Петропавловская крепость
план-конспект урока (3 класс) по теме
Урок повторения и закрепления изученного материала по истории города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petropavlovskaya_krepost.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории города. 3 класс.
Тема: Петропавловская крепость. Закрепление изученного.
Учитель | Ученики |
I. Заставка. - Ребята, мы начнём урок с просмотра фрагмента праздника, который проходил у нас в городе. Фильм. - Как вы думаете, какому событию посвящён этот праздник? - Ребята, сегодня мы будем исследователями. А какими должны быть исследователи? На столах названия команд. - Итак: То было 300 лет назад… Царь Пётр к Неве привёл солдат, Шёл по болотам и лесам- И этот остров выбрал сам: “Стеною прочной окружён, Твердыней грозной будет он, Неву закроет на замок, Чтоб враг пройти сюда не смог!” - Про какого врага говорит царь Пётр I? - Для чего Пётр I в 1700 году начинает войну со шведами? - Об этом говорит в своей поэме “Медный всадник” А.С.Пушкин. II. Освоение содержания. 1) – Уважаемые исследователи, сегодня вы попробуете выступить в роли строителей крепости. - А как вы понимаете значение слова “крепость”? - Мы на уроке вспомним, для чего строилась крепость, какое значение имеет сейчас для нас? 2) – Когда началось строительство Петропавловской крепости? - Давайте вспомним, где расположена крепость? Воспользуйтесь картой. Работа с картой. 3) – Тот остров, низкий и сырой, И часто бывший под волной, Да полный комаров докучных, Провёл годов немало скучных. Стал царь указы издавать: Строителей сюда собрать, Земли побольше натаскать И остров низкий приподнять, На шесть участков разделить – В них укрепленья возводить. - Начинаем строить крепость. Что же нам надо знать, как исследователям? Разгадайте кроссворд. Работа в группах. (Оценка жетонами по количеству правильных ответов. Индивидуальная проверка, помощь). 4) – Кроссворд – это только первая часть нашего задания. Продолжаем исследования, находим недостающие части крепости. Карта крепости, отдельно – части. - С пятью углами укрепленья Для стрельбы и наблюденья. В крепости сооружаются. А как, скажите, называются? - Они бастионы соединяли 12 метров достигали, И от врагов оберегали. Как эти стены называли? - Как называли помещенья внутри крепостных стен? - Этот мост через пролив Стоит, название сменив. Он из дерева и прост. Как называется тот мост? - Какое первое его название? - Первые ворота триумфальные Воспевают битвы эпохальные: Помнят Нарву, Гангут и Полтаву И хранят России новой славу! - Кто архитектор Петровских ворот? - В стене крепостной видим арку ворот. Пред ними Нева величаво течёт. У входа колонны с обеих сторон, Якорем с лентой украшен фронтон. -Как их назвали в народе? Почему? - Собор этот выше других и старей. Здесь усыпальница русских царей. Издалека виден шпиль золотой, Высится он над стеной крепостной. Ангел под самыми облаками Город Петра осеняет крылами. -Почему так назван? -А что за нарядный домик рядом стоит? Почему так назван? -Какие дополнительные укрепления мы не назвали? -Мы с вами “строили” крепость по готовым чертежам и рисункам. Правильно разгадав кроссворд, вы вспомнили фамилию первого архитектора нашего города. - Петром в Россию приглашён, Здесь 30 лет работал он. Трезини, “зодчий городской”, Построил крепость над Невой, А в крепости воздвиг собор, Чей шпиль всех выше до сих пор. 5) - Крепость построена. Это действительно укреплённое место. И хотя за все 303 года с бастионов не было произведено ни одного боевого выстрела, крепость всегда была готова отразить нападение врагов. До конца 18 века Петербург являлся пограничным городом и в крепости находился гарнизон солдат. Шли годы. Во времена I и II мировых войн крепость была укреплена, защищая наш город от врага. 6) – А теперь, дорогие исследователи, продолжаем. Мы побывали на Заячьем острове в далёкие годы, пришло время возвратиться в наш 21 век. - Скажите, ребята, вы любите праздники? Наш город тоже их очень любит и начинает все праздники на территории Петропавловской крепости. Почему? - А ведь каждый город богат своими традициями, богата ими и Петропавловская крепость. Какие традиции крепости запечатлены на рисунках? /мнемокартинки/ Работа в парах: - пляжный волейбол - жители загорают у стен крепости - прогулки по Неве - город с борта вертолёта - полуденный выстрел - праздничный фейерверк 7) Одна из традиций, которую вы назвали – полуденный выстрел из пушки. Как она возникла? Работа с текстом. I вариант работы: - Прочитайте. Отметьте в тексте то, что раньше не знали, то, что для вас новое. II вариант работы: - Прочитайте. Ответьте на вопросы: - О чём извещала пушка с бастионов Адмиралтейства во времена Екатерины II? - Как называли пушку? -Когда пушка стала оповещать жителей о наступлении полудня? - Где была установлена пушка в 1870 году? - Когда был произведён первый полуденный выстрел? - Почему в 1934 году выстрелы прекратились? - Когда восстановили традицию? - Оказывается, что с 1872 года полуденная пушка стреляет и в г. Кронштадте. 8) - С апреля 1993 года Петропавловская крепость стала государственным заповедником – на её территории запрещены какие-либо изменения или перемещения сохранившихся исторических памятников, не разрешается возводить новые здания. - А вот не очень давно на месте бывшей плясовой площадки возвели памятник основателю нашего города. Кому? Кто создатель? Фото. - Мы были с вами на экскурсии в крепости. А что сейчас размещается в бывших зданиях Петропавловской крепости – Инженерном доме, комендантском доме, здании гауптвахты и др.? - Крепость продолжает жить для нас. III. Рефлексия. - Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, а сейчас давайте ещё раз пройдём по “дорожке запоминания”. - Вот символы, которые, так или иначе, связаны с нашими исследованиями. О чём же они напомнят? Заяц – Заячий остров. Сражение – Крепость для защиты Часы – Куранты на колокольне Петр. Собора Монета – Действующее предприятие – монетный двор Пушка – Традиции Билет – Крепость стала музеем IV. Оценка. - Какая же команда оказалась самой активной на уроке? Посчитайте баллы. V. Домашнее задание. - Наше исследование не закончено. Попробуйте “услышать”, что расскажет вам ангел с колокольни Петропавловского собора. (с. 32, вопр. 8)
| 300-летию рождения нашего города. Шведы, Северная война. Освободить выход к Балтийскому морю. - Крепкое, укреплённое место. -27 мая 1703 года - бастионы - куртины - казематы - Иоанновский - Красный - Петровские ворота - Д.Трезини - Невские ворота - Петропавловский собор. - кронверк и равелин - Это традиция Санкт-Петербурга - сигнальная - 1865 год - Нарышкин бастион - Сигналы стали передавать по радио. -24 июня 1957 года - Петру Великому. Автор: М.Шемякин - выставки, фонды, научные отделы музея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"
Эту презентацию можно использовать на уроке по истории города....
Викторина по истории создания Петропавловской крепости
Вопросы с вариантами ответов на тему: "История Петропавловской крепости"....
Презентация для внеклассного занятия "Петропавловская крепость"
В презентации показаны архитектурные строения, которые находятся на территории Петропавловской крепости, их назначение....
Презентация по истории и культуре СПб. Петропавловская крепость.
Петропавловская крепость....
Петропавловская крепость и домик Петра I
презентация к уроку истории СПб...
Путешествия по Петербургу . Петропавловская крепость. (презентация)
Презентация к занятию по краеведению 3 класс. Предназначена для итогового урока по изучаемой теме. Отражает историю создания крепости, ее архитектуру....
Виртуальная экскурсия "Петропавловская крепость"
Данная презентация позволяет совершить виртуальную прогулку от станции метро "Горьковская" до Петропавловской крепости, а также изучить все знаковые места данного исторического места. Работа содержит ...