ПК 4.3.
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.05 КБ |
![]() | 24.89 КБ |
![]() | 23.86 КБ |
![]() | 26.87 КБ |
![]() | 90.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Некоторые из них:
- Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.
- Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.
- Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребёнка.
- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
- Позы учащихся. В начальной школе учителя следят за осанкой и правильным положением ребёнка за партой во время письма или чтения.
- Беседы о здоровье. На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.
- Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищённости, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
- Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно обеспечить без участия родителей. Именно они следят за соблюдением режима дня, питания, физическими нагрузками ребёнка.
Этап | Образова- тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов беседа Группа наглядных методов раздаточный материал Группа практических методов самостоятельная работа Внешний контроль Самоконтроль | На столах у вас лежат рабочие листы, посмотрите на них. Достаньте всё содержимое из конверта. - Итак, какую группу растений мы с вами сегодня изучаем? - Прикрепите карточку по середине со словом «Деревья» Теперь мы с вами знаем, что деревья бывают лиственные и хвойные. Старичок - Лесовичок собрал опавшие листочки, давайте рассмотрим их. - У каждого листочка есть свой номер, возьмите листочек № 1, рассмотрите его? -Определите, с какого дерева этот лист? - К какой группе деревьев относится береза? -Прикрепите листик в нужную колонку и прикрепите название дерева. В корзинке у вас лежат настоящие листики, найдите и определите лист березы. Рассмотрите его. - Давайте сейчас немного отдохнем | Прикрепляют карточки Рассматривают -Береза -Лиственные деревья Рассматривают лист | П: сравнивать объекты окружающего устанавливать аналогии; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | |
Физкультминутка (1 мин) Елочки зеленые на ветру качаются (качают из стороны в строну руками) На ветру качаются (качают из стороны в строну руками, кистями потрясли) Низко наклоняются (выполняют наклоны) Сколько елочек зеленых, столько сделайте прыжков ( прыгают по количеству елочек) Приседайте столько раз, сколько веточек у нас (приседают по количеству листиков) Ох и острые иголки у красивой нашей елке.(присели за парты) |
Фрагмент урока окружающего мира
Фрагмент урока математики
УМК «Школа России» Тема урока: «Повторение .Роль глаголов в языке»
Фрагмент урока математики
УМК «Школа России» Тема урока: Числовые выражения
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе — это система психолого-педагогических методик и приёмов, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроках.
Некоторые преимущества использования игровых технологий:
- учёт возрастных психологических особенностей школьников;
- формирование мотивационной сферы учащихся;
- повышение интереса к предмету и расширение кругозора детей;
- вовлечение всех учащихся в учебный процесс;
- облегчение решения учебной задачи;
- практическое закрепление полученных знаний;
- обеспечение свободного обмена мнениями;
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- раскрытие креативных способностей учащихся;
- формирование навыка совместной деятельности;
- дифференцированный подход к оценке учебных компетенций учеников;
- проведение уроков в нетрадиционной форме;
- организация процесса обучения в форме состязания.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Продумывать проведение игр необходимо ещё на этапе разработки учебного плана в начале года. Такая деятельность должна занимать не менее 20% всего учебного времени. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Фрагмент урока по математике
УМК «Школа России» Тема : «Проверка сложения»
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа. Практический: выполнение задания Самоконтроль с образцом | - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в терем Деда Мороза. - Но, чтобы добраться до этого терема, нам необходимо выполнить задания, которые принес нам Снеговик Почтовик, помощник Деда Мороза. - За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать елочный шарик - А вот и первое задание от нашего друга Снеговика Почтовика. Письмо: Здравствуйте ребята! Первое задание решить пример и проверить его. 27+3, 4+56, 20+68, 35+40 - Давайте вспомним как называются компоненты действия сложения? -Молодцы ребята верно. -Запишите примеры в тетрадь и решите их. -У всех получилось так же как на доске? -Посмотрите ребята все ли мы выполнили в письме? -Что мы не сделали? | Один из учеников читает письмо Одтн ученик решает примеры у доски -Слогаемое, слагаемое и сумма -Да -Нет -Не проверили | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение контролировать действие партнера Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; | Слайд 1 – терем Деда Мороза Слайд 2 – Снеговик Почтовик Слайд 3- Снеговик с карточкой |
Постановка учебной задачи (4 -5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. | -Как проверить? - Какая тема нашего урока? -Молодцы ребята | -Незнаем -Проверка сложения | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа. Практический: выполнение задания в тетради Наглядный: изображение на слайде Приёмы: наблюдение, анализ информации. | - Давайте посмотрим, что нам приготовил снеговик еще. Письмо: - Дорогой друг! В следующем задании тебе нужно получить НОВОЕ ЗНАНИЕ. Решите примеры и найдите правило проверки сложения. 42+7, 49-7, 49-42 - Запишите примеры в тетрадь и решите их. - Все решили? У всех как на доске? -Молодцы ребята. -Посмотрите на эти примеры, что здесь одинакового? - Кто попробует сформулировать правило? -Молодцы ребята! -Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое. | Ученик читает письмо, решают возле доски и в тетрадях примеры -Да Дети рассуждают - Сложение можно проверить вычитанием | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: создают алгоритм деятельности. | Слайд 4 |
Фрагмент урока литературного чтения
УМК «Школа России», Тема :«И в шутку и всерьёз»
III. Постановка учебной задачи | Практический: работа с карточками Словесный: беседа | - Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет в группах разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с этим шифром, на ней написаны буквы английского и русского алфавита. Но помните, что некоторые буквы похожи в обоих алфавитах, поэтому вам нужно быть очень внимательными. Ваша задача найти буквы русского алфавита и прочитать зашифрованное слово. Карточка RИWXZB GШIUУRWQTKLJУ VИX ZRYBCLJGEPSQWЬЁJNVЗFS - Итак, что же у нас получилось? - Правильно, это название нового раздела и тема нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете? И может ли такое быть? - А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | Разгадывают шифр - У нас получилось «И в шутку и всерьёз». - Мы будем говорить и изучать произведения, которые автор писал серьёзно, но в них есть шутки. Я думаю может. - Юмористические произведения. - Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения. |
Фрагмент урока русского языка
УМК «Школа России» Тема: Части речи
Актуализация знаний | -Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство. Наша задача распутать очень важное дело. Для этого нам нужно пройти немало заданий. Требования нашего агентства очень просты – быть активным, внимательным, не мешать другому, соблюдать тишину, а так же помогать своему товарищу. – Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). --Правильно, и мы с вами будем вести расследование. А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (Словарь ) Анжелика ,помоги, нам разобраться, кто такой детектив?. 1) Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. -Какими качествами должны обладать детективы? (Быть внимательными, уметь все видеть и слышать) - Вы готовы к работе? Тогда начнём! |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
ИКТ-технологии в начальной школе в рамках ФГОС подразумевают пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания.
Основные направления использования ИКТ в начальной школе:
- Использование в качестве дидактического средства обучения. Создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование интернет-ресурсов.
- Проведение уроков с использованием ИКТ. Применение технологий на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями.
- Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Некоторые возможности ИКТ в начальной школе:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.), для контроля учащихся.
Фрагмент урока Окружающего мира
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф:индивидуальная М:беседа П:практическое задание Внешний контроль | Открывает на компьютере и выводит на экран задания с сайта Учи.ру. hometasks/new | Выполняют задания |
Фрагмент урока математики
УМК «Школа России» Тем: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ, УСТНЫЕ ПРИЁМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
Фрагмент урока Русского языка
УМК «Школа России» Тема: «Однокоренные слова»
Рефлеския деятельности | Ребята что вам понравилось на уроке? Что было трудным? Запишите Домашнее задание: Выполнить задание на сайте учи.ру Урок наш окончен Спасибо! |
Предварительный просмотр:
Проектная технология на уроках в начальной школе
Проектная технология на уроках в начальной школе — это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Некоторые особенности использования проектной технологии на уроках в начальной школе:
- Подготовка материально-технической базы. Необходимо обеспечить учебно-методическое оснащение и доступ к информационным ресурсам.
- Подготовительная работа с учащимися. Её можно проводить при помощи творческих заданий на разных этапах урока.
- Последовательность приобщения к проектной деятельности. От недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
- Выбор тем проектов. В одних случаях инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы.
Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя. К тому же организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:
- Проекты должны быть посильны ребёнку.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
- Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на этапах работы над проектом.
- Учитель должен правильно организовать проектную деятельность так чтобы она превратилась в деловую игру.
По продолжительности эти проекты могут быть:
1) Мини-проект - в один урок и работа ведётся в группах.
2) Краткосрочный проект – 4 - 6 уроков. Участникам проектных групп требуется время на сбор информации, получения продукта проекта и подготовке презентации. Работу начинают в классе, продолжают во внеклассной деятельности и дома.
3) Недельный проект выполняется в группах и индивидуально в ходе проектной недели.
4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Выполняется во внеурочное время.
Использование проектной технологии способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантност
Фрагмент урока Технологии
УМК «Школа России» Тема: «Современная игрушка»
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | - Давайте посмотрим этапы работы над проектом. –проблема -планирование -поиск информации -продукт -презентация С чего начнем? Как мы будем работать? и т.д.
|
Работа в группах по 5 чел.: Распределение ролей, повторение правил работы в группе. Выбор эксперта в каждой группе. Учащиеся формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачи, убеждаются в необходимости получения знаний. Совместно с учителем составляется план работы по создании глиняной игрушки и записывается на доске. | |||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | - Итак, какой следующий шаг мы должны сделать? Как вы думаете, что нам нужно узнать о правилах изготовления игрушки, чтобы разработать свою современную игрушку? А чтобы достигнуть поставленной цели и работа была плодотворной. Необходимо внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания.
Учитель: С каким периодом в истории у вас ассоциируется слово промысел? Самые древние промыслы появились в России в средние века. Там где люди нашли глину и научились делать не только посуду, но и игрушки. Учитель: -Для кого делались игрушки? Это были игрушки для своих детей и для обмена на разные товары на осенних и весенних ярмарках. У вас на столах карточки с изображением разных промыслов игрушки. Внимательно рассмотрите и попробуйте определить род деятельности ремесленников. Я думаю, что это вам не составит особого труда т.к. на них изображены конкретные промыслы игрушек. Придумать и слепить и расписать игрушку могли многие, но успех тех у кого получалось наряднее, веселее, изящнее и лег в основу создания промысла. В какой деревне игрушки были краше – там и спрос на товар был больше. А со временем отточив мастерство и сохранив самые лучшие находки и способы лепки и росписи мастера стали продавать игрушки и за пределами своего села. Стали мастера учить своему ремеслу других – вот и родился промысел. Давайте обратимся к словарю и посмотрим толкование новых для нас терминов. Вы уже заметили, рассматривая игрушки разных промыслов, что композиция и роспись состояли из самых простых элементов – круг, точка, черточка, полосочка, квадратик. Да и цвет у каждого промысла любимый свой. Слайд 1 Солярные знаки Слайд 2 Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Слайд 3 орнаменты (фрагменты) цвет тоже имеет символическое значение. использовали семь основных цветов . Слайд 4 Полкан, Барыня, Водоноска Вопрос:Вспомните и перечислите где еще можно видеть игрушки.? Учитель: Мы узнали основные признаки, важные для составления новой своей игрушки. Сегодня на уроке мы будем создавать проект современной игрушки с учетом правил мастеров народных промыслов нашей страны. Давайте сформулируем по каким признакам (критериям) мы будем оценивать игрушки, которые у нас получатся?
| Узнать историю возникновения, развития и особенности каждого промысла?
- ДПИ России. - Учащиеся рассматривают слайд с изображением дымковской, филимоновской,каргопольской игрушки.
Работа в группах: на столах карточки с изображением разных промыслов глиняной игрушки. Учащиеся определяют род деятельности мастера (гончары, составители узоров и росписи)
Работа в группах со словарем. Определяют значение слов: цвет, форма, древние солярные знаки,печь, лепные детали, последовательность.
Рассматривают лепные детали (оборки, воланы, косички, жгутики). Основные элементы, форма игрушки. Работа в парах: поисковое чтение (Работа с информационным текстом учебника (стр.66-75).Подписывают названия лепных деталей. Названия игрушек. Рассматривают значение цвета в узорах.
Работа в парах: Определяют символическое значение цвета в росписи игрушек разных промыслов. Значение солярных знаков.
Ученики отвечают на поставленные вопросы Варианты: Солнце, вода, земля, и т.д.
Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, образцы для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в группах. Мозговой штурм: согласование критериев оценки итогового продукта. Запись на доске: - композиция - оригинальность замысла -разнообразие нарисованных объектов -соответствие темы -цветовое решение -знание символики |
|
Фрагмент урока русского языка
УМК «Школа России», Тема: «Состав слова»
Самостоятельная работа с самопроверкой | Групповая работа (у каждой группы свое задание) -Вспомните правила работы в группах. -Чтобы узнать, с каким корнем вы будете составлять «свою семью», отгадайте ребус. - На ваших столах лежат листы с нарисованными деревьями, а рядом лежат листочки. Каждая группа запишет слова на листочках и прикрепит их к дереву. ( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) -Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? - Как можно еще доработать проект? (методы контроля и самоконтроля) | Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности. Дети выбирают форму работы, составляют семью родственных слов. Приводят примеры.( Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно) Вспоминают изученные орфограммы, пользуются орфографическим словарем. |
Фрагмент урока окружающего мира
УМК «Школа России», Тема: «Красная книга или возьмём под защиту»
Постановка учебной задачи | —Проблема эта очень важная. А вы хотели бы получить больше информации по этой проблеме и внести свой вклад в защиту природы нашего края? Что для этого можем сделать мы? Назовите тему урока. Цели: обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе; закрепить правила поведения в природе; создать свою Красную книгу. (Слайд 13) — Готовясь к уроку-проекту, мы разделились на группы. Группы представьтесь и озвучьте цель, которую перед собой поставили. (Слайд 14) 1гр. (историки) – узнать историю создания Красной книги; 2гр. (краеведы) – подготовить сведения о Красной книге Алтайского края; 3гр. (зоологи) – проанализировать способы расположения животных в Красной книге, собрать материал о редких и исчезающих животных; 4гр. (экологи) – выработать правила поведения в природе и нарисовать к ним экологические знаки. |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления в начальной школе
Технология развития критического мышления в начальной школе — это интерактивная технология, направленная на развитие навыков анализа, оценки и принятия обоснованных решений на основе объективного рассмотрения фактов и аргументов.
Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока:
- Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации).
- Осмысление содержания (получение новой информации).
- Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Примеры использования технологии на уроках в начальной школе:
- Урок чтения и адаптации текста. Учитель предлагает детям адаптированный текст из детской литературы и задаёт вопросы, способствующие критическому мышлению.
- Урок математики и логики. На уроке используются задачи, требующие применения критического мышления.
- Урок искусства. Учитель проводит анализ и обсуждение произведений искусства, с помощью которых дети развивают своё критическое мышление. 1
- Урок научного исследования. На уроках дети проводят простые эксперименты и анализируют результаты.
- Уроки социальных навыков и эмоционального интеллекта. Учитель задаёт ситуационные вопросы, требующие от детей мыслить критически и применять свои социальные и эмоциональные навыки.