мо
статья

Цыренжапова Соелма Бальжмитовна

Тема: «Воспитательные технологии.

Проектная деятельность в работе классного

руководителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки РБ

ГБОУ «Цакирская средняя общеобразовательная школа-интерната»



Доклад

на школьном методическом объединении

классных руководителей.


Тема: «Воспитательные технологии.

Проектная деятельность в работе классного

руководителя»





Учитель начальных классов: Цыренжапова С.Б.



«Воспитательные технологии.

Проектная деятельность в работе классного руководителя»

На сегодняшний день главной задачей школы  состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для решения этой задачи необходимо правильно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов. Именно, младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и педагога, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результат проектной деятельности всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, чертеж, модель, коллекция, макет, доклад, пакет рекомендаций, экскурсия.

Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:

- способность обнаружить, понять проблему;

- способность ставить задачу;

- способность планировать свои действия;

- способность оценивать ситуацию;

- способность находить решение.

Использование проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектов в школе  – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д. Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде, воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Классификация проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными
  • внутришкольными
  • региональными
  • международными

По форме организации проекты бывают индивидуальными и групповыми.

По продолжительности выделяют следующие проекты:

  • Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий, могут применяться на уроках.
  • Среднесрочные проекты. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.).
  • Долгосрочные проекты (от 8 недель и более) могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
  2. Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).
  3. Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
  4. Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

-  паспорт проекта.

 - планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения. эскизы, чертежи, наброски продукта,  материалы к презентациям (сценарий).

- другие рабочие материалы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

     Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Творческий проект по правилам дорожного движения

«Школа пешеходных наук»

Срок реализации: 3 учебных года

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: обучающиеся, родители, педагоги

Цель проекта:

- формировать у детей   основы безопасного поведения на дороге и в транспорте  

Задачи проекта:

- создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного  движения;   

- формировать первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте;

- формировать представления детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора;

- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

Создание проблемы:  внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?  

Актуальность проблемы:

актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. Именно в детском возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в младшем возрасте, прочно остается у него навсегда. Необходимость   обучения детей  ПДД важна, так как у детей с ОВЗ отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна людям с сохранным интеллектом. Психофизические особенности, эмоциональное состояние постоянно ставит «особого» ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Формирование элементарных  знаний о ПДД является одной из главных задач, и  способствовать этому будет работа над данным проектом.

Ожидаемый результат:

1.Правильное отношение детей к правилам дорожного движения.

2.Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

4.Повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения детей.

  Реализация проекта проводится планово, систематически, постоянно, через непосредственную образовательную деятельность, которая включает интеграцию   дополнительных образовательных областей, с целью формирования у учащихся   целостной картины  мира.  («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» и т. д.) . Обучая детей правилам дорожного движения используются все доступные формы и методы работы ( прогулки, развлечения, развивающие, познавательные,   ролевые игры, подвижные игры) .

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1.Подбор детской и методической  литературы о правилах дорожного движения, картинок, игр.

2.Пополнение предметно-образовательной среды.

3.Подбор информации через интернет по правилам дорожного движения для  создания  детских презентаций.  

4.Подготовка материала для продуктивной деятельности.

5.Подготовка информации для родителей по созданию макета «Моя улица», выставке  рисунков «Больше уважения - правилам движения», оформлению плаката «Дети и дорога», подбор вопросов к анкетированию родителей  по ПДД, подбор материала для консультаций.

  Деятельностный этап

1. Беседы на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим, классных часах:

«Что мы видели на улице?»

«Улица полна неожиданностей»

«Правила и безопасность дорожного движения»

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»

«Безопасность на дорогах»

«Школа пешеходных наук»

2. Создание презентаций  по правилам дорожного движения для детей:

«Правила поведения на улице»

«Правила поведения в общественном транспорте»

«Дорожные знаки»

«Грузовой и легковой транспорт»

«Инструктаж по правилам дорожного движения»

«Правила дорожного движения для водителей»

«Школа светофорных наук»

«Загадки про транспорт»

3. Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование из строительного материала

«Машина» - конструирование из геометрического материала

«Улица города» - рисование, аппликация

«Дорожные знаки» - рисование, аппликация

«На нашей улице» - аппликация

«Светофор» - рисование, аппликация, лепка

Изготовление макетов  дорожных знаков для игр

4.Проведение дидактических игр:

 «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Морфологическая дорожка»

5. Проведение подвижных игр:

«Цветные автомобили», «Машины», «Воробышки и автомобиль», «Трамвай», «Светофор», «Стоп»

6. Создание картотеки  физминуток, подвижных игр  по ПДД

7. Проведение ролевых игр:

 «Мы - пассажиры», «Мы - пешеходы»

8.Целевые прогулки  по улице,  к автобусной остановке, к пешеходному переходу и светофору

9. Знакомство с литературой:

Носов Н. «Автомобиль», Алиев Т. «Дорожная азбука», Сегал Е. «Машины на нашей улице», Кончаловский Н. «Самокат», Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист», «Я иду через дорогу», Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,  Житков Б. «Что я видел»,  Дугилов А. «Моя улица»; стихи о транспорте

10.Работа с родителями:

- тест для родителей по ПДД

- родительские собрания:

«Безопасность детей на улице»;

«Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у  детей навыков безопасного поведения на улице».

-консультации для родителей:

«Правила безопасности для детей»

«Безопасность на дорогах»

«Лучше рано, чем поздно»

«Топ – топ, топает малыш»

«Дети видят дорогу по-другому!»

«Учимся? Играем!»

«Детское автомобильное кресло»

«Правила перевозки ребенка в автомобиле»

 Заключительный этап

1.Оформление альбома детских работ «Больше уважения - правилам движения»

2.Выпуск плаката по ПДД «Дети и дорога»

3.Итоговое занятие «Мой друг-светофор»

4.Подведение итогов реализации проекта.