ПК 4-4
презентация к уроку

Сердюкова Жанна Владимировна

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы младшими школьниками» кандидата педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Л.В.Волкова преподавателя начальной школы г. Челябинска Сердюковой Ж.В.

В рецензируемой работе в целях методической помощи учителям начальной школы в процессе изучения проекта ФГОС НОО были рассмотрены личностные результаты через призму следующих вопросов:  «Каковы особенности формулировки личностных результатов в проекте стандартов? Как в проекте стандарта описывают личностные результаты младших школьников? Какие противоречия обнаруживают в описании личностных результатов? Как можно разрешить выявленные противоречия?»

Работа посвящена актуальной теме, поскольку личностные действия направлены на любовь к Родине, на уважение ценности семьи и страны, на умения учиться, соблюдать правила поведения, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни, быть доброжелательным, трудолюбивым, любознательным и, что выделено особо, проявлять интерес к произведениям отечественной и мировой литературы и искусства и именно в младшем школьном возрасте происходит становление личности, именно в этом возрасте ребенок готов к саморазвитию, сформировывается мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловым ориентациям.

В данной работе автор обнаружил и противоречия в описании личностных результатов в процессе изучения проекта ФГОС НОО, изучив противоречия автор нашел решение им. На основе принципов системности, единства и целостности автор разработал таблицу «Соотношение личностных результатов, личностных характеристик, личностного развития в проекте ФГОС НОО» По этой таблице учитель может провести некий анализ, который позволит сделать некоторые выводы.

Оценивая работу в целом можно подчеркнуть, что анализ и понимание проекта стандарта - важный этап в профессиональной деятельности педагога. Данная таблица - некая основа для поиска истины в вопросах изучения проекта и последующих реализаций ФГОС НОО.

Научная статья Л.В.Волковой «Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы младшими школьниками» полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

 

 

        Анкетирование проходило на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1». В анкетировании приняли участие 4 учителя начальных классов.

         Исходя из результатов анонимного анкетирования учителей начальных классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» были сделаны следующие выводы.

В основном, преподаватели имею высшее образование, а также большой стаж работы (От 10 до 33 лет). В данном учреждении также работают практически всю свою педагогическую карьеру.

        Методические темы учителей:

  • «Квест-технологии»,
  • «Особенности работы с детьми ОВЗ»,
  • «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе»,
  • «Игровые технологии на уроках английского языка».

        Учителя начальной школы данного учреждения посещают различные семинары, педагогические Советы, заседания городской кафедры учителей начальной школы, НПК, курсы и вебинары для повышения своего профессионального мастерства. Школа обучает детей по программе «Школа России». Из Внеурочной деятельности выделяется:

  • «Практическая экология»,
  • «Разговоры о важном».

Учителя оценили качество обученными учеников в процентах: от 62% до 100%. Анкетируемые учителя не выделили трудности в профессиональной сфер.

Таким образом можно сделать вывод, что учебная и методическая работа в МАОУ «СОШ № 21» организована на достаточно высоком уровне, учителя периодически повышают уровень своего педагогического мастерства, а учащиеся показывают неплохие успехи в учёбе. Так же активно принимают участие в районных и областных конкурсах, занимают призовые места и выходят на Всероссийские этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения педагогического опыта образовательного учреждения

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 1» была образована в ноябре 1926 г.

        Методическая служба в школе представлена методическим объединением учителей предметников и методическим советом. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и родственных дисциплин. В состав методического объединения классных руководителей входят все классные руководители.

        Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач, и утверждается приказом директора Школы. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению методического совета Школы.

        Членами Методического совета являются учителя из числа наиболее опытных и творчески работающих педагогов, которые избираются на Педагогическом совете. В состав Методического совета входят руководители методических объединений, заместители директора образовательного учреждения. Состав Методического совета утверждается приказом директора образовательного учреждения. Руководителем Методического совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который назначается приказом директора школы.

        Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.

        Методическое объединение:

- Изучает нормативную и методическую документацию по вопросам образования;

- Осуществляет отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;

- Утверждает индивидуальные планы работы по предмету;

- Анализирует программы элективных курсов, авторские программы и методики;

- Анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету;

- Обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими комплексами;

- Планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам;

- Организует работу методических семинаров и других форм методической работы;

- Анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;

- Согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся;

- Проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы.

        Основными формами работы методической службы являются:

1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;

3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.

        Самым надежным способом преодоления профессиональных затруднений и повышения квалификации учителя является организация научно-методической работы в школе, направленная на профессиональный рост учителя и совершенствование организации образовательного процесса.

        Для оказания действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического

опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации научно-методическая работа осуществляется в двух направлениях:

- обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп.

- распространение опыта работы учителя: районные, школьные семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.

        Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

        Анализ методической работы ведется по плану: статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям; обеспеченность школы педкадрами; анализ работы методсовета, предметных методических объединений, творческих лабораторий и других форм, направленных на повышение квалификации педкадров; актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы; итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» «Развитие познавательного интереса к творчеству у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством живописи» Курсовая работа Выполнила: Сердюкова Ж.В., студентка 301НК группы, специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Буторина В.В., преподаватель МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом высшей квалификационной категории Челябинск, 2024 г.

Слайд 2

Понятийный аппарат исследования 2 Актуальность проблемы исследования: Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях введения ФГОС НОО важно, что дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т.д.

Слайд 3

Понятийный аппарат исследования 3 Цель исследования: изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи. Объект исследования : процесс обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Предмет исследования : развитие познавательного интереса у младших школьников на основе использования живописи в изобразительном искусстве.

Слайд 4

Понятийный аппарат исследования 4 Задачи исследования: 1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес». 2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста. 3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников 4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе 5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников. Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез методологических источников, обобщение, беседа с учителем о его деятельности, наблюдение за детским коллективом, анализ документации.

Слайд 5

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников на уроках изобразительного искусства 5 РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ : Что такое познавательный интерес. Какие возрастные особенности выделяют в младшем школьном возраст. Как применяется живопись с целью развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников.

Слайд 6

6 Основные понятия Интерес – это один из основных путей создания светлой и радостной обстановки обучения. (Я.А. Коменский). Познавательный интерес – это мощь учения, которая движет изнутри и может выражаться в направленности ученика, которая подкреплена знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и выражается в тяге к знаниям, желанию к активному познанию и приносящая удовлетворение. (В. А. Сластенин ). Живопись – это один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов (Е. В. Забродина) ‏

Слайд 7

7 Представление важнейших материалов, раскрывающих содержание 1 главы Психолог А. Н. Леонтьев, определил следующие уровни сформированности интереса детей младшего школьного возраста: 1) первый уровень – отсутствие интереса. 2) второй уровень – реакция на новизну. 3) третий уровень – любопытство. 4) четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес. 5) пятый уровень – устойчивый познавательный интерес. 6) шестой уровень – обобщённый познавательный интерес. ‏

Слайд 8

8 Представление важнейших материалов, раскрывающих содержание 1 главы Приемы развития познавательного интереса на уроках ИЗО Приемы «Беседа по картине», «Беседа о художнике» Приемы «Искусствоведческий рассказ», «Творческий рассказ» Приемы «Выставка картин», «Найди ошибку» Приемы «Вхождения в картину», «Погружения» Приемы «Резерваж», « По-сырому », «Однородная заливка цветом». «Градиентная заливка». Приемы «Мазок», « Набрызг – разбрызгивание», «Использование соли».

Слайд 9

Глава 2. Методика использования живописи на уроках ИЗО с целью развития познавательного интереса у младших школьников 9 РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: Какие выделяют методические основы использования живописи на уроках изобразительного искусства? Диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

Слайд 10

10 Представление важнейших материалов, раскрывающих содержание 2 главы

Слайд 11

11 Представление важнейших материалов, раскрывающих содержание 2 главы ‏ 1. Методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А. А. Горчинская , 2. Тестирование «Заверши предложения» М. В. Матюхиной. 3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой ,

Слайд 12

12 Заключение Подводя итог нашего исследования, мы раскрыли каждую задачу, следовательно цель работы достигнута. В ВКР планируем разработать комплекс занятий для младших школьников, цель которого будет являться развить познавательный интерес с помощью живописи на уроках изобразительного искусства.

Слайд 13

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Отделение заочной формы обучения

Сердюкова Жанна Владимировна

РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» марта 2024 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Анищенко И.Л.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Курсовая работа защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

«_____» марта 2024 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

6

1.1 Общая характеристика понятия «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе

6

1.2 Возрастные особенности развития познавательного интереса у младших школьников

15

1.3 Живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников

19

Выводы по первой главе

23

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

25

2.1 Методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

25

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса у младших школьников

29

Выводы по второй главе

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

36

ПРИЛОЖЕНИЕ А

39

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

40

ПРИЛОЖЕНИЕ В

41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях введения ФГОС НОО важно, что дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т.д.

Фундаментом российской культуры выступает художественное образование. Оно транслирует нормы, ценности, эстетические и этические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего поликультурного, развивающего мира и достижению социально-культурного благополучия. Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Одним из уникальных средств обучения и воспитания является художественное творчество, в ходе которого педагог может сделать интересным и увлекательным не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность художественного творчества, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особое эмоционально-психические состояние, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, поэтому воспитание интереса к художественному творчеству необходимо начинать с начальной школы.

Содержание понятия «интерес» рассматривали: Б.Г. Ананьев, С.А. Ананьин, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Конюхов, И.В. Метельский, Н.Г. Морозова, Д.И. Писарев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский; виды интереса, его фазы, возрастные особенности развития интереса более подробно изучали: Л.И. Божович, В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалёв, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Г.И. Щукина и др.

Психологи рассматривают интересы в основе потребностей, мотивов, позиции, средства активизации, устойчивой черты личности, но не в обеспечении и оснащении условий для развития интереса к искусству. Вопросы развития интереса к изобразительному искусству нашли широкое отражение в работах Г.В. Беды, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. И.Н. Полынская рассматривает проблему развития интереса на уроках изобразительного искусства на материале национальной культуре хантов.

Тема исследования: Развитие познавательного интереса к творчеству у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством живописи.

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи.

Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на основе использования живописи в изобразительном искусстве.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес».
  2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников
  4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе
  5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез методологических источников, обобщение, беседа с логопедом о его деятельности, наблюдение за детским коллективом, анкетирование воспитанников начальной школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1 Общая характеристика понятия «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе

Одним из ведущих мотивов деятельности младшего школьника является познавательный интерес, степень сформированности которого в значительной мере определяет продуктивность всего процесса обучения. Однако вопрос о том, как добиться большего эффекта в его развитии, все еще требует решения и все больше привлекает внимание педагогов, психологов и учителей-практиков. В нынешних условиях очень важно развить познавательный интерес у учеников.

В психолого-педагогической литературе проблема развития интереса младших школьников существовала на протяжении всего процесса развития педагогической теории и практики. Вопрос о том, как сделать процесс учения привлекательным для детей волновал еще философов Древней Греции и Рима. Так, Демокрит считал любознательность детей «главной причиной обучения» [1].

В эпоху гуманизма педагогика вновь выдвинула идею о привлекательном обучении, о важности интереса детей к обучению. Мишель Монтень, Витторио де Фольтре, Франсуа Рабле подчеркивали важность воспитания любознательности и интереса у учеников [7].

Я.А. Коменский считал, что «интерес – это один из основных путей создания светлой и радостной обстановки обучения» [12, с.154].

В своем педагогическом труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский акцентировал внимание на серьезной любви к предмету со стороны школьников, а возбудить эту любовь должен учитель, путем доказательства превосходства и приятности предмета. На основе своей теории педагогом были созданы учебники с соблюдением принципа интереса в обучении.

Педагоги, работающие в данной области, утверждают о том, что «интересное» обучение способствует умению работать с усилием.

Интерес выступает как один из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности.

Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание педагогов, психологов, учителей-практиков. На сегодняшний день насчитывается огромное множество трактовок понятия «интерес».

Н.В. Кузьмина [17] и А.Г. Ковалев [10] рассматривают интерес в эмоциональном контексте. По их мнению, интерес у человека вызывает то, что привлекает к себе и несет положительные эмоции. А то, что вызывает отрицательные эмоции, напротив, не влечет за собой интереса. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Еще одним исследователем данной проблемы является С.Л. Рубинштейн [25]. Он рассматривал интерес как проявление умственной и эмоциональной активности, направленной на определенный предмет, а также стремление ближе и глубже ознакомиться с ним, не выпускать его из поля своего зрения. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию. Из всего этого следует, что основой интереса выступает интеллектуальная сторона психики. Этого же направления придерживаются В.Н. Мясищев [23] и А.Н. Леонтьев [19]. Последний из них свою мысль подтверждал словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» и отводил огромное значение влиянию интереса на интеллектуальное развитие человека.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой [11] дана трактовка понятия «интерес» (от лат. «interest» – понимается как «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо ценная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Интерес содействует развитию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Интерес положительно влияет на все психические функции и процессы, но особенна велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием. Внимание, связанное с интересом, характеризуется как глубокое и длительное. Велико влияние интереса на память: то, что интересно запоминается легче, быстрее и прочнее. А неинтересное, напротив, «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытекает из нее. Интерес способствует значительному повышению работоспособности.

А.В. Петровский [24] пишет, что интересы побуждают личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. После удовлетворения интереса не происходит его угасания. Интерес, наоборот, перестраивается, углубляется и, как следствие, ведет к возникновению новых интересов, соответствующих новому более высокому уровню. Психолог разделил интересы на непосредственные, вызванные эмоциональной привлекательностью значимого объекта, и опосредованные, когда общественная значимость чего-либо совпадает с субъективной значимостью.

Интерес выступает сильнодействующим человеческим мотивом. Л.С. Выготский [2] трактует интерес как «двигатель детского поведения», он указывает на то, что деятельность ребенка сходится с его органическими потребностями. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений.

Е.П. Ильин [9] рассматривает интерес как «отношение». Интерес отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение – это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вызывающую у него интерес, удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности.

На сегодняшний день проблема интереса в обучении и воспитании школьников все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей и позволяет педагогам успешно формировать и развивать интересы школьника.

С точки зрения психологической сферы личности интересы можно разделить на познавательные, эстетические, нравственные, действенно-практические.

Все перечисленные виды интересов между собой тесно взаимосвязаны. Любой из них это совокупность познавательных, эмоционально-эстетических, нравственно-волевых, а также двигательных процессов.

Познавательный интерес с точки зрения В. А. Сластенина – это мощь учения, которая движет изнутри и может выражаться в направленности ученика, которая подкреплена знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и выражается в тяге к знаниям, желанию к активному познанию и приносящая удовлетворение [25].

Как полагали В. Б. Бондаревский, B. C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, познавательный интерес выражается как:

1) выборочное концентрирование психических процессов личности на явления и предметы окружающего мира;

2) стремление, установка, потребность человека заниматься областью знаний, при которой деятельность, приносит эмоциональное удовлетворение;

3) индивидуальное отношение к действительности, его объектам, процессам, явлениям, которое выборочно наполнено яркими эмоциями, активными помыслами, волевыми устремлениями [18].

Мнения схожи у Ш. А. Амонашвили и А. Н. Леонтьева, которые отмечают, что познавательный интерес на высочайшем уровне своего развития, остро воздействует на психологические процессы человека. Это мотивирует человека находить развития и изменения настоящего посредством преодоления более сложных целей и задач, находить пути решения задач и применять творческий подход [20].

Познавательный интерес сточки зрения А. К. Марковой рассматривается как важные индивидуальные особенности школьника и как единое познавательно – эмоциональное отношение ученика к деятельности. Отражение сложных процессов, которые случаются в деятельности и ее мотивационной сфере можно считать интересом [10].

Особенности развития познавательного интереса рассмотрены также в работах В. Б. Бондаревского, Г. И. Щукиной и считаются внешним стимулом данных процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и действенным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание учеников к поставленным задачам [6].

В исследовательских работах Н. Г. Морозовой описаны уровни развития познавательного интереса. На первой стадии у ребенка нет истинного интереса к деятельности, интерес возникает лишь время от времени.

Познавательный интерес считается важным мотивом деятельности, который увеличивает собственную значимость для человека. Это позволяет обрести особый личностный смысл [15].

Познавательный интерес считается важным мотивом деятельности, который увеличивает собственную значимость для человека. Это позволяет обрести особый личностный смысл [15].

В процессе учебной работы учитель использует различные средства развития и укрепления познавательного интереса [14]:

1) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;

2) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;

3) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;

4) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

5) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;

6) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;

7) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность [3].

В исследовательских работах Н. Г. Морозовой представлены и подробно описаны четыре уровня развития познавательного интереса.

На первой стадии у ребенка нет истинного интереса к деятельности, интерес возникает лишь время от времени.

На второй стадии ученик уже проявляет интерес к поставленным на уроке задачам и даже после окончания урока, так как эмоционально-познавательным отношение к предмету обобщается переживаниями.

А вот когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника и отношение к предмету Н. Г. Морозова выделяет третью стадию.

Также считается, что есть высочайшая стадия развития интереса, когда у ребенка появляется устойчивый собственный интерес – эмоционально-познавательное непосредственно – мотивированное направление всей личности на конкретную область знания или деятельности [15].

Л. И. Божович также описывал главные виды познавательного интереса, которые включают в себя поочередные фазы его развития:

1. Ситуативный, эпизодический, относящийся к внешним признакам предметов и явлений. Ситуативный интерес довольно неустойчивый и неглубокий, но, служит толчком для последующего развития познавательного интереса.

2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и социальной значимости [4].

В мире накоплено учеными большое количество методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса.  

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

С помощью активных методов обучения можно сформировать устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе.

Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению.  Это так же положительно влияет на развитие познавательного интереса. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.  

К методам и приемам развития познавательного интереса относится не только активный метод обучения и ситуация занимательности, но и другие.

Например, ценным методом развития интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Что ускоряет и упрощает понимание тем. И сопутствует быстрому развитию познавательного процесса.

Так же ещё одним методом стимулирования познавательного интереса относиться метод создания ситуаций познавательного спора. Что способствует повышению интереса к теме. Формирует здоровую конкуренцию, которая поможет в будущем школьнику. Соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.  Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса.

Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на развитие познавательных интересов школьников.

В качестве приема развития познавательного интереса используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

К методам развития познавательного интереса относится учебное сотрудничество, которое повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:

  1. создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
  2. организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости;
  3. вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи [17, с. 162-163].

Так же к методам стимулирования познавательного интереса можно отнести эвристический метод обучения.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу.  В этом методе организуется активный поиск познавательных задач.   Подразумевается творческая деятельность учащихся, но под контролем учителя. Познавательный интерес формируется в определенных рамках.

Так же для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы часто связаны с демонстрацией.

Рассказ имеет большое значение при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, он помогает понять и усвоить смысл заключенных в повествовании нравственных оценок и норм поведения [12, с. 355].

Беседа используется с давних времен. Этот метод постепенно подводит учащихся к получению новых знаний [12, с. 356].

Метод работы с книгой. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

Применяя различные методы и приемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практике познавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемами умственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развития способностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружит учащихся умениями приобретать знания путем самообразования.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, а домашнее задание выполнялось с удовольствием, необходимо уходить по мере возможности от информационно-практического метода к проблемно-поисковому. В проблемно-поисковом методе большая часть работы отводится детям, что способствует развитию познавательного интереса.

Используется преподавателями и метод дифференциации. Все дети разные у всех свой уровень успеваемости, следовательно, не каждый ребенок может выполнить сложное задание. А решение задач, одно из важных средств активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения.

Таким образом, были выявлены и раскрыты наиболее эффективные методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников.

1.2 Возрастные особенности развития интереса у младших школьников

Из-за возрастных психологических особенностей младшего школьного возраста, таких как любознательности, особого желания овладения новым, а также полной готовности к принятию всего, что дает учитель, в данный период создаются благоприятные условия для развития познавательного интереса.

Первоначальное восприятие младшего школьника имеет непроизвольный характер. Восприятие определяется особенностью самого предмета, лучше запоминается что-то яркое, отличающееся от других своей особенностью. Младшие школьники свободно и быстро запоминают то, что провоцирует сильные чувства. Главным методом, запоминания для детей данного возраста, является постоянное повторение материала, а способом облегчения запоминания является соотнесения того, что уже известно, изучено, с тем, что запомнилось [5].

Учебная деятельность для младшего школьника социально значима. Он приходит в школу с желанием и радостью. В. В. Давыдов отмечал, что именно с приходом ребенка в начальную школу, начинают усваиваться азы осознанной познавательной деятельности: рефлексия, анализ, мысленный эксперимент, саморегуляция [4].

В первые годы обучения младшего школьника, интенсивно развивается его интерес, проявляющейся в сильном желании узнать больше, интеллектуальной любознательности. В 1-2 классе возникает интерес к определенным явлениям и фактам, не в совокупности, а к части целого, затем детей начинает интересовать причины тех или иных явлений, связи и взаимосвязи между ними. Если детей данного возраста чаще интересуют вопросы «что это такое?», то в 3-4 классах их интересует вопрос «почему?» и «как?». В этом возрасте начинают дифференцироваться учебные интересы младших школьников [13].

Учебно-познавательная деятельность, является основным видом деятельности для детей младшего школьного возраста. При этом условием, способствующим развитию интереса, являются всевозможные способы совершенствование приемов и методов для самостоятельной активной детской деятельности, на всех этапах образовательного процесса.

Применение различных приемов и методов помогает младшим школьникам в овладение знаний, умений и навыков, а также в развитие их познавательных способностей. Эти нестандартные формы организации уроков, должны обеспечивать переживание радости и интереса обучающихся. Н.Г. Морозовой было утверждено, что положительные эмоции являются основным составляющим компонентом развития познавательного интереса [21].

В. Б. Бондаревский, Ш. И. Ганелин, Э. А. Красновский, Г. И. Щукина исследовали влияния познавательного интереса на развитие личности обучающихся, на познавательную активность и на результат учебной деятельности. А также они рассматривали познавательный интерес как устойчивую черту личности младших школьников [20].

Важность интереса для развития человека, проявляется в познавательной деятельности предметной области, при заинтересованности в ней стимулируются психические процессы личности, предоставляющие ей интеллектуальное удовлетворение, способствующие эмоциональному подъему. Что указывает, на то, что интерес является важным мотивом деятельности человека, его познавательной активности.

Становление личности, является одним из главных условий развития интереса. Основой основ для развития познавательных возможностей детей младшего школьного возраста, а также и для развития познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, исследовательских ситуаций и т.д., которые осуществляются по средствам нестандартных форм обучения.

Так советский психолог А. Н. Леонтьев, в своих работах определил следующие уровни сформированности интереса детей младшего школьного возраста:

1) первый уровень – отсутствие интереса. Если ученик и воспринимает учебный процесс позитивно, то это случается крайне редко. В таком случае его привлек яркий, красочный материал, или особые условия выполнения задания, а не содержание работы и метод познания. Так на данном уровне нельзя говорить о наличие у обучающихся учебно-познавательного интереса как важного элемента учебной деятельности;

2) второй уровень – реакция на новизну. В процессе обучение у ученика отсутствует познавательный интерес, его не интересует учебная деятельность, но при изучении новых тем возникает положительная реакция. Задавая вопрос, младший школьник не преследует конкретного результата, выполняя задания, не заканчивает его, постоянно нуждаясь в контроле со стороны взрослых. Он всегда ограничивается действиями на уровне конкретного, изученного материала и не достигает уровня теоретической информации;

3) третий уровень – любопытство. Познавательный интерес формируется в процессе постоянно возникающих положительных эмоциях, которые появляются из-за новизны, не только фактического материала, но и познавательного, теоретического. Этим третий уровень отличается от второго;

4) четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес. Возникающий интерес не устойчив, так как он почти полностью исчерпывается после нахождения ответа, и продолжается лишь то время, пока ученика курирует учитель. Дети, как правило, не заинтересованы в самоанализе, но проявляют высокую озадаченность в своих отметках. При низких отметках, интерес пропадает. Такой интерес формируется лишь при перечисленных выше условиях, и не является устойчивой, постоянной характеристикой ученика;

5) пятый уровень – устойчивый познавательный интерес. В данном случае интерес ребенка направлен на конкретную цель, ученик кропотливо и вдумчиво изучает каждый этап решения задания. Охотно и достаточно долго может концентрировать свое внимание на выполнение одного задания, пока не найдет его решения;

6) шестой уровень – обобщённый познавательный интерес. Ученик стремится удовлетворить свой познавательный интерес, выходящий за рамки учебной деятельности. Этот интерес возникает из личных познавательных стремлений. Такой ученик ищет все возможные дополнительные источники информации. Проявляя интерес к собственным действиям, старается объяснить и найти причины своего успеха, или неудачи [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе обучения младшего школьника, происходит много психологических изменений. В характере младшего школьника выделяется большое количество особенностей, влияющих на развитие познавательного интереса. Также, интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые взаимоотношения и связи.

Анализ психологической литературы позволил установить, что за достаточно длительный срок изучения данной проблемы различными исследователями накоплено достаточно информации о сущности, закономерностях и особенностях развития познавательного интереса, его развитие, является неотъемлемым компонентом работы по совершенствованию учебного процесса. Так развитие этого процесса играет важную роль в жизни младших школьников, поскольку способствует активизации мыслительных операций детей, лучшему усвоению материала, приобретению умений и навыков, а главное, делает процесс обучения более продуктивным.

1.3 Живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников

Личностные требования к результатам обучающихся включают развитие мотивации к обучению, к творческому труду, развитие интереса, согласно ФГОС НОО.

Образовательным организациям необходимо ставить и решать задачу развития интереса у школьников младшего звена, это подходящий период, в который можно заметить и развить задатки и возможности ребенка, именно тогда устанавливаются его нравственные убеждения и потребности в конкретных видах деятельности.

Это важное время, чтобы привить ребёнку любовь к искусству, иначе можно вырастить поколение равнодушное к живописи, музыке, поэзии, в детском сознании нет четких границ между добром и злом, красивым и безобразным, и мы видим понижение познавательного интереса к окружающему. Таким образом нельзя отрицать влияние искусства на становление личности ребенка и его развитие.

Для того, чтобы вырастить всесторонне развитого и воспитанного ребенка необходимо сформировать интерес, одной из форм познания реальной действительности, окружающего мира является изобразительное искусство, оно имеет большое значение в процессе.

Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. 

По программам «Изобразительное искусство в начальной школе» авторов: В. С. Кузина, Б. М. Нeмeнского, Н. М. Сокольниковой необходимо строить образовательный процесс, используя словесно-творческие приемы, которые поспособствуют развитию познавательного интереса к живописи [3].

Для развития познавательного интереса у детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное. Стремление развить интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Рассмотрим более подробно одни из часто употребляемых приемов развития познавательного интереса младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Прием создания на уроке ситуаций занимательности. Важнейшая задача учителя – обеспечить ученикам получение позитивных эмоций в процессе обучения. Этого можно достигнуть, используя в учебном процессе интересных примеров, опытов, фактов.

Прием создания ситуации успеха в учении. Такая ситуация возникает путем избирательной помощи ученикам в выполнении заданий; путем поощрения промежуточных действий, то есть специального подбадривания ребенка на новые усилия.

Прием создания проблемной ситуации. Данный прием заключается в том, что учитель вводит противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников удивление или затруднение.

В практике часто применяют также словесно – творческие приемы для того, чтобы сформировать познавательный интереса младших школьников к изобразительному искусству (по Б. М. Нeмeнскому).

Прием «Беседа по картине» включает в себя три группы вопросов. Первая группа вопросов направлена на понимание содержания картины, вторая направлена на выделение выразительных средств; третья направлена на осознание того, как можно соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей.

Следующий прием «Беседа о художнике». Прием основывается на подготовке интересного материала о биографии художника и беседы, при этом используют наглядные материалы.

Прием «Искусствоведческий рассказ», на котором урок включает в себя информацию о деятельности художников, об особенностях работы их мастерской, об изобразительных материалах и т.д.

Прием «Творческий рассказ», заключается в том, чтобы описать содержание картины во время работы, так школьники могут раскрыть ее содержание, привнося элементы творчества.

Словесно – творческий прием – это «рассказ с закрытыми глазами об увиденном». Школьникам нужно рассмотреть репродукцию картины в течение 2-3 минут, после чего им предлагается начать описание изображения на картине с закрытыми глазами, при этом развивается и образная память школьников.

Прием «Коллективного обсуждения произведений искусства» является очень эффективным для развития необходимых навыков общения, так как урок построен на дискуссии, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Прием «Вхождения в картину» заключается в том, чтобы рассмотреть картину и мысленно перенестись в эту картину, представить себя в то время и в том месте среди событий, изображенных на картине, школьники мысленно вслушиваются в звуки, представляют, что было на этом месте раньше.

Еще один интересный прием «Погружения». Школьники рассматривают картины и дают им названия, после того как каждый ученик это сделает, вся группа выбирает наиболее подходящее название для картины. Этот приём помогает ученикам научить отстаивать своё мнение и уметь его обосновать перед классом. В конце задания ученики обсуждают реальное название картины и сравнивают его со своим.

Прием «Отгадай-ка», состоит в том, чтобы отгадать картину по словесным описаниям ребенка.

Прием «Художественный салон». Дети рассматривают и «покупают» выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Если ученик смог рассказать, как называется репродукция и ответить на вопросы: «Как художник показал в своей картине главное?», «Почему картина тебе понравилась?» и т.д. картина «продается».

Прием «Выставка картин». Данный прием состоит в том, что группа учащихся оформляют выставку репродукций картин, отличающихся по содержанию и жанру.

Прием «Найди ошибку». Учащимся дается установка слушать внимательно рассказ учителя, который описывает содержание произведения и средства выразительности, которые были использованы художником при написании этой картины. Учитель обращает внимание на настроение произведения, которое хотел передать художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины, которую учащимся необходимо найти и исправить.

Прием «Точных установок» заключается в том, что школьники при ответе на вопрос выполняют мыслительные действия в определенном порядке. Например «Внимательно посмотри, что изображено на картине, что самое главное, как художник это показал, и ответь на вопрос о чём картина». Прием учит детей рассуждать логически и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.

Прием «Сравнения» состоит в том, чтобы школьники могли различать разницу между картинами разных художников одного жанра, которые показывают различное настроение, и картинами одного художника, которые выполнены с помощью разного колористического решения. Репродукции картин сравнивают по одному из признаков: контрасту – настроению, цвету, композиции. После того как дети научатся отделять один контрастный признак от другого, при сравнении двух картин, они смогут назвать разные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Живопись помогает ученикам видеть гармонию природы. Произведения живописи реалистично отражают знакомые детям явления общественной жизни и природы вокруг, содержащие идею и совершенные по художественной форме, прививают художественный вкус, который поможет понять, различить и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В картине ярко изброжены идея и представления художника. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира.

Для того, чтобы ученики имели представления об окружающем мире и могли применять на практике средства и способы изображений учителя используют репродукции картин. Картина может детально передать образ, так как является художественным произведением. Наблюдения окружающей действительности не дают полной картины действительности и чаще бывают кратковременными, поэтому использования картин в учебном процессе позволит выделить важное, особенное вокруг для того, чтобы изобразить мир.

Учитель сам определяет приём, который нужно использовать на уроке исходя из возраста обучающихся, уровня их развития; от вида инструментов, которые используют на уроке. Важно точно определить содержание и задачи, которые стоят перед определенным уроком, а также учитывать процесс обучения изобразительному искусству в целом.

Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания познавательного интереса к художественному творчеству у младших школьников, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, который характеризуется активностью и избирательностью, побуждающая человека к различным видам деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы.

Мы выделили стадии развития познавательного интереса, которые располагаются последовательно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

В младшем школьном возрасте развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Интерес побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.

Так советский психолог А. Н. Леонтьев, в своих работах определил шесть уровней сформированности интереса детей младшего школьного возраста.

Также, в ходе работой над главой, мы выдели конкретные приемы по развитию познавательного интереса к творчеству на уроках изобразительного искусства посредством живописи, а именно: прием создания на уроке ситуаций занимательности, прием создания ситуации успеха в учении, прием создания проблемной ситуации, словесно – творческие приемы, «беседа по картине»,  «беседа о художнике», прием «искусствоведческий рассказ», «творческий рассказ», прием «коллективного обсуждения произведений искусства»  и т.д.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

В ходе работы над методическим инструментарием основ применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе, нами были проанализированы темы уроков в каждом классе, а также какие приемы может использовать учитель и на каком этапе урока.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

В основу курса положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует познавательный интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Тема курса 1 класса «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

  1. «Мастер Изображения учит видеть» дети учатся. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). В ходе работы над данной темой можно использовать прием «Беседа по картине» на этапе актуализации знаний, детям предлагается несколько картин и с помощью наводящих вопросов, учитель учит рассуждать об увиденном.
  2. «Художники и зрители» – это урок обобщение раннее изученных тем. На данном уроке используется прием «Выставка картин». В ходе урока дети учатся обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки.
  3. «Город, в котором мы живём (обобщение темы) на данном уроке используется прием «Творческий рассказа» детям заранее дается задание подготовить о любом архитектурном сооружении города, в котором живет. В ходе урока дети учатся понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу, участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности, а также учатся воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
  4. «Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе» на данном уроке на этапе открытия нового знания используется прием «коллективное обсуждение произведений искусств». В ходе урока дети учатся различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка. Учатся Анализировать, в чём состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Тема курса 2 класса «Искусство и ты».

  1. «Изображение и фантазия». На этапе открытия нового знания учитель использует прием «найди ошибку», беря за основу нескольких картин, дети учатся размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
  2. «Изображение природы в различных состояниях» на этапе открытия нового знания учитель использует прием «беседа о художнике», он знакомит учеников с репродукцией нескольких картин и рассказывает о биографии их авторов. Дети учатся наблюдать природу в различных состояниях, изображать живописными материалами контрастные состояния природы, а также развивать колористические навыки работы гуашью.
  3. «Изображение характера человека: женский образ» на этапе открытия нового знания активно используется прием «искусствоведческий рассказ», где учитель рассказывает о деятельности конкретных художников, которые работали в данном направлении. Дети на данном уроке учатся создавать противоположные по характеру сказочные женские образы.
  4. «О чём говорят украшения» на данном этапе используют прием «Сравнения» его можно применять на любом этапе урока. Детям предлагается изображения, например, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Дети учатся различать разницу между изображениями, понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Тема курса 3 класса «Искусство вокруг нас».

  1. «Картина – особый мир. Картина-пейзаж». Учитель предлагает детям репродукцию картины по теме урока, используя прием «точных установок» в ходе урока дети учатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом, знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов, изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением, а также выражать настроение в пейзаже цветом.
  2. «Картина-натюрморт» на этапе рефлексии можно использовать прием» выставка картин» в ходе занятия дети учатся воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
  3. «Картины исторические и бытовые». На этапе открытия нового знания дети могут «перенестись» в картину представить себя в то время и в том месте среди событий, для этого используется прием «вхождения в картину» дети развивают представление о картинах исторического и бытового жанров, рассказывают, рассуждают о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжетах и настроении.

Тема курса 4 класса «Каждый народ художник».

  1. «Пейзаж родной земли». В ходе обсуждения репродукций картин используется прием «беседа по картине» дети учатся характеризовать красоту природы родного края, характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон, изображать характерные особенности пейзажа родной природы, использовать выразительные средства живописи для создания образов природы и овладевать живописными навыками работы гуашью.
  2. «Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва», на этапе открытия нового знания, используя прием «искусствоведческий рассказ» учитель рассказывает о красоте городов, о истории, показывает картины, написанные по этим городами беседует и анализирует их с детьми. Дети учатся анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Учатся воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик. Учатся выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Учатся рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
  3. «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии». На этапе актуализации знаний учитель может применить прием создание проблемной ситуации, предлагая детям картины, связанные с культурой нашей Родины, и в ходе анализа и беседы, спросить у детей: «как вы думаете, отличается ли культура нашей Родины, от культуры других стран» дети в ходе диалога, могут высказать несколько разных точек зрения, тем самым учитель ставит проблемную ситуацию и цель урока, какая же культура, например, в Японии».

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что познавательный интерес активно развивается на уроках изобразительного искусства посредством живописи и многообразию педагогических приемом дети учатся узнавать, рассуждать, осознано развивают в себе интерес к истории страны, учатся применять полученные знания в ходе над работой написания своих картинах.

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса у младших школьников

С целью определить уровень познавательного интереса у младших школьников, нами были изучены и проанализированы диагностические методики. Было выделено три наиболее эффективных и результативных.

  1. Познавательная активность младшего школьника А. А. Горчинская, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики.
  2. «Заверши предложения» М. В. Матюхиной, кандидата психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.
  3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой, кандидата психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.

Первая методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».

Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников. Материал для проведения анкетирования. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты (приложение А) и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один. Время на проведение анкетирование ограничено.

Обработка данных. Если преобладают ответы «а», то приходим к выводу, что у таких детей свидетельствуют сильно выраженная познавательная активность. Если преобладают ответы «б», то, следовательно, у ребенка развита умеренная познавательная активность. Если ответы «в», то свидетельствует о слабой выраженности.

«Заверши предложение» М. В. Матюхиной.

Цель: Определение уровня познавательной мотивации. Школьнику предлагается завершить предложения. Предложения представлены в приложении Б.

Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.).

Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой.

Данная методика состоит из анкеты, анкета состоит из 10 вопросов. Анкета представлена в приложении В.

Основой объективного метода наблюдения составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности. Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей необходимо выделить три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для дальнейшей работы, будут взяты за основы первые две методики, т. к. в ходе проведения данных диагностик, можно определить уровень познавательной мотивации и активности. Предложение методики можно проводить на любой возрастной категории начальной школы.

Выводы по второй главе

При написании второй главы мы проанализировали методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы определили, что на конкретных уроках используется разнообразие педагогических приемов, которые способствуют развитию познавательного интереса у младших школьников.

Дети учатся узнавать, рассуждать, осознано развивают в себе интерес к истории страны, учатся применять полученные знания в ходе над работой написания своих картинах.

Также, мы проанализировали и выделили несколько методик, для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников. Все методики, достаточно эффективны и результативны, авторы диагностик являются психологи, имеют свои собственные научные статьи и диссертации, кандидаты психологических наук.

За основу дальнейшей работы, будут взяты за основы первые две методики, т. к. в ходе проведения данных диагностик, можно определить уровень познавательной мотивации и активности. Предложение методики можно проводить на любой возрастной категории начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы, была поставлена цель изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи.

Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес».
  2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников
  4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе
  5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

В ходе работы над первой задачей, мы проанализировали психолого-педагогическую научную литературы, и определили, что познавательный интерес рассматривается как важные индивидуальные особенности школьника и как единое познавательно – эмоциональное отношение ученика к деятельности. Отражение сложных процессов, которые случаются в деятельности и ее мотивационной сфере можно считать интересом (А. К. Маркова).

Раскрывая возрастные особенности младшего школьного возраста, мы выделили, что определяют следующие уровни сформированности интереса детей младшего школьного возраста:

1) первый уровень – отсутствие интереса.

2) второй уровень – реакция на новизну.

3) третий уровень – любопытство.

4) четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес.

5) пятый уровень – устойчивый познавательный интерес.

6) шестой уровень – обобщённый познавательный интерес.

Раскрывая живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников, мы выделили, что живопись помогает ученикам видеть гармонию природы. Произведения живописи реалистично отражают знакомые детям явления общественной жизни и природы вокруг, содержащие идею и совершенные по художественной форме, прививают художественный вкус, который поможет понять, различить и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В картине ярко изброжены идея и представления художника. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира.

В ходе работы над четвертой задачи, мы показали конкретные темы уроков изобразительного искусства, где используется живопись с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Дети на уроках учатся анализировать, овладевать конкретными приемами живописи, учатся аргументировать свою собственную точку зрения, осознано изучают истоию родного края и т. д.

Также, мы проанализировали и выделили несколько методик, для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников. Все методики, достаточно эффективны и результативны, авторы диагностик являются психологи, имеют свои собственные научные статьи и диссертации, кандидаты психологических наук.

Подводя итоги, можно сказать, что цель работы достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Виц, Б.Б. Демокрит / Б.Б.Виц. - М.:Мысль, 1979. – 212 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 99 с.
  3. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских. – Москва: Просвещение, 2014. – 144 с.
  4. Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] : учеб. пособие / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – Ереван: Изд-во Луйс, 2002. – 218 с. : ил.
  5.  Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] : учебное пособие / А. Ю. Дейкина. – Москва : Изд-во Просвещение, 2010. – 345 с.
  6. Дмитриева, Н. А. Вопросы эстетического воспитания / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 2013. - 208 с.
  7. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий.–М.: Педагогика, 2013.
  8. Забродина, Е. В. Живопись как один из видов изобразительного искусства / Е. В. Забродина, А. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85391/ (дата обращения: 09.01.2024).
  9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 512 с.
  10. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. - М.: Просвещение, 1970. – 392 с.
  11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2007. – 176 с.
  12. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1939. - 321 с.
  13. Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Текст] / Мария Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 51-56.
  14. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1984. – 234с.  
  15. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: учебное пособие/ Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1979. – 120с.  
  16. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 183с.
  17. Кузьмина, Н.В. Методы педагогического системного исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208с.
  18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – Москва: Изд-во Смысл, 2009. – 422 с. : ил. 2 17
  19. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. - М.: Издательство Московского Университета, 1971. - 323с1 35
  20. Меньшекова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Елена Меньшекова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 16-20. 2 19
  21. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – Москва: Знание, 2000. – 47 с 2 20
  22. Муромцева, И. В. Психологический практикум [Текст]: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования / Ирина Муромцева. – Вологда: Издательство «Русь», 2003. – 74 с.
  23. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев. - М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
  24. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Academia, 2013. - 512 с.
  25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. – 403 с.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
  27. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Ирина Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы к тестированию по методике А.А. Горчинской

Фамилия и имя___________________________________________

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Предложения для анкетирования по методике М. В. Матюхиной

Фамилия и имя_____________________

1) Я стараюсь...

2) Я не сомневаюсь...

3) Я был бы рад ...

4) Я надеюсь...

5) Я мечтаю...

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников»

Фамилия и имя______________________________________________

1. Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или

тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или

остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывают по-разному

-нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет