Уроки Д. С. Лихачева. Лихачевские чтения. Экскурс по письмам: №№ 7, 3, 4, 5, 24, 27, 41
проект (3 класс) на тему
Методическая разработка Лихачевских чтений (тематических занятий) для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лихачевские чтения | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (4 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«Хочешь быть счастливыми –
будь им…»
Письма Д. С. Лихачева
Экскурс по письмам: №№ 7, 3, 4, 5, 24, 27, 41
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГБОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2012 -2013 учебный год
Тема урока: «Хочешь быть счастливым – будь им…»
Цели урока:
- продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева;
- на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;
- помочь учащимся прийти к собственным способам решения поставленных вопросов;
- развитие речи, обогащение и активизация словаря.
Урок проводится в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем, постановка вопросов по письмам).
Учащиеся четвертого класса уже могут рассуждать о таких понятиях, как «счастливый человек», смысл жизни, цель жизни… Поэтому обращение к «Письмам о добром» представляется одним из путей создания у детей представлений об окружающем их мире. Тема занятия «Будем счастливыми» - учитель не ставит себе цель воспитать настоящего человека, человека счастливого, а, лишь, ведет очень важный разговор, который впоследствии может оказать влияние на формирующуюся личность ученика.
В начальной школе, как правило, мы обсуждаем «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы «Письма о добром» оставили след в душе ребят, и в итоге ребята научились бы серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.
Ход урока:
Этап 1. Выявление имеющихся у детей знаний и представлений по теме занятия.
Учитель:
- Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как быть счастливым: о взаимоотношениях в семье, взаимоотношениях в классе, в школе, как большой дружной семье, о заботе людей друг о друге, о некоторых важных жизненных принципах, без которых человеку трудно жить. Человек не может жить один, значит, нужно научиться хорошо жить с другими людьми, уметь находить «общий язык», заботиться не только о себе, но и об окружающих тебя людях.
- Кто заботится о вас?
- Как вы чувствуете, что Вы любимы, что о Вас заботятся?
- А вы проявляете заботу о ком-нибудь?
- Какие чувства Вы испытывали, когда о ком-то заботились?
- Занятие мы начнем с письма №7 «Что объединяет людей?».
- Начинается письмо с «Этажей заботы». (Письмо № 7. стр. 30 – 3, отрывок).
«Этажи заботы» - тонкое, точное, емкое название. Забота - это внимание, попечение, любовь, ответственность, уход; это то, что объединяет всех людей, независимо от возраста.
- Что же лежит в основе заботы? В основе ее лежат: любовь, внимание к ближним, ответственность за тех, кто рядом. Всему этому можно научиться именно в детском возрасте. Хотелось бы донести до Вас, ребята, мысль о том, что Вы, сами, должны научиться проявлять заботу по отношению к одноклассникам, учителям, школе. Ведь, каждый из Вас должен понимать, что класс – это большая дружная единая семья.
Этап 2. Получение новой информации.
Учитель:
- Д.С. Лихачев писал:
«В семье забота сближает родных, в школе забота объединяет класс. В каждом классе заботливое отношение друг к другу создает добрую атмосферу. В городе забота объединяет горожан, а в стране – людей».
- Забота необходима каждому человеку. А как называются люди, которые ни о ком не заботятся, а думают только о себе?
(Эгоист - от слова «эгоизм» - себялюбие, предпочтение своих, своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Словарь С. И. Ожегова).
Человек должен быть заботлив, - пишет Д.С. Лихачев. - Не заботливый человек - скорее всего человек не добрый и не любящий никого.
За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда те уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом».
- Вспомните, ребята, когда люди всей страны объединялись, чтобы проявить заботу о тех, кто рядом?
- Пожары, вследствие жаркой и сухой погоды, летом 2010 года уничтожили деревни и села в центральных и южных районах нашей страны – люди со всех уголков России, и не только России, но и других стран, проявили сострадание к погорельцам: высылали гуманитарную помощь, помогали тушить пожары, приглашали к себе для проживания людей, лишившихся жилья.
- Трагедия, которая произошла в маленьком городке Северной Осетии Беслане 1 сентября 2004 года не оставили равнодушным ни одного человека. Люди разных национальностей, разного возраста, разной веры со всех уголков земного шара проявили сочувствие к пострадавшим. В этот городок стали отправлять денежные переводы, посылки с вещами, медикаменты, игрушки для пострадавших детей, которые становились пусть, совсем крошечным, но все же утешением для какого-нибудь ребенка.
- Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью. Каждый человек обязательно должен уметь заботиться о других, и не только близких людях, потому что забота – это доброе дело, а добро не может быть глупо. Нужно начинать с себя. Забота человека о тех, кто рядом помогает человеку жить!
- Д.С. Лихачев выразил необыкновенно правильную и точную мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
- В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?
- В чем, по мнению Д. С. Лихачева, самая большая цель в жизни? (Письмо № 3 «Самое большое», стр. 15-16, отрывок).
- Замечательные слова: « Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она охватывает все более широкий круг вопросов».
- Ребята, попробуйте прямо сейчас, на уроке, пожелать свом одноклассникам что-то светлое, доброе, теплое…
- Скажите, пожалуйста, как лично вы пытаетесь понравиться человеку, которому хотите понравиться? Д. С. Лихачев всем нам дал прекрасный совет: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». (Письмо № 4, стр. 20, отрывок).
- Человек духовно богатый тянется к людям, а люди тянутся к нему, никому не интересно общаться с «пустым» человеком. Иногда приходится слышать: «Мне не интересно с ним…, он – «пустышка».
- Мы попытались ответить на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?». А в чем же смысл жизни? (Письмо № 5, стр. 23- 24, отрывок).
- Через несколько лет вы вступите в период переходного возраста. Вы будете находиться в поиске себя. И в процессе этого поиска ребята часто оказываются на перепутье. Поэтому, я думаю, Вы еще не раз обратитесь к «Письмам о добром».
- Каждый человек хочет быть счастливым. Какого человека Вы бы могли назвать счастливым?
Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:
- «Какого человека ты назовешь счастливым»;
- «Что такое счастье?».
- А вот, что пишет Д. С. Лихачев…(Письмо № 24, стр 104, отрывок).
- Не для кого не секрет, что человек, не знающий прошлого – мертвый человек. (Письмо № 27, стр113-114, Письмо № 41, стр. 214-215, отрывок).
- Как приятно долгими зимними вечерами посидеть в кругу семьи за просмотром семейных альбомов.
Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:
- «Мои семейные альбомы».
- Счастливый человек – человек добрый. Какие качества человека вы отнесете к добру? (Честность, бескорыстие, забота, сострадание…).
- Прочитайте на доске пословице о добре, запомните их, и старайтесь жить по ним:
- Добро делать спешить надобно.
- В большом сердце и далекое близко.
- Доброе дело питает и разум и тело.
- Доброта без разума пуста.
- За добро добром и платят.
- Доброму человеку весь мир – свой дом.
Этап 3. Обобщение.
Учитель:
- Д.С. Лихачев прожил большую счастливую жизнь. Он был замечательным человеком. Д. С. Лихачев сделал многое для сохранения и развития культуры нашей страны.
- с 30 октября по 28 ноября, в период «Лихачевских чтений», нас ждет экскурсия в школьный музей;
- в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» к нам придут ученики старших классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром». Это очень важный момент в школьной жизни, так как все мы – члены большой семьи - школы № 47 имени Д. С. Лихачева. Это имеет огромное воспитательное значение, так как в практике повседневной жизни старшие проявляют заботу о младших, делятся с ними своими чувствами, эмоциями, переживаниями, помогают разобраться в сложных жизненных вопросах.
- в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» мы сами будем участвовать в проведении уроков по теме, в конференции, посвященной Д. С. Лихачеву, выйдем к учащимся 1-2 х классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром», таким образом, мы внесем свой вклад в «Копилку добрых дел», проявим заботу о младших. Для нас с Вами - это продолжение большой и трудоемкой работы, своего рода настрой на традиции школы, определение главных нравственных ориентиров.
- какие новые важные мысли открываются, когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?
Этап 4. Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы.
I вариант:
- Размышления целесообразно завершить сочинением (эссе) (домашняя письменная работа), в котором ученики подведут итоги состоявшегося урока и изложат собственные рассуждения по затронутым вопросам.
Предлагаются темы для написания сочинений (эссе):
- «Кто и что меня воспитывает»;
- «Моя родословная».
II вариант:
- Творческих работы - рисунки на тему «Мои добрые дела» в портфолио классной копилки творческих работ учащихся – очередной шаг на пути осознания своего класса как школьного коллектива.
Заключительное слово учителя. Рекомендация прочесть «Письма...» полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 1 классе (математика+чтение+письмо) К. Чуковский "Тараканище"
Сценарий интегрированного урока с презентацией, 1 класс...
К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100
Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....
Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...
Уроки № 81 ( чтение) и №101 ( письмо). А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…» (с. 92-93) Повторение пройденного материала.
Презентация в помощь учителю начальных классов. По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс...
Уроки № 80 ( чтение) и №99 ( письмо). «Первый букварь» В. Н. Крупина ( с. 90-91). Повторение пройденного материала.
По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....
Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.
По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....
Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса
Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса...