Формирование познавательной сферы.
методическая разработка по теме
даны элементарные знания и упражнения по формированию данной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_sfery..doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательной деятельности на разных этапах урока с учётом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста».
Познавательные процессы (восприятие, ощущение, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий неразрывно из всех видов психических процессов. Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются.
Благодаря ощущениям и восприятиям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Первоначальная образная память дает хорошие результаты при опоре на наглядный материал, т.е. ребенок, который воспринимает и ощущает
1.
предметы сам, лучше запоминает материал, поэтому учителя начальных классов широко используют наглядность. Далее развивается словесная память. Нельзя забывать тот факт, что лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений – например, в проблемном обучении. Так же учебный материал лучше запоминается, если сами ученики в процессе запоминания выделяют опорные пункты, примеры, яркие цифровые данные, смешные «запоминалки», которые как будто возникают сами. Я часто использую упражнения на развитие памяти. Одно из самых простых и эффективных упражнений – это развитие наблюдательности. Нужно поставить перед детьми какой-нибудь предмет, лучше всего яркого цвета, так как детали их воспринимаются легче. Дается задание: смотрите на предмет внимательно, спокойно (несколько минут). Затем закройте глаза и попытайтесь, насколько можете, вспомнить данный предмет в деталях, и держите их в вашем уме. Затем откройте глаза, посмотрите на предмет и определите, какие подробности вы позабыли в вашем умственном образе. Старательно заметьте забытые детали, снова закройте глаза и постарайтесь вспомнить их. Снова откройте глаза и опять «возьмите» виденное в «хранилище». Повторяйте это до тех пор, пока не будете в состоянии в точности воспроизвести данную вещь. Следующий этап. Попробовать набросать схематический рисунок, заключающий в себе все главные черты и детали данного предмета. Выполнение данного упражнения позволяет выработать умение запоминать увиденное в целом со всеми деталями. Конечно же это упражнение требует дополнительного времени, но зато результаты приятно удивят. Дети будут работать с большим удовольствием на уроках, будут стремиться познать большее, так как у них будет развита память. А это главный фактор полноценного учебного процесса.
Мы работаем с таблицами Андреева – Шульте. Процесс работы заключается в нахождении в определенном темпе, сначала медленно, затем быстрее и быстрее по мере освоения, числа
с 1 до 25последовательно красного, желтого, синего и зеленого цвета. Когда дети начинают находить числа определенного цвета за 10-15 секунд, упражнение усложняется. Дается задание: найдите 1 цифру красного цвета, 2 желтого, 3 синего,4 зеленого, 5 красного цвета, 6 желтого, 7 синего, 8 зеленого и т.д. Освоив и это упражнение, можно видоизменить все упражнения, т.е. начать искать числа с 25 по 1. Таблицы Андреева - Шульте с цветными числами оказывают очень мощное воздействие на рецепторные зоны мозга, активизируя те части коры, которые в обычных условиях никогда такого активного воздействия не испытывают. Это упражнение также способствует гармонизации работы левого и правого полушарий, развитию познавательной активности. На уроках работаем над развитием оперативной памяти. Эта работа необходима для того, чтобы ребенок, читающий предложение, состоящее из 6-8 слов, не забывал первое слово этого предложения, не затруднялся увязать все слова воедино. Работа ведется при помощи зрительных диктантов И.Т.Федоренко. Дети знают, что работа направлена на развитие памяти, поэтому работают с удовольствием.
Мышление, как познавательная деятельность, теснейшим образом связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением: действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает тогда, когда желает что-то понять. Мышление начинается с проблемы, вопроса, с удивления, с противоречия.
Познавательная активность в форме вопросов с возрастом претерпевает существенные изменения. Между 6-9 годами ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных
на расчленение и исследование проблемной ситуации. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому (взрослому), до вопросов рефлексивных – к самому себе.
Между 6-9 годами происходит уменьшение количества вопросов в речи детей и интенсивное развитие обращенности вопросов к самому себе. Вопросы становятся поисковыми, направленными на самостоятельное раскрытие неизвестного. Между 8-12 годами возрастает исследовательская активность, ее широта и разносторонность, происходит развитие вопросов как средства самостоятельного мышления. Между 11-12 и 14-15 годами происходит снижение уровня исследовательской активности, в то же время меняется характер вопросов: от общего исследования проблемной ситуации ребенок переходит к углубленному рассмотрению выделенной проблемы. Самым важным моментом в развитии познавательной активности является учет этих возрастных особенностей. Если упустить этот период, тогда ребенок не будет даже пытаться что-то узнавать, так как не будет приучен находить ответы на возникающие вопросы.
Неоценимую услугу оказывают упражнения для развития мышления у детей младшего школьного возраста. Такие упражнения используем и в урочное и в неурочное время.
1) укажите признаки чисел 2, 24, 241.
2)Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.
3) Почему данная фигура называется треугольником?
4)Какой предмет одновременно обладает следующими признаками:
-имеет 4 стороны и 4 угла
-имеет 3 стороны и 3 угла
5)В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
6) двумя ударами топора разрубить подкову на шесть частей, не перемещая частей после удара.
7)Упражнения со спичками (счетные палочки). Приложить к четырем спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто.
и т.д.
8) «Найди девятый»
9) В бинокль видны лодки, на их парусах буквы Ж и Ш. лодки могут подходить только к своим словам. К каким словам причалят лодки?
Ш | |
Ж |
Ча…ка | Пу..ка | |
Ло…ка | Кры…ка | |
Кни…ка | Теле…ка | |
Клю…ка | Варе…ка
|
10)Игра «Зашифрованное слово».
Инструкция: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное слово:
-автомобиль, тормоз ав-тор
-колос, рота, ваза ко-ро-ва
Из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:
-змея, рама я-ма
-пуговица, молоток, лава го-ло-ва
11)По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли такое быть?
12)Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
13) Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?
Упражнений очень много. Все они направлены не только на развитие мышления, они параллельно, неразрывно развивают остальные высшие психические процессы. Дети с удовольствием включаются в работу, сами находят и приносят дополнительный материал в класс. Учатся задавать вопросы, отвечать на них. Идет активная работа над развитием познавательных процессов. Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо учитывать тот факт, что пальцы ребенка данного возраста – это своеобразный «открытый мозг». Другими словами, развитие ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики. Воздействуя на определенные точки на кончиках пальцев, мы работаем над развитием мозга. Так как процесс обучения не может проходить успешно на фоне переутомления, поэтому применяются физминутки. Я в классе физминутки провожу по принципу «отдых + развитие + познавательная деятельность». Поэтому в ходе урока несколько раз использую пальчиковые игры, которые не занимают много времени, но успешно снимают излишнее напряжение, агрессию, воздействуют на точки, расположенные на кончиках пальчиков, развивают воображение.
1)Цок, цок, цок!
Скачет резвый табунок.
2)На изогнутый сучок, сломанный, осенний.
Опустился паучок, поиграть на сцене.
Свил уютный гамачок, сам в сторонку. И молчок…
3)За морями, за горами, за железными столбами.
Стоит в поле теремок, на двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, покрутили, покрутили, потянули, потянули и открыли, и открыли!
Все слова сопровождаются определенными действиями, направленными на разработку мелкой моторики. Таких игр очень много. Применяем и другие физминутки, направленные на снятие зрительного напряжения. На листе изображение бабочки, стрекозы, яблока и т.д. веду указкой по контуру два – три раза в одну и в другую сторону. Затем дети закрывают глаза, представляют, что бабочка полетела к теплому солнышку, яблоко упало в ладошки. Пытаются передать ощущения, которые возникают при прикосновении к яблоку, к птичке, бабочке. Говорят о бережном отношении ко всему живому и т.д. При возникновении внутреннего психоэмоционального напряжения используем приемы саморегуляции, которые способствуют восстановлению психического равновесия + развивают воображение.
Таким образом, развивая высшие психические процессы, мы развиваем познавательную активность. Ведь ребенок, почувствовавший радость познания, сумевший открыть что-то новое для себя не может стать бездушным потребителем. Он в дальнейшем не растратит приобретенный навык получения интересной информации, будет искать, находить новое, неизведанное. А все то, что будет добыто путем активного познания, включающего в себе работу восприятия, ощущения, памяти, мышления, воображения будет откладываться в маленьких головках на долгие годы. Активизируя высшие психические процессы в младшем школьном возрасте, мы строим надежный фундамент для будущей жизни маленького человека, которому предстоит жить и радовать нас своими победами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка
Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...
Развитие познавательной сферы младшего школьника
Опыт работы развития мыслительных операций: упражнения, игровые материалы и т.д....
Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР
Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы и мотивации...
Родительское собрание "Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста"
материал к родительскому собранию...
Презентация. Роль ИКТ в формировании познавательной сферы обучающихся, развитие логического мышления.
Выступление на методическом объединении учителей - дефектологов....
Роль ИКТ в формировании познавательной сферы учащихся с ОВЗ, развитие логического мышления.
Выступление на МО....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...