Воспитание красотой
статья по теме
В статье описан опыт работы по формированию нравственности младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание красотой
1.Вступление.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Понятия «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
В словаре Ожегова С.И. лексическое значение слова «нравственность» дано следующее: «Нравственность — это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».
Проблема нравственного воспитания остаётся актуальной и в наши дни.
Я считаю, что воспитывать нравственность нужно через искусство. Поэтому для работы в моём классном коллективе мною были привлечены такие специалисты, как психолог, педагог по краеведению и учителя из ДМШ №22. На базе моего класса работает театральное отделение.
Наша программа эстетического, театрального воспитания ставит задачей приобщение всех учеников класса без исключения к искусству. Его мы понимаем не как цель, а как средство формирования духовной культуры. Формирование доброго, человеческого отношения к природе, к обществу, к друг другу (это культура чувств).
2. Воспитание нравственности на занятиях театрального отделения.
Последние годы я работала в содружестве учителей, которые помогали мне в реализации социокультурного (Е.А.Муляр) и этнокультурного компонентов в содержании образования. Но мне показалось, что раскрыть и развить способности каждого ребёнка помогут и творческие занятия в театральном отделении. Поэтому, обратившись в ДМШ № 22 к заведующей театральным отделением А.А.Климец, мы решили, что мои дети будут заниматься сценической речью и сценическими движениями.
Занятия в театральном отделении проводятся два раза в неделю. В первом классе с детьми работали артисты театра и кино Д.И.Худякова и А.Э.Лингалиу. На занятиях дети узнали об истории становления театра.
Особое место занимают игры со словом; артикуляционные упражнения; упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «Школы представления» в актёрском искусстве. Также могу отметить, что эти упражнения помогают детям лучше слышать звуки, грамотнее писать и повысить технику и выразительность чтения.
Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словами, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями.
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. «Играя» в разные сочетания одного действия с разными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Занятие в Театральном отделении помогают почувствовать себя не только артистами, но и помогают развить его моторику, речь, фантазию и многое другое.
Театральное отделение для моих учеников играет существенную роль в процессе социализации: адаптациях их в обществе и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе.
…Праздник «Прощание с Букварем» показали всем первым классам.
В конце первого класса на итоговом занятии театрального отделения дети с удовольствием представили нам постановку по сказке Г.Х. Андерсена «Пастушка и трубочист» и этюды.
Во втором классе с детьми работали Д.И.Худякова и И.В.Суханов.
Во втором классе мы выступали с композицией по басням И.А.Крылова « Уж сколько раз твердили миру». Выступали на праздничных концертах в кинотеатрах « Аврора» и «Каскад», где ребята танцевали на сцене.
Хочется отметить, что то помогает детям быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и условиях, чувству ответственности за себя и своих товарищей, взаимовыручке, готовности поддержать друг друга.
Но занятия в Театральном отделении были бы невозможны без помощи родителей. Они мои союзники «помогают шить детям к выступлениям костюмы, ездят на выступления, следят за успехами детей.
Знакомство с театром - это и работа детей на занятиях в Театральном отделении, и выездные классные часы в театр. Так в первом классе ребята смотрели кукольные спектакли «Театра сказки на Московском» (Снежная королева», «Сказка о царе Султане», «Волшебник Изумрудного города», «Щелкунчик и мышиный король»), а во втором классе познакомились с репертуаром « Санкт-Петербурского Государственного детского драматического театра «На Неве» ( Сказка о царе Салтане», « Приключение кота в сапогах», «Морозко», « Двенадцать месяцев», « День рождения Карлсона», « Золушка», « По щучьему велению», « Заколдованные клены»). Сравнивая моих детей с учениками других школ, могу отметить то, с каким вниманием они следят за происходящим на сцене, какие у них умные и красивые глаза. И, конечно, хочется отметить их культуру поведения. Думаю, что их поведение обусловлено тем, что они уже тоже маленькие артисты.
Я глубоко убеждена, что занятия в театральном отделении не только активизируют интерес ребят к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, учит взаимоотношениям с людьми, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу.
Под нравственностью понимают и культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой) и бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего рабочего места, аккуратность по отношению к своим принадлежностям); и культуру речи (умение вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); и культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать своё поведение в зависимости от окружающей обстановки дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.)
Я, считаю, что стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Поэтому уже много лет мы сотрудничаем с Е.А.Муляр. Елена Александровна работает с моими учениками по своей программе. Она проводит детьми психологические тренировки, игры, которые помогают повлиять на нравственность мотивов, вызывающих то или иное действие.
Могу с убежденностью сказать, что уроки психологии помогают формировать атмосферу дружбы и взаимопомощи в классном коллективе.
3. Освоение социокультурного пространства г. Санкт-Петербурга.
Развитие ребёнка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребёнок включается в это пространство самим фактом своего рождения, но необходимо ещё, чтобы произошло становление личности и формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности.
Последние годы группа учителей (Е.А.Муляр, С.А.Бородачёва, А.В.Звягина) занимается реализацией этнокультурного компонента в содержании образования, рассматривая при этом этнокультурное образование не как изучение культуры одного народа, а как диалог культур, выявляющий общечеловеческие ценности.
Одним из направлений реализации этнографического компонента является программа нашей группы «Знай и люби свой город». Особенностью этой программы является то, что используемый краеведческий материал служит средством для духовно-нравственного становления личности учащегося.
В программе реализуются следующие задачи.
- Раскрыть учащимся истоки становления и развития социукультурного пространства Санкт-Петербурга.
- Заложить основы эмоционально-нравственного отношения к культуре народов России.
- Способствовать развитию жизненного опыта школьников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего города во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями.
Материал курса «Знай и люби свой город» предполагает укоренение ребёнка в городском социокультурном пространстве за счёт расширения границ мира. До этого родными и знакомыми были небольшие уголки города (детский сад, двор, в котором ребёнок рос, прилегающие улицы). Сейчас ребёнок активно знакомится с главными улицами, площадями, памятниками, зданиями, скверами, их историей, внешним видом, значением. Происходит своеобразное освоение мира, создание образа города, понятного, родного.
Вместе с Аликом-Гусариком, героем
На уроках краеведения путешествуют ученики по своему родному городу. Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению родного края, С.А.Бородачёва проводит различные познавательные игры-викторины.
Изучение родного города не ограничивается только уроками краеведения. Наша школа уже не первый год сотрудничает с клубом «Юный петербуржец», который проводит тематические слайд-лекции по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
Клуб поддерживает программу молодёжного движения «Юные за возрождение Петербурга!»:
- Через просвещение к возрождению.
- Через игру к познанию города.
- Святыни Петербурга.
- Петербуржец XXI века.
- Вместе дружная семья.
Но изучение родного города было бы неполным, если бы не выездные классные часы (т.е. экскурсии). Недаром русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Ребята посетили музейно-педагогические занятия в Государственном музее политической истории России («Где учился Филиппок?», «В старой гимназии», «Чем писали в старину», «Я, бабушка и Гагарин»).
Учащиеся дополнили знания, полученные на уроках и слайд-лекциях, знакомством с экспозициями Государственного Эрмитажа («Первые шаги в искусстве», «Мифологические сюжеты в искусстве», «Христианские сюжеты в искусстве», «Рыцарский зал»).
Мы живём в одном из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, Петергофе, государственном музее-заповеднике, который известен всему миру своими художественными ценностями и творениями зодчих: дворцами и фонтанами, садами и музеями, парковыми и архитектурными ансамблями.
Подлинный интерес вызвали детские интерактивные занятия в Банном корпусе («Что в старину едали на Руси», «Приглашение к столу», «В гостях у банника») и музее семьи Бенуа («Дворянское воспитание XIX века») ГМЗ Петергоф.
- Заключение.
У каждого ребёнка есть острая потребность творить настоящее добро, искать настоящую истину, учиться чувствовать настоящую красоту.
Гармоническое развитие не есть запоминание суммы знаний о музыке, литературе, технике. Это прежде всего страстный поиск истины, это гармония с другими, с природой, культурой, с людьми и с самим собой.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты отсрочены во времени. Думаю, что результаты будут тогда, когда мои первоклашки станут старшеклассниками. Процесс нравственного воспитания … личный и творческий.
Библиография:
1) Абрамова Г.С. [Текст] Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999.
2) Белебихина Н.А., Королева Л.А. [Текст] Организация дополнительного образования в школе. – М.: Учитель, 2008. – 200 с.
3) Богомолова Ю.П.,[Текст] Кукольный театр – детям: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2007. – 127 с.
4) Галиуллин Т.А., [Текст] Авторская образовательная программа кукольного театра «Живая сказка» МОУ ДОД ДЮЦ «Ферон», информационно-методический центр.
5) Ганелин Е.Р., [Текст] Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2002 г.
6) Голованова Н. Ф., [Текст] Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПБ .:Специальная литература, 1997
7) Неменский Б.М. – Мудрость красоты. Издательство «Просвещение» - 1987 г. М.(255 с.)
8) Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван ,1979,с.268
9) Каган М.С. Философская теория ценностей. СПБ.,1997, с. 181.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Красота человеческого общения - как основа эстетического воспитания детей"
Советы родителям по эстетическому воспитанию....
Программа по эстетическому воспитанию младших школьников "Красота. Культура. Творчество"
В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых пробле...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"
Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию «В союзе с красотой»
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - пом...
КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА, КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской...
Трудовое воспитание.Классный час "Красота и труд вместе идут"
Классный час формирует у учащихся правильное отношение к труду, учёбе....
Классный час для 1 класса (духовно-нравственное воспитание) "Красота жизни"
Классный час для 1 класса «Красота жизни» (духовно-нравственное воспитание)1.Учитель. Ответьте мне, пожалуйста, что вам больше нравится: когда светит солнышко или когда льет дождь?Дет...