Формирование личной безопасности
методическая разработка (4 класс)

Формирование личной безопасности на уроках в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnaya_bezopasnost_uchashchihsya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическое объединение классных руководителей:

«Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности у школьников»

(доклад с презентацией)

                                                                                Составитель:

  Кл. руководитель

                                                                                  Шкурупий Н.В.

 2024-2025 учебный год

Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности у школьников (слайд)

      Школьный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков, в том числе и навыков безопасности. Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

       Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

        Задачи: (слайд)

Формировать у учащихся потребность в безопасном поведении;

воспитывать ответственное отношение учащихся к своей жизни и безопасности;

повысить уровень знаний по правилам безопасного поведения, используя различные эффективные методы;

создать условия для формирования стремления к самопознанию, самопониманию, развивать уверенность в своих силах и способностях;

отрабатывать умения действовать в различных опасных ситуациях, планируя свою деятельность, анализируя ситуации, принимая правильные решения;

мотивировать учащихся на формирование поведения безопасного типа, здорового образа жизни;

развивать творческие способности, используя индивидуальные особенности учащихся.

       Работа должна строиться по направлениям: (слайд)

• создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения;

• образовательный процесс (педагоги, учащиеся, родители);

• внеурочная деятельность (школьная - кружки, секции, соревнования, беседы и т.д.;)

• учреждения дополнительного образования – интерактивные мероприятия, тренинги, лекции, экскурсии и т.д.)

       Для создания комфортной, безопасной обстановки в школе необходимо привлекать не только педагогов, но и учащихся, организовывая дежурство на переменах, привлекать учащихся к анализу травмаопасных ситуаций, нарушений правил поведения в школе, планированию работы по их предупреждению и т.д. Во время проведения образовательного процесса необходимо на каждом уроке уделять внимание формированию безопасного поведения, здоровьесбережение, включать в урок физминутки. (слайд)

       (слайд) Например, на уроках русского языка и литературы можно использовать примеры из произведений для анализа безопасных ситуаций. Интересен ученикам вид работы как синквейн. (Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.) За основное слово можно взять: пожар, здоровье, безопасность и т.д. (слайд)На уроках Мир природы и человека изучая особенности строения организма, особое внимание уделять формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью. Самыми травмоопасными уроками в школе является физическая культура, трудовое обучение. Учителям самим на уроках важно соблюдать безопасные условия и формировать безопасные навыки у учащихся, проводя инструктажи, беседы, контролируя правильность выполнения упражнений, заданий и т.д. На уроках необходимо использовать решение проблемных ситуаций, отрабатывать практические умения и навыки безопасного поведения, анализировать опасные ситуации. Для мотивирования у учащихся интереса к предмету использовать кроссворды, викторины, пословицы, поговорки, ребусы, конкурсы рисунков, творческих работ, проектов. С целью повышения познавательной активности на уроках использовать презентации, видеоролики, мультфильмы по формированию безопасного поведения.

              Особое внимание следует уделить внеклассной деятельности по формированию у учеников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению. В начальных классах традиционно каждый год проводится Неделя Безопасности и Неделя здоровья. Были проведены экскурсии в районную библиотеку, в пожарную часть. При проведении мероприятий приглашаем специалистов школу медработника, ПДН. (слайд 3)

       Классному руководителю при построении внеклассной работы с учащимися необходимо планировать следующие мероприятия: (слайд)

- тренинги по формированию уверенного поведения, умения общаться, расширения знаний о чувствах и эмоциях;

-классные беседы- «Учимся преодолевать трудности», «Я самостоятельно принимаю решение», «Основные жизненные ценности»

- индивидуальные беседы- «Учимся сотрудничать», «Правила поведения» диспуты, классные часы- «Я глазами других» с целью формирования у учеников потребности в безопасности;

- поощрять учащихся, которые ведут активный, здоровый образ жизни;

- мотивировать на самопознание, самообучение в области безопасности.

        (слайд)Работа с родителями строится на доверительных отношениях, с целью воспитания гармонично развитой личности. Привлечение родителей к участию во внеурочной совместной деятельности (родительские собрания, коллективные творческие дела) помогут сплотить семьи, создать комфортные условия для лучшего взаимопонимания. Необходима индивидуальная работа с семьями, где не создаются безопасные условия для проживания, учебы, воспитания. Важно родителям дать необходимые рекомендации, привлекать родителей к совместной деятельности. Эффективны родительские собрания с приглашением на них психолога, социального педагога.

       Работа по формированию культуры безопасности будет эффективна, если использовать различные методы.

Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, круглый стол, дискуссионный клуб, использование фольклора, инструкции о правилах поведения и др.

При формировании культуры безопасного поведения рассказ педагога должен быть эмоциональный, затрагивать чувства учащихся. Можно использовать отрывки из произведений, собственных ситуаций, как наглядный пример.

Лекции целесообразно проводить с привлечением специалистов различных служб и ведомств (ГИБДД, МЧС, полиции, медиков и т.д.), с привидением статистических данных, конкретных опасных ситуаций.

При проведении беседы важно установить доверительные отношения, выбор темы должен быть актуален, понятен, интересен для учащихся («О вредных привычках», «Здоровым будешь - все добудешь» и т.д.). Привлечение учащихся к изготовлению инструкций безопасного поведения требует от них умения поиска информации. Мотивирует на ответственное отношение не только к своей жизни, но и к жизни других участников образовательного процесса.

      Сочетание словесных методов с наглядными оказывает наиболее эффективное воздействие. К наглядным методам относятся: наблюдение, видеоролики, презентации, мультфильмы, экскурсии, брошюры. Наблюдая за действиями других людей в опасной ситуации, ученики без ущерба для своего здоровья осмысливают ошибки, анализируют и запоминают правильные действия. Использование видеороликов, мультфильмов, презентаций, при формировании ценностного отношения к своей безопасности важно, так как учащиеся воспринимают информацию в таком виде легко, им она понятна, интересна и хорошо запоминается.

       Особое место в работе с учащимися занимают практические методы. Часто мы знаем правила безопасного поведения, но правильно эти знания использовать не хватает практических навыков. Для формирования умения правильно действовать в опасной, сложной обстановке используются проблемно-поисковые задания. Ученикам необходимо рассмотреть возможные варианты событий, самостоятельно найти выход из опасной ситуации. Важно не только найти выход, но и обсудить возможности избежать данную ситуацию, оценить действия ее участников. Использование различных игр (ролевых, деловых, активных, дидактических) помогает педагогу в увлекательной форме донести знания до учеников. Вовлечение их в подготовку и организацию таких игр способствует формированию организаторских, коммуникативных, творческих умений, умений обработки и выбора информации, чувства ответственности. Игровые упражнения, викторины, кроссворды можно включать в учебную деятельность, они помогают лучше освоить материал, разрядить обстановку, способствуют мотивации на изучение предмета. Учащиеся очень активны и энергичны, поэтому с удовольствием участвуют в различных соревнованиях и играх. К рекомендуемым играм можно отнести: игру по станциям «Безопасность - это важно», спортивная игра «Зарничка»,  «Сильный, ловкий, смелый», и др. (слайд)

      Благотворно влияют на учеников экскурсии в пожарную часть, в библиотеку. Эти экскурсии способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, воспитывают осознанное ценностное отношение к жизни и здоровью. (слайд)

      Неоценимую роль в формировании у учащихся безопасного поведения играет привлечение таких специалистов и служб как библиотека, учреждения дополнительного образования, полиция, МЧС и т.д.

Вывод: (слайд)

     Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.

Список литературы

Бабанский Ю.К. "Педагогика". "Просвещение", Москва, 1983 г.

Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков http://edu.tltsu.ru.

Воробьев Ю.Л., Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России Журнал Право и безопасность Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. – М.: Деловой экспресс, 2006.

Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста. Собр. соч.: в 6 т. – М., 2003. – Т. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная безопасность

Личная безопасность...

Памятка личной безопасности для детей

В памятки даны советы для обеспечения личной безопасности ребёнка....

Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)

В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей мл...

Тест по ОБЖ "Личная безопасность"

Тест по ОБЖ "Личная безопасность" предназначен для проверки материала по одноименной теме....

Личная безопасность и охрана здоровья

Учащиеся 2 «А» класса вспомнили правила личной безопасности, посмотрели мультфильм «Спасик спешит на помощь», нарисовали рисунки и написали о том, что делают они, для того, чтобы быть здоровыми....

правила личной безопасности на улице

правила безопасности для школьников...

"Правила личной безопасности"

Презентация "Правила личной безопасности" знакомит с правилами личной безопасности детей в различных жизненных ситуациях....