ПК 4.3
рабочая программа
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая технология | 20.09 КБ |
Проектная технология | 21.92 КБ |
Технология опережающего обучения | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии обучения
— это группа методов и приёмов организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр.
Некоторые виды игровых технологий:
- Ролевые игры. Учащиеся выступают в роли различных персонажей и взаимодействуют друг с другом. Это помогает им лучше понимать позицию других людей и развивать навыки эффективного общения.
- Квесты и головоломки. Интерактивные задания, требующие от учеников поиска решений и преодоления различных препятствий. Например, на уроке истории учитель может организовать квест, где ученики будут исследовать исторические места, решать загадки и выполнять задания, связанные с изучаемым периодом.
- Деловые игры. Имитируется принятие решения какой-либо конкретной проблемы по заданным правилам.
Функции игровых технологий:
- Мотивация и самореализация. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.
- Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.
- Коммуникация. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями, отличными от их собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности цивилизации.
- Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя её на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественно, помогая ученикам преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы.
- Диагностика. Игровые приёмы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребёнка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Актуализация знаний | Организует повторение изученных правил поведения в школе. - Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он? - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя, нужно крикнуть с места. Правильно ли я думаю? - Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? - Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» Прав ли я? - В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я говорю? - Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. Так ли это? А как надо поступить? - В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Прав ли я? -Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения. | Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке. Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.) Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного». | Коммуникативные. Развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся. Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе, выявление пробелов в знаниях и умениях. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Рефлексия | - А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы: - Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . - Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . - Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... Оцените наш урок: - Если вам легко и интересно было выполнять предложенные задания поднимите весёлый смайлик;если трудно и неинтересно – грустный смайлик Выставление оценок. | (Ответы детей.) (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) | Регулятивные: Уметь соотносить цель и результат. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Самоопределение к деятельности | – Прочитайте, пожалуйста, пословицу: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Объясните, как вы её понимаете? - А что значит вежливость? - Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Узнать, что такое вежливые слова. Верно!
- Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!! | (Ответы детей.) О вежливости. Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях. | Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
Предварительный просмотр:
Проектная технология
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Целевое назначение:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Первый фрагмент урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД: |
Открытие нового знания | - Ребята, а сейчас давайте послушаем два текста. Мой мяч, Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Ты куда помчался вскачь? Не угнаться за тобой! Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! -Чем похожи эти два текста? -А чем отличаются? -Какой текст вам больше понравился? Почему? -Какие слова помогли лучше представить мяч? -Какой частью речи являются эти слова? На какие вопросы отвечают? 4. Работа в группах - Сейчас вам предстоит создать мини – проект составить памятку «Что такое имя прилагательное?» По какому плану мы будем работать: План:
- Защита памяток. - Что можете сказать о работе групп? - Теперь можете пользоваться этой памяткой на уроках и дома. | Обучающие внимательно слушают учителя и отвечают на его вопросы. | Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные результаты: чувствовать красоту и выразительность речи; проявлять уважение к одноклассникам. |
Второй фрагмент урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД: |
Первичное закрепление | Работа с учебником. -Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные. -Назовите слова, которые вы подчеркнули. -На какие вопросы они отвечают? -обозначают? -С каким словом связаны эти слова? - Проверьте правильность выполнения задания. ( Картина о весне) - Ребята, а какое сейчас время года? Нравится вам весна? Составьте предложения о весне, используя имена прилагательные. Картина может вам в этом помочь ( опрос 2-3 учащихся) Молодцы! А вот как о весне написал А.К.Толстой. дети читают стихотворение на интерактивной доске, затем читает учитель. - Что называют и на какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Выпишите словосочетания. От какого слова ставится вопрос к имени прилагательному? (Учащиеся выходят к доске) | Списывают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные результаты: чувствовать красоту и выразительность речи; проявлять уважение к одноклассникам. |
Третий фрагмент урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД: |
Включение в систему знаний | - Сейчас я вам предлагаю выполнить тест: Тест. 1. Имя прилагательное – это… А) часть слова Б) член предложения В) часть речи
А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета 3. С какой часть речи связано имя прилагательное в предложении? А) с именем существительным Б) глаголом В) именем прилагательным - Кто справился с тестом – молодцы, а у кого еще есть ошибки, продолжим работу на следующих уроках. Работа в парах. Пословицы. -Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. А знаете, ли вы пословицы и поговорки мы сейчас проверим. Задание: соедини пословицы на интерактивной доске. Запись пословицы о каше. Ребята, а в какой группе пословица о каше с именем прилагательным? Назовите и объясните её смысл. Хороша кашка, да мала чашка. Щи да каша – пища наша. Кашу маслом не испортишь. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Гречневая каша – матушка наша. Она вкусная и питательная, даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой. | Самостоятельно отвечают на вопросы теста. Выполняют работу в парах. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять успешность своей деятельности и работы других. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Технология опережающего обучения
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считают создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.
Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Нужно обязательно помогать детям в процессе познания так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.
Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой.
Концептуальные положения:
1. Личностный подход педагогики сотрудничества.
2. Успех - главное условие развития детей в обучении.
3. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
4. Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
5. Последовательность, системность содержания учебного материала.
6. Дифференциация, доступность заданий для каждого.
7. К полной самостоятельности — постепенно.
8. Через знающего ученика учить незнающего.
Усвоение материала происходит в три этапа:
Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). И все 45 минут соблюдаем основной принцип – делать всё обоснованно, аргументировано. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю»,- звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!
Первый фрагмент урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД: |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | - Структура Сингл Раунд Робин. ( одноразовый Раунд Робин) Учитель просит детей взять карандаши зелёного и красного цвета и по этой структуре выполнить задание: подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают животных, а зеленым слова обозначающие растения. -Отвечать начинают участники под № 1 (по таймеру). - Что обозначают подчеркнутые вами слова? На какие вопросы они отвечают? -Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? -А какие слова вы не подчеркнули? - Почему? Что они обозначают? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны будем узнать? | У каждого ученика лежат листочки с напечатанными словами- (ель, медведь, дуб, кот, зелёная, белка, прыгать) Дети сидят по 4 человека в команде для работы с использованием сингапурской структуры . Структура Сингл Раунд Робин .Они подчеркивают слова на листочках и передают их по указанному учителем направлению для прочтения и проверки выполнения задания партнёром. .- стараются дать аргументированные ответы на вопросы. | КУД. |
\
Второй фрагмент урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | УУД |
Открытие нового знания | Структура Релли Робин ( обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру) Сейчас по этой структуре начнут обсуждение участники под № 2 и №4 ( вначале говорит свои суждения один участник, затем другой- №2 и №1, №4 и №3) - К какому мнению пришли? Отвечает участник под №1, стол №4 (если ученик дал неправильный ответ, мы продолжаем работу с другими участниками стола) -Ребята, давайте мы с вами попробуем составить, предложения со словами (зеленая, белка, прыгать, ель) -Какое из предложенных предложений вам больше понравилось? Давайте запишем его. (Белка прыгает по зеленой ели.) Давайте поиграем в игру «Верёвочка» (повторяем условие игры). Сможем ли мы все слова связать при помощи нашей волшебной веревочки вопросов? Использование мыслительного приема Финкин Элауд (мыслительный прием размышления вслух, в котором учащиеся проговаривают то, о чем они думают, отвечая на вопрос) Коллективная проверка с закреплением алгоритма связи слов в предложении с помощью вопросов. -О ком или о чем говорится в предложении? (о белке) -Что говорится о белке? - Почему прыгает белка? - По какой ели? (подготовительная работа к темам «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения») - Все ли слова связала веревочка? -Что мы составили? Вывод с опорой на вопросы. - Как вы думаете, что может обозначать слово? - А для чего нам нужно слово? | Структура Релли Робин (обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру) Ответ указанного участника - дети обдумывают и предлагают свои варианты словосочетаний и предложений. - обсуждение и запись предложения на доске и в тетрадях - повторив условие игры, дети по структуре… работают в группе. Использование мыслительного приема Финкин Элауд Закончившие первыми столы делают – совместный Чиз -совместное обсуждение, проверка выполнения задания, - ответы на вопросы - вывод по теме с опорой на вопросы. | Регулятиные. Личностные. |
Третий фрагмент урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | УУД |
Рефлексия | Посчитаем результаты их исследований. Оказалось, что людей с высоким уровнем интеллекта они встретили гораздо больше. Интеллект земных жителей покорил инопланетян. В конце дня, усталые, но довольные, они улетели в Галактику, сделав вывод о том, что Земля – планета разумных людей. Круг красного цвета – «На уроке я узнал…» Круг зелёного цвета – «На уроке я научился…» Круг жёлтого цвета – «Самым трудным для меня на уроке было…» | Отвечают на вопросы, делают выводы данного урока. | Личностные, Регулятивные, Познавательные |