ПК 4.3
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии на уроках в начальной школе | 46.42 КБ |
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе | 39.91 КБ |
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в начальной школе.
Интересные уроки в начальной школе это стремление всех учителей работающих на данной ступени обучения ребят. Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то и в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ребята показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет очень неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.
Цель игровых технологий в начальной школе
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно, так делают все друзья во дворе». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей.
Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам, которыми являются - математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.
Игровая технология в начальной школе
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.
Второй целью игры можно назвать – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:
- Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса
- Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
- Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
Большинство учителей,работающих с ребятами 6 – 10 лет, считает, что игровая технология в начальной школе может и должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса для ребят младшего возраста.
Виды игровых технологий
Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:
- обучающие,
- развивающие,
- репродуктивные,
- диагностические.
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:
- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.
- Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.
- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.
Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята).
Для совершенствования учебного процесса в начальной школе,на любом уроке из предметов начального курса образования, могут использоваться два основных метода:
- ролевые игры на уроке,
- соревнования.
В большей степени ребят мотивирует к обучению - соревнование. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.
Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности для ребят. Лучшего результата достигает педагог, которому удаётся совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, зная, что он пройдет в нестандартной форме.
Фрагмент урока обучение грамоте на тему «Слог – слияние», 1 класс
Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий Фронтальная, индивидуальная. ПрактическийДидактическая игра | Коллективная, парная. Словесный. Беседа. Работа со скороговоркой | 1. Развитие речи учащихся. Работа – Мы сейчас познакомимся со скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так называется: «Слишком много ножек у сороконожек». – Проговорим вместе, запомним ее. – Теперь проговорим друг другу в паре 2. Работа со звуковой схемой слова. Игра «Какое слово задумано» Выставляется схема: – Отгадайте по этой схеме, какое слово я задумала. – Это название цветов? (Показывает картинки с изображением роз, маков.) – Еще одно слово – название посуды для цветов | – Произносится быстро, чисто, без ошибок. Проговаривают скороговорку хором, запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре Работают со схемой. Подбирают слова к схеме. – Розы, маки. – Ваза | П: - находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами. К: - воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. Р: - выстраивать последовательность выбранных действий. | Учебник |
Фрагмент урока окружающего мира на тему «Живая и неживая природа», 2 класс
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные (опрос) Наглядные (Презентация) Игровая технология (игра) Прием «Поиграем в отношение» | - На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой? - Что изучали? - Что такое рукотворный мир? - Приведите примеры того, что создано руками человека. - Что создано природой? Игра «Поиграем в отношение» За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. ) - Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? | Приводят примеры того, что создано руками человека. - животные, горы, моря и тд. Играют в игру «поиграем в отношение» Доброжелательное, бережное. - Охранять, беречь, не загрязнять | П: - уметь ориентироваться в системе знаний. Р: научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); К: - формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Слайд с презентацией |
Фрагмент урока технологии по теме «Работа с бумагой и картоном. Изделие «Животные»», 3 класс
Постановка учебной задачи (7 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Словесный: беседа | Послушайте загадку: Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Его парком называют, Люди в парке отдыхают. Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери. Как мы этот парк зовем Когда смотреть зверей идем? - А кто из вас был в зоопарке? - Кто живет в зоопарке? - И так, какова же тема урока? - Значит, сегодня мы будем делать? - А как вы думаете, в Якутии есть зоопарк? - Я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по Якутскому зоопарку «Орто Дойду». «Орто – Дойду» в переводе с якутского означает «срединный мир». В якутской мифологии существует три мира – верхний, средний и нижний. Верхний мир населяют высшие существа – боги, средний мир – люди и животные, нижний мир – черти (абасы). Зоопарк средний мир – люди и животные, нижний мир – черти (абасы). Зоопарк символизирует средний мир и одной из основных задач является показ многообразия современного животного мира населению республики и гостям столицы. Якутия — одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Зоопарк находится в живописном месте, у основания коренного берега реки Лены, в 50 км от города Якутск — столицы Республики Саха (Якутия). Коллекция состоит из более 168 видов животных различных географических зон. В экспозиции представлены не только аборигенные, но и экзотические для Якутии виды животных, а также такие редкие, занесенные в Красную книгу животные, как беркут, орлан-белохвост, дикуша азиатская, лебедь малый, пятнистый олень, амурский тигр, овцебык, бобр. В 2009 г. построен комплекс вольеров для птиц, в котором содержатся три вида журавлей — серый, японский, белый (стерх).В этом году зоопарку исполнилось 20 лет. - Понравилось путешествие? - Мы с вами попробуем сейчас воссоздать часть Якутского зоопарка. - Перед вами макет. Можно назвать его зоопарком? | - ЗООПАРК Ответы учащихся Животные Ответы учащихся - Зоопарк - Животных - Да, конечно - Нет. В нем нет главных жителей - животных. - Сделать животных и заселить их в зоопарк. - Из бумаги и картона | Познавательные: - Формулировать проблемы Коммуникативные: - Уметь высказывать своё мнение Личностные: - Проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: - Ставить чёткую цель и достигать её. | Проектор Макет зоопарка |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
- комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
- достаточная двигательная активность.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.
Есть несколько классификаций технологий сбережения здоровья. Все они предполагают влияние на ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами.
В начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.
- Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.
Задачи, которые помогут решить технологии здоровьесбережения:
- создание оптимальных условий для образования: гигиенических, медицинских и других;
- обеспечение в организации эффективного образовательного процесса;
- предоставление школьникам питания на время их пребывания в учебном заведении;
- формирование культуры здоровья в школе;
- обеспечение педагогического состава информацией о культуре здоровья, переподготовка кадров, повышение квалификации;
- обеспечение здоровой учебной среды для детей и педагогов;
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- создание тематических занятий для педагогов, детей, родителей.
Некоторые здоровьесберегающие технологии, которые используются в начальной школе:
- Двигательная активность. В рамках урока это могут быть физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, дыхательная, профилактическая, пальчиковая);
- Использование оздоровительной силы природы. Прогулки на свежем воздухе (динамические перемены), экскурсии, подвижные игры на свежем воздухе;
- Работа в парах и группах. Это позволяет ведомому ученику чувствовать поддержку товарища;
- Разноуровневые задания. Способствуют сохранению здоровья учащихся;
- Утренняя гимнастика;
- Упражнения - энергизаторы;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Звуковая гимнастика;
- Игры и игровая терапия;
- Гимнастика для глаз;
- Цветотерапия;
- Релаксационные паузы (звуки музыки в сочетании со звуками природы)
Фрагмент урока математики по теме «Нумерация чисел от 1 до 10», 1 класс
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: диалог. Метод саморегуляции | Здравствуйте дети. Садитесь. Посмотрела я на вас: Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться, Не скучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. Аутогенная тренировка. - Теперь закройте глаза, повторяйте со мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке». - Пусть урок принесет вам радость! - Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте. - Вдох, задержите дыхание, выдохните. | Здороваются. Эмоционально настраиваются на урок. Выполняют упражнение. | Л: самооценка готовности к уроку |
Фрагмент урока математики по теме «Нумерация чисел от 1 до 10», 1 класс
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа П: работа в тетради | Минутка чистописания. -Откройте тетради. Вспомним правила письма: - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку вот как я держу! Сяду прямо, не согнусь! За работу я возьмусь! -Запишите число. Отгадайте загадку: -Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой …(пять) - Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза (упражнение для шеи). - А теперь напишем большую «пять» - медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком (упр. для глаз) -Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания. - Вот и ожило наше солнышко, заулыбалось. Радуется вашим успехам. | Выполняют задание учителя, отвечают на вопросы. - Пять. | Р: - устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий | Тетрадь |
Фрагмент урока русского языка по теме «Что такое синонимы?», 2 класс
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Самоконтроль | - Вот и подходит к концу наш урок. - Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее? Оцените результат своей работы на уроке: Я узнал… Я запомнил… Я смог… Что на уроке хорошо получилось? Над чем надо ещё поработать? Домашнее задание с. 53 упр. 68 | -Узнать, что такое синонимы. Да. Несколько учеников оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание | Р: - устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку. К: - признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами. |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Главные цели проблемного обучения:
- Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
- Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
- Развитие профессионального проблемного мышления.
Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.
С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках приучает учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Выделяют три основных метода проблемного обучения:
- Проблемное изложение. Учитель поднимает проблематичные вопросы, строит проблемные задачи и решает их, ученики только мысленно участвуют в процессе поиска решения.
- Частично-поисковая деятельность. Во время работы учащиеся под руководством учителя решают проблемы.
- Самостоятельная исследовательская деятельность. Ученики самостоятельно ищут ответы на поставленные перед ними вопросы, анализируют и обобщают информацию, выдвигают гипотезы и проверяют их.
Фрагмент урока математики на тему «Деление», 2 класс
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: словесные, наглядные практические, методы эмоционального стимулирования, метод проблемного изложения | - Молодцы. Мы с Совушкой стали ближе к открытию величайшей тайны математики. - Сейчас к доске должно выйти 5 учеников. - Каждый из вас должен получить 1 тетрадь по математике и 1 тетрадь по русскому языку (раздаёт тетради). - Сколько тетрадей получи каждый? - Сколько всего тетрадей у ребят? - Как это записать? (после ответа учеников на электронной доске появляется запись 2 * 5 = 10). - Верно. Совушка на слайде тоже показала нам такое выражение. Садитесь на свои места. Затем учитель раздаёт 18 тетрадей по 2 каждому ученику. - Встаньте, пожалуйста, те, кто получил тетради. - Посчитайте, сколько учеников получили тетради. - Сколько было тетрадей? - По сколько тетрадей раздавали? - С помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать? - Каким словом можно заменить слово «раздать»? - Как может называться это действие? Посмотрите на слайд. Совушка предлагает нам разгадать ребус, чтобы ответить на этот вопрос. - Проверьте свой ответ. Откройте учебник на с.58, прочитайте тему и задачи урока. | К доске выходит 5 учеников. - 2. - 10. - 2 * 5 = 10. - 9. - 18. - По 2. Обучающиеся пробуют, но затрудняются. - Разложить, разделить. - Деление. - Тема: Деление. Задачи: учимся выполнять деление, решая задачи. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | Слайд №3 Слайд №4 Учебник, с.58 |
Фрагмент урока литературного чтения на тему «Б. Захордер песенка Винни – Пуха», 2 класс
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная | – Любите ли вы смотреть мультфильмы? Какие? – Угадайте, о каких мультипликационных героях идет речь. Для него прогулка – праздник. И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник – Медвежонок… Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин – мальчик Робин И приятель… | Отвечают на вопросы - Винни-Пух Пятачок | Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха |
Фрагмент урока обучения грамоте на тему «Слог – слияние», 1 класс
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа Фронтальная, парная. Словесный. Беседа | Работа с пословицей «Век живи, век учись» Работа с рисунком к сказке «Волк – Рассмотрите рисунки. – Героев какой сказки вы видите на рисунке? – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? – Задайте вопросы друг другу | Слушают пословицу. – Необходимо постоянно накапливать знания Рассматривают рисунок. – «Волк и семеро козлят» – Коза, волк, козленок. – Пришел волк и съел козлят. Задают вопросы друг другу | П: - находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами. К: - воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах. | Учебник |