Описание опыта работы по формированию предметных и метапредметных компетенций.
учебно-методический материал по теме
Описание опыта работы по формированию предметных и метапредметных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы по формированию предметных и метапредметных компетенций. | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по формированию предметных и метапредметных компетенций.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен Новым образовательным стандартом.
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Я внесла элементы новизны в учебный процесс при изучении всех разделов русского языка. Учебный процесс выстроила так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают самостоятельно, с учителем, в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на основе личностно - ориентированного обучения.
В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД).
К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи: «Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?» Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка). При повторении изученного материала, ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Учащимся индивидуально или в группах необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос: «Почему…?» Каждый думает по - разному, но, выслушав ответы, нам легче выбрать правильный .Таким образом, дети самостоятельно или в группах сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике).
На этом этапе уроке развивались УУД во всех сферах:
- личностные УУД - (формирование интереса);
- регулятивные УУД - (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
- познавательные УУД - (наблюдали и делали выводы, работали с учебником);
- коммуникативные УУД - (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Задача учителя - найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.
В значительную часть уроков русского языка я включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока).
Проверить и оценить результат своей работы.
Проблемные ситуации практически строятся на затруднении в выполнении нового задания, при этом самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, необходимо вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировать свою деятельность, и оценить результат. Проверить его.
Ученику нужно вывести новое правило. Ему даётся задание: «Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку» (таблички по определению прилагательного). («Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.).
При этом я формирую:
-коммуникативные УУД: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»;
-личностные УУД:«Объясни, почему ты выбрал этот ответ, а не другой?»
Одним из важных компонентов при формировании УУД является самостоятельная работа. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с учебником помогает становлению ученика как будущего исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик должен научиться в школе.
Специально подобранная система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании - научиться. При формировании УУД широко использую сотрудничество, которое включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.
В результате формируются коммуникативные УУД.
В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учащихся в классе и дают оценку себе и товарищам. Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Таким образом, можно выделить этапы урока, на которых формируются разные виды УУД:
1. Регулятивные УУД
- изучение нового материала;
Новые знания о части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».
Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод (Умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) Прочитай определение в рамке на стр... «Всё ли было верно в твоем задании, которое ты выполнил?» (Дети читают правило, исправляют ошибки, которые допустили).
- обобщение.
«Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …».
Сравни своё правило с тем, которое дано в конце учебника на стр… Пользуйся этим правилом при выполнении следующих упражнений…
Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать?
- контроль и самоконтроль учебных действий
«Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай задания», «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; "Сколько в тексте таких предложений? Должно быть три!"; "Докажи письменно на примере любых двух слов, что эти слова изменяются по 2-му склонению.
«Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова», «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму» Перед каждым из них напиши проверочные слова».
2.Познавательные УУД
а.) на извлечение информации.
- изучение нового материала;
Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
- актуализация знаний
Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
б.)общеучебные - умение ставить и решать проблемы: назовите различия форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.; существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий.
3. Личностные – самоопределение: ориентация ученика на учет чужой точки зрения.
"Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н" Ты сумеешь помочь Саше определить падеж?"и т.д.
4. Коммуникативные - инициативное сотрудничество (взаимодействие):
«Помоги ему решить эту проблему».
Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Работа с информацией и формирование предметных и метапредметных компетенций младших школьников.
Рекомедации учителю о том, как работать с информацией и формировать предметные и метапредметные компетенции младших школьников н...
Описание опыта работы по формированию предметных и метапредметных компетенций.
предметные и метапредметные компетенции...
Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики
Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)...
"Формирование у обучающихся младших классов предметных и метапредметных компетенций в условиях проектной деятельности"
quot;Формирование у обучающихся младших классов предметных и метапредметных компетенций в условиях проектной деятельности"...