Методическая работа
методическая разработка
Направления работы:
- руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов;
- информационное сопровождение методической работы школы;
- планирование и сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагогов;
- член рабочей группы МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
- член экспертной группы Аттестационной комиссии министерства образования и науки Нижегородской области в 2022, 2023, 2024 г.г.;
- с 2022 г. член регионального методического актива учителей Нижегородской области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сетевые проекты как средство формирования коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
А. А. Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач».
Чтобы современный ребенок был успешным в обучении, он должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать полученную информацию на собственный опыт. Каждый учитель эти навыки должен формировать не только на всех уроках, без исключения, но и во внеурочной деятельности.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Введение обновленного стандарта определило внедрение и использование новейших мультимедийных и ИКТ технологий.
Появилось в образовании новое звено «учитель-ученик-учебник-компьютер». Новые федеральные образовательные стандарты очень четко определяют место информационно-коммуникационных технологий в образовании. Научить ориентироваться в огромном потоке информации, владеть средствами и методами поиска, отбора и создания новой информации – это новый уровень информационной культуры школьника, которому мы и должны научить. Именно на формирование данных навыков работает участие детей и в сетевых проектах.
Сетевой проект - что это?
Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования. (не читать)
(ЧИТАТЬ!)«Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности»
Сетевые проекты – особый вид деятельности учителей, направленный на развитие всех универсальных учебных действий, что несомненно позволяет осуществлять реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, а вместе с ними и функциональной грамотности.
На схеме представлены основные учебные действия, которые формируются и развиваются при активном участии в сетевом проекте.
Какие же компетенции формируются у обучающихся с помощью сетевых проектов?
- информационная компетенция: работа над сетевым проектом предполагает сбор, поиск, изучение и анализ, а так же оценку и обобщение информации.
- познавательная компетенция: в процессе осуществления исследовательской деятельности, для решения некоторой проблемы, необходимо использование взаимосвязанных знаний из различных предметных областей;
- организационная компетентность: умение планировать свою деятельность, самоорганизаовываться.
- коммуникативную компетенцию: участие в сетевых проектах помогает школьникам научиться работать в группе, соблюдать этические нормы и правила поведения, преодолевать разногласия при совместной работе.
Какие же компоненты функциональной грамотности формирует участие в сетевых проектах?
Формирование и развитие читательской грамотности. Выполняя задания сетевых проектов, обучающиеся исследуют литературные тексты, исторические данные, архивные данные, таблицы, официально деловые документы.
Формирование информационных умений: стратегии нахождения и извлечения информации формируются на всех этапах проекта. Обучающиеся учатся находить объективную информацию, выделять главное и второстепенное, а также знакомятся с различными источниками получения информации; работа с информацией на разных носителях. Работа с сервисами по созданию ментальных карт, кластеров дает возможность научиться структурировать информацию, представлять ее в различных формах, не только словесной, научиться принимать и объяснять решения, способы выполнения поставленной задачи. Задания в сетевом проекте состоят из ряда инструкций, которые необходимо понимать. Каждый участник способен объяснить порядок выполняемых действий.
Кроме того, сетевые проекты направлен на развитие креативного мышления, решая разные задачи: сочинить миниатюру, описать животное от его лица, дать характеристику герою сказки, объяснить назначение карты или рисунка.
Глобальные компетенции: возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. В результате планирования собственной деятельности над исследовательским проектом дети учатся видеть взаимосвязь между различными событиями прошлого и настоящего, учатся принимать обоснованные решения, достигаются личностные образовательные результаты, а именно это способствует процессу самовоспитания.
Результативность систематической работы проявляется в формировании следующих компетенций учащихся:
- самостоятельность,
- ответственность за собственную работу и за работу всей группы.
- Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
- В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
- В ходе совместной работы над сетевыми проектами создается сильнейшая мотивация для самостоятельной познавательной деятельности учащихся в группах и индивидуально.
- формирование ИКТ- компетенций,
- формирование позитивного социального опыта,
- развитие коммуникативной культуры
- вхождение в сетевое образовательное пространство определенной территории.
Участие в интернет-проекте
В 2022 г. в течение 5 месяцев команда 4 класса принимала участие в интернет-проекте «Шаги навстречу духовным ценностям». Проект был организован при участии благочиния Арзамасского района и Арзамасского филиала Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Его целью является создание условий, направленных на ознакомление с основами православной культуры и приобщение детей младшего школьного возраста к духовно-нравственным ценностям.
1. Организация предварительной работы по сбору команды.
Этапы проекта:
1 шаг – «Наше доброе имя» (с 21 по 30 ноября 2021 года); Название, эмблемы команды.
На сетевом сервисе Падлет (виртуальная доска) создана визитка команды.
Здесь же мы можем познакомиться с командами -соперницами.
2 шаг – «Мой край родной, люблю тебя» (c 1 по 25 декабря 2021 года);
Собрана и оформлена информация о православных святынях и достопримечательностях нашего края.
3 шаг – «Праздник Рождества – семейные традиции» (с 1 по 31 января 2022 года);
Каждая семья участников в небольшом видео рассказала о своих семейных традициях, а из них был смонтирован общий видеоролик.
4 шаг – «Мудрость притчи» (с 1 по 28 февраля 2022 года); - не участв.
5 шаг – «Дорога к храму» (с 1 по 31 марта 2022 года);
На этом этапе перед нами была поставлена задача – рассказать о своем православном храме.
6 шаг – «Дневник добрых дел» (с 1 по 16 апреля 2022 года года).
Каждый из участников должен был подготовить свой дневник, в котором зафиксированы добрые дела за 1 неделю.
В сети ВК была создана группа, где выставляются все продукты проекта и происходит оценивание участник. Там же можно было отследить продвижения команд.
По итогам этого проекта команда нашей школы, ученики 4 класса стали победителями в номинации «Хранители веры православной», и участники награждены Дипломом призера.
Работа по реализации задач проекта позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов (СЛАЙД 45)
Личностные результаты: воспитание любви и уважения к Родине, формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Обучающиеся получат возможность для формирования мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости
Предметные результаты
- обогащение знаний о проблемах экологии
Обучающиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть последствия деятельности людей в природе.
Метапредметные результаты
Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Обучающиеся получат возможность научиться допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные:
- планирование последовательных действий, осуществление контроля своих действий,
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Обучающиеся получит возможность научиться самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные: умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находить информацию, необходимую для решения поставленной цели.
Обучающиеся получат возможность научиться обобщать опыт человечества в области экологии.
Что даёт сетевой проект ученикам?
ü помогает в развитии коммуникативных умений, творчества и любознательности;
ü учит основным приёмам в работе с информацией и медиасредствами;
ü учит ставить проблемы, искать и находить свои способы решения;
ü учит принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; учит планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
ü учит взаимодействовать с другими людьми, организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество;
ü учит основам безопасной работы в сети интернет.
Деятельность педагога заключается в поддержке творческого мышления учащихся, в поддержке учащихся в решении жизненно-важных проблем при помощи цифровых инструментов и ресурсов, в побуждении учащихся к анализу и рефлексии личного опыта, в руководстве учащимися в коллективной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

2. Учебно-методическая работа. 2.2 Методическое руководство группой педагогов: Наставничество в ОУ
Наставничество...
3 раздел. План методической работы. План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней. План участия в работе РМО учителей начальных классов.
3 раздел. План методической работы.План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней.План участия в работе РМО учителей начальных классов....

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...
2.1.Учебно-методическая работа. Методическое руководство группой педагогов.
Наставничество в ОУ...