Доклад на пед совет "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
рабочая программа (2 класс)
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации является чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации является чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Проблема развития творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен развить у детей навык видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в раннем возрасте.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.
Рисование — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Мы стараемся обогащать и уточнять восприятие ребенка, а не «навязываем» готовые темы.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Работая над этой темой, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с воспитанниками. В процессе взаимодействия с детьми, я столкнулась с такой проблемой: дети затрудняются рисовать, им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Наступает время открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся настоящим источником чудес.
Рисование необычными способами, использование при этом средств, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей лишь радостные эмоции. Дети с большим желанием рисуют, творят и придумывают что-то новое сами.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что поднимает к еще одному уровню развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Для этого в группе необходим набор с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, зубные щетки, соль, фольга, пена для бритья, восковые мелки или восковая свеча, бамбуковые палочки.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Особенность нетрадиционных техник состоит в том. что они позволяют детям быстро достигнуть желаемого результата. Дети со слабо развитой мелкой моторикой боятся рисовать им кажется, что у них ничего не получится.
Каждая техника– это новая игра. доставляющая ребёнку радость. положительные эмоции. Эти техники не утомляют ребёнка, у детей сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование– это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открывая в себе новые возможности. Через такое рисование ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их через разнообразные техники и материалы.
Оттиск мятой бумагой.
Наносим на мятую бумагу краску, а затем ставим оттиск на бумаге. Чтобы получить новый цвет, меняем смятую бумагу и опускаем её в другой цвет.
Кляксография с трубочкой
Для данной техники нужно окунуть кисть в разведённую краску и сделать капли на листе бумаги. Краска не должна быть слишком густой, иначе ребёнку будет трудно её выдувать. Берём трубочку, и дуем через неё на каплю краски, она превращается в кляксу. Затем дорисовываем недостающие детали и элементы. Эту технику можно дополнить рисованием пальчиками, тычком, печатью листьями.
Монопития
Отпечаток можно получить только один. Отсюда и название – монотипия (один). С помощью рисования техникой «монотипия» получаются великолепные пейзажи и симметричные предметы.
Для рисования "монотипии" можно использовать кефирные краски.
Для этого в краску гуашь добавляют кефир (разливают в разные баночки, разные цвета). На чистый лист бумаги или картона, желательно глянцевый, капают большой кистью несколько капель красок, разбавленных кефиром. Накрывают чистым листом бумаги прижимают, приглаживают, похлопывают, и даже можно походить, всё зависит от формата бумаги. Затем берём лист бумаги за верхний край и осторожно снимаем его с нижнего листа. У нас получается два листа с красивым фоном.
Печать листьями
Листья собираются разной формы, величины. Гуашь наносится на ту сторону, где прощупываются прожилки, затем лист аккуратно переворачивают окрашенной стороной на лист бумаги, прижимают и аккуратно снимают, получается отпечаток растения.
Печатание морковью и картофелем
Из среза картофеля или моркови изготавливается штамп. (цветочек, звёздочка, елочка и т.д.) можно изготовить его при помощи формочек для выпекания или с помощью ножа. Готовый штамп опускают в краску и отпечатывают на листе бумаги.
Фотокопия
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал (свеча, восковой мелок, сухое мыло). Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.
Шаблонография
Шаблонография предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов с целью составления и изображения отдельных объектов или картинок.
Метод "тычка"
Рисуем простым карандашом контур животного. На сухую кисть набираем немого краски нужного цвета, и держа вертикально кисть, делаем сверху "тычки" по контуру и внутри силуэта. Когда краска подсохнет, дорисовываем недостающие элементы.
Мы познакомились не со всеми нетрадиционными техниками рисования, а только частью техник, обычные способы рисования увлекают детей. У ребёнка появляется желание творить.
Наибольшим интересом у моих воспитанников пользуется техника «Граттаж».
Граттаж – в переводе с французского языка (скрести, царапать), техника процарапывания рисунка по плотной бумаге. Граттаж очень часто называют техникой царапания. Белые и цветные линии эффектно смотрятся на черном фоне. Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению. В этой технике применяются такие выразительные средства как линия, штрих, пятно. Работа эта интересна тем, что дети, как волшебники, абсолютно черный лист превращают в мир чудес, взяв в руки обыкновенную зубочистку или скребок.
Картины в технике граттаж – это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного или любого темного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.
Красивые работы получаются на тему «Подводный мир», «Космос», ночные пейзажи.
Представляю вашему вниманию небольшую выставку детских работ в этой технике.
В 2021-22 учебном году мной разработаны и реализовались серия занятий по интересам с несовершеннолетними воспитанниками в упомянутой технике. Проводились открытые занятия и выставки работ в группе. Воспитанники со своими работами принимали участие в конкурсах различного уровня, одним из конкурсов был «Рисую воду».
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать, а самое главное, самовыражаться.
В процессе рисования у детей возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.