урок кубановедения "Космонавты Кубани"
методическая разработка (4 класс) по теме
Сценарий урока кубановедения
«День космонавтики.
Космонавты Кубани».
Цели:
сформировать у учеников представление об истории освоения человечеством воздушного и космического пространства;
развивать кругозор, речь.
воспитывать гордость за своих земляков –космонавтов России.
Оборудование:
мультимедийная презентация урока;
выставка моделей летательных аппаратов и рисунков по теме урока.
Литература:
дневник кубанского школьника;
энциклопедия серии «Я познаю мир. Космос»ЭКСМО, 2006г.
интернет-сайты;
хрестоматия по чтению для начальной школы, АВАНТА, 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_kosmonavty.docx | 27.83 КБ |
12_aprelya_-.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
Сценарий урока кубановедения
«День космонавтики.
Космонавты Кубани».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Козырева Н.А.
СТ. СТАРОМИНСКАЯ. 2012 год.
Цели:
- сформировать у учеников представление об истории освоения человечеством воздушного и космического пространства;
- развивать кругозор, речь.
- воспитывать гордость за своих земляков –космонавтов России.
Оборудование:
- мультимедийная презентация урока;
- выставка моделей летательных аппаратов и рисунков по теме урока.
Литература:
- дневник кубанского школьника;
- энциклопедия серии «Я познаю мир. Космос»ЭКСМО, 2006г.
- интернет-сайты;
- хрестоматия по чтению для начальной школы, АВАНТА, 2009г.
СЛАЙД №1.
Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
СЛАЙД №2.
Чтение мифа «Дедал и Икар».
Обсуждение.
СЛАЙД №3.
***Вы узнали этого героя?[1] Что за предмет изображён художником позади Незнайки? Случайно ли это? На чём совершил герой путешествие к Луне?
***Читаю текст со слайда.
-Кто же изобрёл воздушный шар? (французские изобретатели братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье)
-В каком городе произошёл первый запуск воздушного шара? ( в Париже)
- В какой стране? ( во Франции)
- Когда? (5 июня 1783 года)
СЛАЙД №4.
***-Посмотрите, кто прилетел к Незнайке! Узнали?
-На каком летательном аппарате он прибыл на наш урок?
-Чем он отличается от воздушного шара? (есть моторчик, управляемый пилотом аппарат)
****Карлсон хочет рассказать об летательных аппаратах, которые придумали после воздушного шара.
*** Читаю со слайда.
- Как называется этот аппарат? (дирижабль)
***АЭРОСТАТ (от греч. aer — воздух и statos — стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты).
***- Что в его конструкции появилось такое, чего не было на воздушном шаре?
- Кто его изобретатель? (А. Жиффар)
-В какой стране жил А. Жиффар? (во Франции)
- Когда? (в1852 году).
СЛАЙД №5.
***А теперь посмотрите на первый самолёт.
*** Познакомьтесь с его необычной историей.
Читаю со слайда.
***- В какой стране был придуман аэроплан? ( в Америке)
-Назовите конструкторов. (братья Уилбер и Орвилл Райт)
-Когда проходил полёт первого самолёта? ( 17 декабря 1903 году)
- Что интересного вы запомнили об этом полёте? (пролетел 32 м, полёт длился 59 секунд)
СЛАЙД №6.
Назовите летательные аппараты, придуманные конструкторами позже. ( ***дельтаплан,
ДЕЛЬТАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ (дельтапланеризм), разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов — сверхлегких планеров, взлет и посадка которых осуществляется при помощи ног планериста. Итак, на дельтаплане нет мотора, значит только дельтапланерный спорт можно назвать современным. А сам дельтаплан когда , по вашему мнению был сконструирован?
***вертолёт,
*** реактивный самолёт,
***баллистическая ракета).
СЛАЙД №7.
Посмотрите на этого человека. ***Прочитайте рассказ о нём.
-Кто изображён на фотографии? (С.П.Королёв)
-Почему мы говорим о нём на сегодняшнем уроке?
***Рассказ детей о подготовке к полёту человека в космос.
Итак, конструкторы придумали летательные аппараты, которые преодолевали земное притяжение и совершали полёты в космическое пространство. Теперь учёные готовились к полёту человека в космос. Начались испытания: на орбиты решено было отправить живых существ, чтобы понять, как они будут чувствовать себя на космических кораблях.
3 ноября 1957года с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск корабля с живым существом на борту, собакой Лайкой. «Спутник-2» с Лайкой на борту совершил 2570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 апреля 1958 года.
19 августа 1960 с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск космического корабля «Спутник-5». На борту корабля находились собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
1 декабря в космос полетели собаки Мушка и Пчелка, однако из-за сбоя спускаемый аппарат не воспринял команду на возвращение и был потерян в космических высотах, на землю не вернулся.
22 декабря предпринята новая попытка вывести животных в космос. На участке вывода случилась авария третьей ступени ракеты-носителя, и спускаемый аппарат совершил аварийную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки Жемчужина и Жулька остались живы.
В марте 1961 один виток по околоземной орбите совершила сначала собака Чернушка, а потом собака Звездочка. Обе собаки невредимыми вернулись на Землю.
В космосе уже побывали растения, крысы и 9 собак. Все было готово к полету человека в космос.
-Кто из живых существ побывал в космосе до человека?
- Сколько собак побывало в полётах в космос? Запомнили клички этих героических животных?
СЛАЙД №8.
Ученик читает стихотворение.
А.Мещеряков.
Он проник в космические дали
И прославил подвигом свой век-
Юрий Алексеевич Гагарин,
Наш простой советский человек.
На «Востоке» - корабле крылатом-
Флаг пронёс он матери-страны...
Самым первым в мире космонавтом
Люди всей Земли восхищены.
Юрий Гагарин-первый космонавт.
Прочитайте об этой удивительной профессии.
(дети знакомятся со статьёй)
По сравнению с другими профессиями профессия космонавта появилась относительно недавно, 50 лет назад. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года и длился всего несколько минут. В те годы многие ребята мечтали стать покорителями космоса, их привлекала романтика этой необычной профессии. В наши дни профессия космонавта по-прежнему остается уникальной, за прошедшие годы ею овладели считанные люди, и каждый полет — это неповторимый эксперимент.
Стать космонавтом очень и очень непросто, для этого надо иметь не только железное здоровье, силу воли, но и быть необычайно целеустремленным человеком. Современный космонавт — очень образованный человек, эрудит, он умеет управлять кораблем, отлично разбирается в работе бортовых систем, проводит испытания, исследования, научные эксперименты.
Пребывание на орбитальной станции длится по несколько месяцев, и все это время космонавты живут и работают в условиях полнейшей изоляции и невесомости, что неблагоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье. И как бы им не хотелось вдруг оказаться дома, обнять своих родных или просто пройтись прогуляться, сделать они это смогут лишь тогда, когда придет время вернуться на Землю.
Работа космонавта очень трудна и опасна, но если кто-то, несмотря на все сложности, все равно стремится оказаться на борту космического корабля, ему предстоит долгий и очень тяжелый путь. Прежде, чем приступить к обучению «на космонавта», надо получить профессию летчика, инженера, физика, врача или биолога.
Затем, требуется пройти специальную медкомиссию, и если здоровье окажется на высоте, то кандидата в космонавты ждёт учёба – два года он проходит космическую подготовку.
Для полета отбирают самых лучших, самых упорных, самых образованных.
СЛАЙД №9.
Сейчас Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина — это всем известный Звездный городок.
Здесь находятся учебные классы, тренажеры.
Вы видите гидробассейн для тренировок в условиях гидроневесомости.
А это- центрифуга.
Есть тут и зал космической связи. Для занятий по астронавигации космонавты приходят в небольшой планетарий, который оборудован кабиной космического корабля. Внутри этой кабины создается полное впечатление, что ты находишься в космосе и рассматриваешь в иллюминатор звезды. При имитации различных движений космического корабля космонавт должен суметь правильно сориентировать корабль по звёздам.
СЛАЙДЫ №10- 12.
Пришло время познакомиться с космонавтами- кубанцами.
Знакомьтесь.
***Падалка Геннадий Иванович родился в столице Краснодарского края – городе Краснодаре. Как и многие его сверстники, он учился в школе, мечтал стать космонавтом. В 18 лет поступил в высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Ейске. Когда Геннадию Ивановичу было 30 лет, его зачислили в отряд космонавтов. Долгих 9 лет он готовился к полёту в космос. В 1998 году он впервые полетел на космические орбиты. А через шесть лет, в 2004 году он был уже в полёте в качестве командира экипажа. В настоящее время наш Падалка тоже находится в космосе. Кубанцы гордятся своим земляком. Ему присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара».
*** Горбатко Виктор Васильевич.
*** Горбатко Виктор Васильевич.
БЕРЕЗОВОЙ Анатолий Николаевич родился 11 апреля 1942 года на Кубани, в посёлке Энем под городом Краснодаром.
Папа и мама Толи были рабочими. Поэтому после школы парень поступил на завод и работал токарем.
В 1961 году Анатолий поступил учиться в высшее военное авиационное училище. После окончания учёбы Анатолий Николаевич служил в родном училище инструктором, учил курсантов летать на самолетах.
В 1970 году Анатолия Николаевича принимают в отряд космонавтов. Он стал 103-м космонавтом мира, совершив полёт 13 мая-10 декабря1982 в качестве командира корабля с рекордной продолжительностью пребывания в космосе - свыше 211 суток.
Березовой Анатолий Иванович - Герой Советского Союза.
Надеюсь, что кто-то из вас, ребята, захочет стать космонавтом. Учитесь, стремитесь, у смелых, честных, спортивных – получиться.
Ученик читает стихотворение.
Космонавтом хочешь стать-
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт
Может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиты!
Викторина №1.
1.Мифологический герой, впервые поднявшийся в небо на крыльях.
2.В каком городе произошёл первый полёт воздушного шара? (Париже)
3.Какой другой летательный аппарат придуман во Франции? (дирижабль)
4.Что интересного вы помните о полёте первого самолёта? ( 59 сек., 32 м)
5.Кто придумал космический корабль?
6.Назовите первых космонавтов до человека.
7. Назовите летательные аппараты в порядке появления.
[1] Звёздочки обозначают необходимость щелкнуть по мыши компьютера для смены картинки или кадра на презентации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1783 году французские изобретатели братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье построили наполненный горячим дымом воздушный шар. Первый полет такого шара состоялся 5 июня 1783 года в Париже.
ДИРИЖАБЛЬ управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус, одну или несколько гондол с воздухом, оперение. Первый полет на управляемом аэростате с паровым двигателем совершил в 1852 г. изобретатель А. Жиффар из Франции.
Аэроплан — первый аппарат с мотором тяжелее воздуха. 17 декабря 1903 года впервые на нем был совершен полет. Аэроплан пролетел 32 м и продолжался 59 секунд .. Придумали этот первый самолет американские авиаконструкторы братья Уилбер и Орвилл Райт.
КОРОЛЕВ Сергей Павлович -российский ученый и конструктор. Под руководством Королева создан космический корабль «Восток », на котором впервые в истории совершён полет человека в космос.
Космическая викторина
Юрий Алексеевич Гагарин- первый человек побывавший в космосе.
В центре подготовки космонавтов.
Космическая викторина
Падалка Геннадий Иванович – л ётчик-космонавт.
Горбатко Виктор Васильевич- л ётчик - космонавт .
Севастьянов Виталий Иванович- л ётчик-космонавт .
Космическая викторина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края «...
Урок кубановедения "Кубань - здравница России"
На данном уроке дети познакомятся с особенностями городов черноморского побережья, с их здравницами, в преддверии знаменательного события для нашего края – Олимпиадой – 2014. Тема здоровья актуальна, ...
Презентация к уроку кубановедения "Кубань-здравница России" 3 класс
презентация поможет учителю наглядно рассказать о курортных городах Краснодарского края: Сочи, Анапа, Горячий Ключ...
Презентация к уроку кубановедения "Кубань многонациональная"
Материал на тему: "Толерантность"...
Цикл уроков "Качество Кубани"
Данный материал можно использовать на уроках кубановедения в начальной школе. Вместе с символами Сочинской олимпиады ребята узнают о том, какие продукты обладают знаком "Качество Кубани"...
Открытый урок «Цвети, Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани
«Цвети,Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани...