Правила поведения для воспитанных детей
методическая разработка (1 класс) на тему
Работа направлена на формирование у младшего школьника понятия общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира, способствующему формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие. Этика: азбука добра (для учащихся 1 класса).
Тема занятия: «Правила поведения для воспитанных детей».
Цель занятия: формировать у младшего школьника понятие общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Способствовать формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Данные цели реализуются посредством следующих задач:
1. Образовательные:
- учить новым правилам поведения
- способствовать закреплению знаний, умений и навыков по привитию правил поведения и общих норм безопасности;
- формировать эстетическое воспитание, общечеловеческие ценности, положительные качества обучающихся;
- развивать сообразительность, любознательность, мышление, внимание, память, речь;
- расширять кругозор учащихся в области духовно-нравственной направленности;
2. Развивающие:
- развивать умение планировать свою работу;
- умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать коммуникативные навыки;
3. Воспитательные:
- прививать интерес к занятиям внеурочной деятельностью;
- формировать чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи и самостоятельности;
4. Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья школьников;
- организовать двигательную активность.
На занятии у обучающихся формировали следующие универсальные учебные действия:
1. Познавательные УУД: дети самостоятельно формулируют цели, проводят анализ, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, обобщают.
2. Личностные УУД: при выполнении учебных действий пытаются дать конкретный ответ, включают фантазию и воображение, устанавливают значимость познавательной деятельности, дают оценку изучаемого материала.
3. Коммуникативные УУД: проявляют сотрудничество ,оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника, уважать мнение другого.
4. Регулятивные УУД: ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся распределять свою силу и энергию к преодолению препятствий, контролируют и оценивают правильность выполнения действий, учатся оценивать качество и уровень усвоения материала, пытаются искать ошибки, помогают сверстникам.
Школа- это мастерская человечности.
(Я. –А. Каменский)
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Вход в класс (мальчики пропускают вперед девочек и присаживаются за «круглый» стол).
2. Приветствие гостей (поклон, кивок головой).
3. Вступительное слово учителя:
-Вы знаете, что у нас сегодня гости.
-Как бы вы еще приветствовали гостей? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, рады Вас видеть, доброго здоровья, желаю удачи; на англ. яз: Hello, good morning, good afternoon, glad to see you, good health, good luck)
-А что это за слова? Как они называются? (Волшебные)
-Какие еще волшебные слова вы знаете? (Будьте так добры...,спасибо ,до свидания, приятного аппетита, угощайся пожалуйста ,возьми.. с удовольствием..)
-Что они означают? (просьбу, благодарность, уважение, доброту..)
-Для чего мы эти слова повторяли? ( Такие слова учат хорошим манерам, воспитывают культуру и уважение к окружающим, учат жить по правилам в окружающем мире)
-Молодцы!
II. Первичное знакомство с правилами поведения для воспитанных детей.
1. Чтение сказки учителем.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
2. Игра: «В ладонях бабочка» 2 человека выполняют у доски
- Смотрите, как поступили ребята? (кто-то из ребят «смял», кто-то оставил в первозданном виде бабочку)
- Объясните, почему так поступили? (боялся «выпустить» из рук.)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
3. Просмотр слайдов
Слайд 1.(назовите тему)
- О чем она говорит? (ответы детей)
- Чтобы этике учиться, а для жизни пригодится, пробежим и вспомним мы, друзья, как делать все-таки нельзя.
Вывод: Знакомясь с нашей темой занятия, мы узнаем и научимся хорошим манерам и поступкам, которые помогут нам в любой ситуации и пригодятся в жизни. (Поэтому, все в наших руках! Вот в чем смысл сказки).
Слайд 2. (читает стихотворение хорошо читающий мальчик)
Утром столько разных дел!
Ты умылся и поел,
Одеваешься, спешишь,
В школу весело бежишь.
Но запомнить надо всем:
Чтобы утро без проблем
Проходило, нужно вам
Собираться по часам:
Пять минут - на умыванье,
Пять минут - на одеванье,
Вам на завтрак семь минут!
Три - убрать постель, и тут
Выходить уже пора,
Собирайся, детвора!
Время нужно рассчитать,
Чтобы в класс не опоздать. (Вывод должны сделать сами дети , по выбору читающего мальчика, о драгоценном и бережном отношении к своему времени)
Слайд 3. (читает стихотворение хорошо читающая девочка)
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится. (Вывод должны сделать сами дети о том, что нужно быть внимательным, усидчивым, терпеливы; не показывать свое хвастовство)
Слайд 4. (читают мальчик и девочка)
Волчонок в классе развлекался,
На стуле без конца качался,
На стенах мелом рисовал
И дверь ногою открывал.
Его ребята окружили,
Волчонку строго объяснили:
- Нам школа - это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь её должны -
Нам хулиганы не нужны!
Главный помощник в учёбе - учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему -
Будь благодарен за это ему!
(Вывод: идет диалог-разговор о бережном отношении к школьному имуществу)
Слайд 5. (читает учитель)
Знай: по перилам опасно кататься!
Можешь случайно не удержаться
Или за что-нибудь вдруг зацепиться -
Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!
Если сорвёшься в проём - что тогда?! -
Это уже пострашнее беда!
Так что, прошу, не рискуй, не катайся,
А по ступенькам спокойно спускайся!
-А у нас такие ребята есть? (примеры по нашей школе)
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность - шаг до беды!
Сначала их вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну? Привести примеры ( доминируют высказывания учащихся – мальчиков, которые формируют способность давать собственную оценку конкретным фактам)
Слайд 6. (читает мальчик)
С другом твоим приключилась беда?
Не покидай ты его никогда,
А подбодри, "всё в порядке!" - скажи,
Помощь посильную сам окажи.
Если ему не сумеешь помочь,
Не убегай ты испуганно прочь,
Взрослых на помощь зови поскорей!
Время и силы свои не жалей!
Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают в беде!
(Вывод содержится в последних строках:
Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают в беде!
Слайд 7. (читает стихотворение хорошо читающая девочка и мальчик)
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел - и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
(О наблюдениях из жизни нашего класса )
Ещё совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.
Учитель скажет вам: - Садитесь!
На место тихо опуститесь.
Когда садится шумно класс,
Учитель сердится на вас.
Слайд 8. (Мальчик предлагает тренинг- практикум по правилам дорожного движения, выполняют дважды)
Если свет зажегся красный,
значит двигаться опасно!
Желтый свет – предупреждение,
ждем сигнала для движения!
Свет зеленый говорит:
«Проходите - путь открыт!»
Слайд 9.
Все торопятся у нас:
В детский садик, в школьный класс,
На работу, в магазин.
Все спешат, не ты один.
Транспорт наш всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе,
Он общественным зовется.
Это значит, вам придётся
Пассажиров уважать,
Никого не обижать,
Не ругаться никогда,
Помнить о других всегда!
Слайд 10.
В транспорт вы зашли, друзья,
Но в дверях стоять нельзя!
Там вы будете мешать
Всем проблему создавать:
Надо людям выходить -
Вас придётся обходить;
Вдруг толкнут! Вы упадёте,
Руку, ногу подвернёте.
Так что время не тяните,
Поскорей в салон пройдите!
В общественный транспорт, прошу не забыть,
Положено в заднюю дверь заходить.
Вошли - проходите скорее в салон,
У двери не стройте надёжный заслон.
На выход идите к передним дверям,
Но главное, что я советую вам,
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять.
Вывод дети делают общий: оценивать нужно свое поведение и поведение окружающих, с соблюдением правил вежливости, культуры; терпимое отношение к конкретным людям, учитывая жизненную ситуацию)
Слайд 11.(перекличка ученика и учителя)
Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Прошу к занятиям без лени
Готовиться на перемене!
Как только прозвенит звонок,
Мы сразу же начнем урок.
Слайд 12.(мальчики надели маску щенка и котенка и выбежали в центр, с ними девочка-автор)
Д: Щенок к Котёнку подбегает,
Его в сторонку отзывает
И шепчет:
Щ: "Друг мой, выручай!
Списать задачу срочно дай!
Решить её я не сумел,
Да и не очень-то хотел..."
Д: Задачу наш герой списал,
Но смысл её не разобрал.
Ответить у доски не смог,
И "Двойку" получил Щенок.
Ребята, я задам вопрос:
Чтоб не было обид и слёз,
Что лучше - самому решать
Или, не думая, списать?(дети привели пример из м/фильма)
Слайд 13.(читает учитель)
Слон из школы возвратился
И в портфеле долго рылся.
Видит, что пенал забыл,
Свой дневник не захватил.
И пришлось назад бежать...
Что же можно тут сказать?!
Помни обязательно:
Нужно быть внимательным,
В школе всё в портфель сложить,
Ничего не позабыть!
Что за тетрадь у бегемота!
Повсюду пятна от чего-то.
И всем противно в руки брать
Такую грязную тетрадь.
Он пишет в ней неровно, криво
И совершенно некрасиво.
Ошибок там полным-полно,
Но бегемоту всё равно.
Но только, братцы, не годится
Так безалаберно учиться.
Тетрадь для школьника важна
И аккуратной быть должна!
Свои тетрадки берегите
И без ошибок в них пишите.
Ещё старайтесь не спешить,
Красиво буквы выводить.
(Вывод: чистота и порядок должны быть во всем и всегда.)
Слайд 14. (девочка в маске мартышки и девочка в роли автора)
Мартышка за партою в классе сидит
И тихо соседке своей говорит:
М: - Вчера не до школы, подружка, мне было,
Поэтому я свой портфель не сложила,
А утром сегодняшним в класс торопилась,
И что же в итоге, смотри, получилось!
А: Портфель свой Мартышка тихонько достала,
А в нём нет линейки, тетрадок, пенала.
М:- Соседка, прошу, ты меня выручай
И ручку, листочек, линейку мне дай.
А: Конечно, соседка Мартышку спасла
И в просьбе такой отказать не смогла.
Но всё-таки в будущем, дети, учтите:
В портфеле с собою всегда приносите
Вывод: Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны!
Ш. Закрепление изученных правил.
Вывод: (ответы детей по каждому из правил)
-Мы занятие начинали сказкой об интересной жизни бабочки. Я думаю, и со мной согласятся многие, что все в наших руках, т.к.
знакомясь с правилами - мы учимся,
вспоминаем изученное - размышляем,
узнаем - применяем на практике.
Это все нам пригодится в дальнейшей жизни.
IV. Физкультминутка (видео)
V. Ситуация.
1. - Представьте себе, что вы идёте из школы одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Давайте поможем девочке.
- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? (ответы детей)
-Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником.
2. Игра-практикум: «Рассыпались вещи».
(небрежно рассыпать, ...... дети бегут, ...........игра: «Замри»).
Правильно ли я сделала?
Цель: Каждую вещь «положи» на место.
(Дети дают пояснение, куда положить вещь: школьные вещи сложить в портфель, кухонное полотенце повесить на кухне, рубашку на стул или в гардероб, т.д. )
Вывод: каждой вещи свое место.
VI. Итог занятия.
- Чему учились и что узнали?
(ответы детей: тема и цель занятия обозначены и достигнуты, указаны развивающие и воспитательные задачи)
- Раздать детям (по желанию) листочки с буквами (л, м, д, ц, ы, о, о.)
- Итак, кто вы сегодня? (дети должны составить слово)
- Молодцы!
- Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"
Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"...
Правила для воспитанных детей в школе
Презентация на тему "Правила для воспитанных детей в школе"...
Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Введение. Положение детей в России в начале XXI вызывает большую тревогу. Увеличилось коли...
Права и обязанности родителей по воспитанию детей
Права и обязанности родителей по воспитанию детей...
Правила поведения для воспитанных детей.
Это мероприятие предназначено для закрепления умений и навыков культурного поведения....
Классный час "Правила поведения для воспитанных детей"
Познакомить детей с правилами культурного поведеня....
Золотые правила воспитания детей
Золотые правила воспитания детей...