Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Ахметшина Дина Ринатовна

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках. Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать, когда свершать действие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnolgoii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

Знать, как действовать – половина дела,

другая половина – знать, когда свершать действие.

Иван Ефремов

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становиться поздно начинать…..

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, ели твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

На мой взгляд, гораздо больше необходимо уделять внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент – отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром и вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций – результат успешности будет налицо.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.

И дети, и родители знают о том, что на уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз и т.д.

Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминуткой на уроках математики мешают или помогают?»

Ответы были такие:

  1. помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;
  2. повышают работоспособность – 30%;
  3. создают хорошее настроение – 20%;
  4. способствуют общению – 6%;
  5. мешают уроку – 5%;
  6. ограничивают время урока – 4%.

Учащимся необходимо двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Для провидения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета, комочки ваты и т.д.

В итоге занятия я раздаю учащимся закладки, сделанные старшеклассниками, на которых написаны следующие слова:

Ты – Человек и должен помнить, что природа заложила в тебе ежечасную потребность в движениях.

Живи в гармонии со своим телом!

Лучше будь активным и здоровым, чем пассивным и больным!

Лучше иди по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли!

Изучай спортивные достижения других и сам становись сильным и непобедимым!

Сохраняй данное тебе природой здоровье!

Борись с собой, своей леностью и своими недугами!

Знакомься со спортивными достижениями других и сам становись сильнее!

Далее провожу следующие упражнения.

Упражнение «Колобок»

У вас в руках не просто мяч, а колобок из русской сказки. Помогите ему как можно быстрее убежать от лисы.

Учащиеся передают мяч друг другу вперед и назад:

  1. над головой;
  2. между ногами;
  3. через правое плечо;
  4. через левое плечо;
  5. скрестив руки над головой;
  6. прокатив мяч по голове.

Упражнение «Мы – одна команда»

На арене цирка выступает команда жонглеров. От них требуются синхронное выполнение задания. Необходимо создать для зрителя такое впечатление, будто выступает один человек. Попробуем это сделать, работая с мячами.

Учащиеся стоят на равном расстоянии друг от друга и одновременно подбрасывают мяч руками. При этом они стараются выполнять упражнение синхронно, стараясь как можно больше сгибать руки в локтевых и плечевых суставах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...