Программа "Краеведение"
рабочая программа (4 класс) по теме
Занятия по данной программе познакомиться с историей края, традициями северного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.docx | 136.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодёжной политики администрации МР «Княжпогостский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Емвы.
Программа в начальной школе
«Краеведение»
Программа рассмотрена и предложена к утверждению на заседании методического совета МБОУ «СОШ №1» г.Емвы (протокол № 4 от 27 апреля 2012); утверждена директором МБОУ «СОШ №1» г.Емвы Салуян О. А.
Сведения об авторе.
Ф.И.О. автора | Ушакова Ирина Рызеевна |
Квалификационная категория | Первая |
Стаж педагогической работы | 18 лет |
Адрес учреждения | Р.Коми г.Емва ул.Дзержинского,102 |
Контактный телефон | (82139)21938 |
Дата рождения | 28.09.1975г. |
Срок реализации программы : 2012 – 2013 учебный год.
г.Емва
2012 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка стр.1
2.Цели и задачи , стр.1
3.Особенности программы стр. 2- 3
4.Средства достижения цели стр.3
5. Материально –техническое
оснащение программы стр.4
6.Ожидаемые результаты стр.4
7. Содержание программы стр.5
8.Тематическое планирование стр.6 – 8
9. Литература стр.9
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
- Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
3. Особенности программы.
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание в начальной школе, 34 часа в год (1 час в неделю) содержит четыре раздела:
«Устное творчество коми народа»
В этот раздел включены народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Необходимо познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, показать особенность, самобытность, связанную с условиями жизни северного коми народа, подчеркнуть связь коми народа с природой. Надо выявить жанровые особенности произведений, поэтичность языка, раскрыть нравственную сущность произведений, показать связь, сходство с произведениями других народов. На уроках должна присутствовать словарная работа. Затем желательно использовать языковой материал на других уроках: чтения, русского языка. Уроки следует строить так, чтоб ученики были активными участниками процесса познания: читали, рассказывали, сравнивали, объясняли. С этой целью многие уроки проходят в форме групповой работы. Важно побудить детей работать самостоятельно, дома: перечитать или прочитать новое, выучить наизусть, проиллюстрировать, составить викторину.
«Как жили коми в давние времена»
В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища, украшением дома, изготовлением одежды. Раскрывая перечисленные темы, важно проводить сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство ремесленников, научить детей видеть эстетическую красоту в старинных предметах. Многие темы желательно проводить в комплексе на разных уроках, включая уроки изобразительного искусства и технологии.
Возможные темы уроков изобразительного искусства и технологии.
№ | ИЗО | Технология |
1. | Орнамент коми народа. | Обработка бумаги. Вырезывание. Резные наличники |
2. | Роспись носка, варежки. | Работа с пластилином. Изготовление посуды. |
3. | Орнамент на одежде. | Обработка бумаги. Плетение. |
4. | Эскизы орнаментов для карниза. |
Желательно пригласить на уроки работников краеведческого музея и посетить музей.
«Природа республики»
Уроки этого раздела помогут обогатить и углубить знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Следует больше внимания уделить животному и растительному миру нашего ближайшего окружения. Важно привлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме.
«История города, района»
Уроки этого раздела помогут углубить знания детей об истории района, города в котором они родились и выросли.
Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Вид программы – модифицированная
Средства достижения цели:
- Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
- Основные формы занятий: В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.
Материально- техническое оснащение программы:
- Учебный кабинет, библиотека с читальным залом.
- Мультимедийный проектор, компьютер.
К концу обучения дети должны знать:
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему городу.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
Содержание программы
№ п/п | Тема | Кол – во часов |
1 | Устное творчество коми народа. | 9 |
2 | Как жили коми в давние времена. | 12 |
3 | Природа республики. | 8 |
4 | История города, района. | 5 |
Календарно – тематическое планирование.
Тема раздела | Количество часов по разделу | Тема урока | Количество часов по теме. |
1.Устное творчество коми народа. 2. Как жили коми в давние времена. 3. Природа республики. 4. История города, района. | 9 ч. 12 ч. 8 ч. 5 ч. | Что изучает краеведение? Коми народные сказки о животных. Волшебные коми сказки.
Ёма, Гундыр, Ворса – отрицательные персонажи коми сказок. Яг-морт – лесной человек. Бытовые сказки коми народа. Коми народные пословицы и поговорки. Коми народные загадки. Обобщающий урок по теме. Жилище коми народа. В коми избе. Народные мастера. Уроки – встречи с работниками краеведческого музея. Материал для изготовления одежды и обуви. Как рукодельница семью одевала? (Урок-встреча с работником краеведческого музея.) Народный костюм коми. Украшение одежды. Народный коми орнамент. ( Краеведение + изо). Обобщающий урок по теме. Растения леса. Дары леса. Грибы. Дары леса. Ягоды. Ядовитые растения леса. Животный мир тайги. Рыбные богатства республики. Природа республики в произведениях коми поэтов и писателей. (Краеведение + внеклассное чтение). Обобщающий урок по теме. Населённые пункты нашего района. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Государственные символы города, республики. Урок – экскурсия по улицам города.
Обобщающий урок по теме. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
Литература:
1.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980.
2.Коми народные загадки. Сыктывкар.1975.
3.Коми народные сказки. Сыктывкар.1996.
4.Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар.1983.
5.Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар.1985.
6.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994.
7.Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997.
8.Журавлёв С. Азбука пармы. Сыктывкар. 1995.
9.Моисеев К.А., Волкова Г.А., Мартынов Л.Г. Декоративные растения на севере.Сыктывкар.1984.
10.Климова Г. Текстильный орнамент коми.