Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. - М., 1991.
- Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.
- Шамова Т.С. Симонов В.П. Критерии современного анализа и эффективности урока М., 2006г-с.208
- Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД «Корифей » 2008 г.