Выступление на методическом объединении. Тема "Портфолио достижений ученика как средство создания ситуации успеха"
методическая разработка
Современные образовательные инновации делают акцент на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».
Портфолио – целенаправленная коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфель индивидуальных учебных достижений –
нечто большее, чем просто альтернативный
способ оценки.
В.К. Загвоздкин.
Портфолио достижений ученика как средство создания ситуации успеха.
Современные образовательные инновации делают акцент на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».
Портфолио – целенаправленная коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.
Основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
- оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
- целеполагания – поддерживает учебные цели;
- мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
С чего же начать работу над портфолио?
1 шаг. Начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка–накопитель, коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).
2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.
3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио проводить и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в год; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).
4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):
- грамотность;
-эстетическое оформление;
- наличие шкалы достижения цели;
- содержательность;
- соответствие материалов портфолио цели;
- творческий подход;
- наличие системы оценивания.
5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно); следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Так как же должно выглядеть портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Портфолио я веду уже со вторым выпуском, для этого мы завели папку с 30 файлами.
Примерная структура портфолио
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка:
"Мое имя".
"Моя семья"
"Мой город"
"Мои друзья"
"Мои увлечения"
"Моя школа"
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" – где помещены первые контрольные работы, таблица в виде графика с триместровыми оценками и мониторингом техники чтения.
РАЗДЕЛ"МОЁ ТВОРЧЕСТВО" – в этот раздел входят творческие работы, доклад, рисунки, хорошие выполненные работы.
РАЗДЕЛ «МОЯ КОПИЛКА»
Здесь размещаются сертификаты,грамоты, дипломы, благодарственные письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом).
Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний.
Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Битва Хоров". Выучил песню и великолепно выступил на конкурсе»
Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. От него требуется самооценка в процессе обучения. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.
Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить на творческих отчетах при переходе в следующий класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.
Содержание и анализработы с портфолио....

Выступление на МО "Портфолио достижений ученика как средство создания ситуации успеха"
В выступлении раскрывается понятие "портфолио", рассматриваются разделы школьного портфолио, примерный вариант записей в "Портфолио работ", рекомендации и критерии выбора работ для Портфолио, педагоги...

портфолио - средство создания ситуации успеха
Современные образовательные инновации делают акцент на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организ...

Игровые технологии как средство создания ситуации успеха на уроке.
Игровые технологии как средство создания ситуации успеха на уроке....
Методика интерактивного обучения как средство создания ситуации успеха на уроках английского языка в начальной школе
Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения. Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в то...

Выступление на объединении творческой группы педагогов ( ПНШ ) «Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время»
Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время...
Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка
Использование игровой технологии на уроках русского языка (программа, адаптированная для обучающихся с иннтеллетуальными нарушениями)...