ПК 4.3
рабочая программа

Керимова Хошгадам Маджнун кызы

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

— это группа методов и приёмов организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр. 

 

Некоторые виды игровых технологий:

  1. Ролевые игры. Учащиеся выступают в роли различных персонажей и взаимодействуют друг с другом. Это помогает им лучше понимать позицию других людей и развивать навыки эффективного общения. 
  2. Квесты и головоломки. Интерактивные задания, требующие от учеников поиска решений и преодоления различных препятствий. Например, на уроке истории учитель может организовать квест, где ученики будут исследовать исторические места, решать загадки и выполнять задания, связанные с изучаемым периодом. 
  3. Деловые игры. Имитируется принятие решения какой-либо конкретной проблемы по заданным правилам. 

Функции игровых технологий:

  1. Мотивация и самореализация. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения. 
  2. Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его. 
  3. Коммуникация. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями, отличными от их собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности цивилизации. 
  4. Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя её на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественно, помогая ученикам преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы. 
  5. Диагностика. Игровые приёмы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребёнка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики. 

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося  

УУД

Актуализация знаний

Организует повторение изученных правил поведения в школе.

- Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя,  нужно крикнуть с места.  Правильно ли я  думаю?  

- Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? - Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»   Прав ли я?  

- В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я  говорю?  

- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.  Так ли это?  А как надо поступить?  

- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Прав ли я?  

-Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения.

Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.)

Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

Коммуникативные.   Развитие  устной  речи, внимания,  мышления, воображения  учащихся.

Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе,  выявление пробелов в знаниях и умениях.

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося  

УУД

Рефлексия

- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

- Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

Оцените наш урок:

- Если  вам легко и интересно было выполнять предложенные  задания поднимите весёлый смайлик;если трудно и неинтересно – грустный смайлик

Выставление оценок.

(Ответы детей.)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Регулятивные:

Уметь соотносить цель и результат.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося  

УУД

Самоопределение к деятельности

– Прочитайте, пожалуйста, пословицу: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Объясните, как вы её понимаете?

- А что значит вежливость?

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? 

- Узнать, что такое вежливые слова. Верно!

  1. Значение вежливых слов.
  2. Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях.

 - Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!!

(Ответы детей.)

О вежливости.

Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях.

Личностные: способствовать формированию  интереса к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.



Предварительный просмотр:

Проектная технология

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Целевое назначение:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

  • позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
  • развивать у каждого позитивный образ себя и других;
  • развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.                                                                                                            

2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.                                

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;                                                                                

 4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Первый фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД:

Открытие нового знания

- Ребята, а сейчас давайте послушаем два текста.

Мой мяч,                                          Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?                            Ты куда помчался вскачь?

Не угнаться за тобой!                                 Жёлтый, красный, голубой,

                                                                        Не угнаться за тобой!

-Чем похожи эти два текста?

-А чем отличаются?

-Какой текст вам больше понравился? Почему?

-Какие слова помогли лучше представить мяч?

-Какой частью речи являются эти слова? На какие вопросы отвечают?

4. Работа в группах

- Сейчас вам предстоит создать мини – проект составить памятку

«Что такое имя прилагательное?»

По какому плану мы будем работать:

План:

  1. Вспомнить, что такое имя прилагательное.
  2. Обсудить памятку в группе.
  3. Оформить результат.
  4. Защитить памятку.

- Защита памяток.

- Что можете сказать о работе групп?

- Теперь можете пользоваться этой памяткой на уроках и дома.

Обучающие внимательно слушают учителя и отвечают на его вопросы.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

чувствовать красоту и выразительность речи;

проявлять уважение к одноклассникам.

Второй фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД:

Первичное закрепление

Работа с учебником.

-Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные.

-Назовите слова, которые вы подчеркнули.

-На какие вопросы они отвечают?

-обозначают?

-С каким словом связаны эти слова?

- Проверьте правильность выполнения задания.

( Картина о весне)

 - Ребята, а какое сейчас время года? Нравится вам весна? Составьте предложения о весне, используя имена прилагательные. Картина может вам в этом помочь ( опрос 2-3 учащихся) Молодцы! А вот как о весне написал А.К.Толстой.

дети читают стихотворение на интерактивной доске, затем читает учитель.

 - Что называют и на какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются?

Выпишите словосочетания. От какого слова ставится вопрос к имени прилагательному?

(Учащиеся выходят к доске)

Списывают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

чувствовать красоту и выразительность речи;

проявлять уважение к одноклассникам.

Третий фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД:

Включение в систему знаний

- Сейчас я вам предлагаю выполнить тест:

Тест.

1. Имя прилагательное – это…

А) часть слова

Б) член предложения

В) часть речи

  1. Что обозначает имя прилагательное?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

3. С какой часть речи связано имя прилагательное в предложении?

А) с именем существительным

Б) глаголом

В) именем прилагательным

- Кто справился с тестом – молодцы, а у кого еще есть ошибки, продолжим работу на следующих уроках.

 Работа в парах. Пословицы.

-Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. А знаете, ли вы пословицы  и поговорки мы сейчас проверим.

Задание: соедини пословицы на интерактивной доске.

Запись пословицы о каше. Ребята, а в какой группе пословица о каше с именем прилагательным? Назовите и объясните её смысл.

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша – пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Гречневая каша – матушка наша.

Она вкусная и питательная, даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой.

Самостоятельно отвечают на вопросы теста.

Выполняют работу в парах.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять успешность своей деятельности и работы других.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технология опережающего обучения

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считают создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Нужно обязательно помогать детям в процессе познания так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.

Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой.

Концептуальные положения:

1. Личностный подход педагогики сотрудничества.

2. Успех - главное условие развития детей в обучении.

3. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

4. Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

5. Последовательность, системность содержания учебного материала.

6. Дифференциация, доступность заданий для каждого.

7. К полной самостоятельности — постепенно.

8. Через знающего ученика учить незнающего.

Усвоение материала происходит в три этапа:

Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики.

Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). И все 45 минут соблюдаем основной принцип – делать всё обоснованно, аргументировано. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю»,- звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!

Первый фрагмент урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД:

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Структура Сингл Раунд Робин.

 ( одноразовый Раунд Робин)

Учитель просит детей взять карандаши зелёного и красного цвета и по этой структуре выполнить задание: подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают животных, а зеленым слова обозначающие растения.

-Отвечать начинают участники под № 1 (по таймеру).

- Что обозначают подчеркнутые вами слова? На какие вопросы они отвечают?

-Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?

-А какие слова вы не подчеркнули?

- Почему? Что они обозначают?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны будем узнать?

У каждого  ученика лежат листочки с напечатанными словами- (ель, медведь, дуб, кот, зелёная, белка, прыгать) Дети сидят по 4 человека в команде для работы с использованием сингапурской структуры . Структура Сингл Раунд Робин .Они подчеркивают  слова на листочках и передают их по указанному учителем направлению для прочтения и проверки выполнения задания партнёром.

.-  стараются дать аргументированные ответы на вопросы.

КУД.

\

Второй фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

УУД

Открытие нового знания

Структура Релли Робин 

( обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Сейчас по этой структуре начнут обсуждение участники под № 2 и №4

( вначале  говорит свои суждения один участник, затем другой- №2 и №1, №4 и №3)

- К какому мнению пришли? Отвечает участник под №1, стол №4 (если ученик дал неправильный ответ, мы продолжаем работу с другими участниками стола)

-Ребята, давайте мы с вами попробуем составить,  предложения со словами (зеленая, белка, прыгать, ель)

 -Какое  из предложенных предложений вам больше понравилось? Давайте запишем его.

(Белка прыгает по зеленой ели.)

Давайте поиграем в игру «Верёвочка» (повторяем условие игры). Сможем ли мы все слова связать при помощи нашей волшебной веревочки вопросов?

Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

(мыслительный прием размышления вслух, в котором учащиеся проговаривают то, о чем они думают, отвечая на вопрос)

Коллективная проверка с закреплением алгоритма связи слов в предложении с помощью вопросов.

-О ком или о чем говорится в предложении? (о белке)

-Что говорится о белке?

- Почему прыгает белка?

- По какой ели?

(подготовительная работа к темам «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения»)

- Все ли слова связала  веревочка?

-Что мы составили?

Вывод  с опорой на вопросы.

- Как вы думаете, что может обозначать слово?

- А для чего нам нужно слово?

Структура Релли Робин 

(обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Ответ указанного участника

- дети обдумывают и предлагают свои варианты  словосочетаний и предложений.

- обсуждение и запись предложения на доске и в тетрадях

- повторив условие игры, дети по структуре… работают в группе. Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

Закончившие первыми столы делают – совместный Чиз

-совместное обсуждение, проверка выполнения задания,

- ответы на вопросы

- вывод по теме с опорой на вопросы.

Регулятиные.

Личностные.

Третий фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

УУД

Рефлексия

Посчитаем результаты их исследований. Оказалось, что людей

с высоким уровнем интеллекта они встретили гораздо больше.

Интеллект земных жителей покорил инопланетян. В конце

дня, усталые, но довольные, они улетели в Галактику, сделав

вывод о том, что Земля – планета разумных людей.

Круг красного цвета – «На уроке я узнал…»

Круг зелёного цвета – «На уроке я научился…»

Круг жёлтого цвета – «Самым трудным для меня на уроке было…»

Отвечают на вопросы, делают выводы данного урока.

Личностные,

Регулятивные,  Познавательные