ПК 4.4.
учебно-методический материал

Гетманская Ксения Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» « РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ » Курсовая работа Выполнила: Гетманская К.Д., студентка группы 301НК, специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Андреева Т.С.., Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Высшей квалификационной категории Челябинск, 2024 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования Согласно документу « Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» , важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины

Слайд 3

Цель, объект и предмет исследования Цель исследования: изучить и описать методику развития патриотических качеств у младших школьников посредством музейной педагогики. Объект исследования: процесс развития патриотических качеств у младших школьников. Предмет исследования: развитие патриотических качеств у младших школьников средствами музейной педагогики.

Слайд 4

Задачи и методы исследования Задачи исследования: Рассмотреть сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе. Определить возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников. Рассмотреть музейную педагогику как метод развития патриотических качеств у младших школьников. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития патриотических качеств у младших школьников. Сделать выводы по исследованию. Методы исследования: поиск, отбор информации, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, структурирование и обобщение.

Слайд 5

Основные понятия Рассмотрены точки зрения таких исследователей и педагогов, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов А.Г. Агапова, В.И Лутовинов , Я.В Макарчук, и др. ‏ Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов Музейная педагогика – это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям. Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Слайд 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: Сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников в контексте ФГОС начального общего образования Современные методы и средства развития патриотических качеств у младших школьников

Слайд 7

1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе Формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа; Задачи Патриотического воспитание Формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем Формирование ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству Создание условий для успешной социализации школьников

Слайд 8

1.2 Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО в младшем школьном возрасте осуществляется процесс формирования основ патриотизма, то есть первоначальных и элементарных представлений и знаний о своей стране и «малой» Родине; работа по формированию основ патриотизма должна осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников (эмоциональность, активность); патриотическое воспитание должно осуществляться на основе системно-деятельностного подхода, направленного на формирование всех компонентов патриотизма младших школьников (когнитивный, эмоциональный, деятельностный).

Слайд 9

1.3 Методы и средства развития патриотических качеств у младших школьников Методы формирования патриотического сознания, его взглядов и оценок организации деятельности, навыки патриотического поведения стимулирования патриотической активности и образ действий, поведение

Слайд 10

1.3 Методы и средства развития патриотических качеств у младших школьников Предметы « Русский язык » даёт возможность сформировать у обучающихся знание и суждение о языке, его культуре, богатстве и особенностях. « Литературное чтение » обучающиеся учатся не только читать, но и приобщаются к великой русской литературе, изучают произведения о Родине, природе, героях, знакомятся с понятиями добра и зла. «Окружающий мир» открывает перед обучающимися двери в огромный и разнообразный мир природы России. Происходит знакомство с символикой нашего государства, с городами России и традициями русского народа, и традициями народов России. «Иностранный язык» «Физическая культура»

Слайд 11

Музейная педагогика как метод развития патриотических качеств у младших школьников Методические основы применения средств музейной педагогики в развитии патриотических качеств у младших школьников Диагностический инструментарий определения уровня развития патриотических качеств у младших школьников Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Рассмотрены точки зрения педагогов и исследователей: А. Д. Балакирева, В. М. Воронович, Б. Столярова, Г. Фройденталя и др. РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ:

Слайд 12

Музейная педагогика как средство развития патриотических качеств у младших школьников Цель музейной педагогики заключается в создании условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея Ролевая игра Беседа Прием ознакомления обучающихся с бесценными документами Устный журнал Прием диалога Прием «последействия» Игры-путешествия Праздник

Слайд 13

Методические основы применения средств музейной педагогики в развитии патриотических качеств у младших школьников Требования к проведению учебных занятий с применением музейной педагогики: 1) каждое занятие должно иметь конкретную (дидактическую, воспитательную, развивающую) задачи; 2) учитель и дети должны осознавать, что учебное занятие – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; 3) проводить учебное занятие нужно после предварительной подготовки и когда дети не устали и готовы к восприятию; 4) отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; 5) итогом учебного занятия должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Слайд 14

Диагностический инструментарий определения уровня развития патриотических качеств у младших школьников Методика Т.М. Маслова «Я – патриот» Диагностика М. И. Шиловой для изучения воспитанности обучающихся. Показатели уровня сформированности патриотического воспитания: Забота о своей школе Отношение к родной природе Гордость за свою страну

Слайд 15

Заключение Перспектива развития темы в выпускной квалификационной работе: исследовать уровень сформированности патриотических качеств у младших школьников, разработать блок тематических мероприятий с применением музейной педагогики, апробировать и доказать их эффективность в развитии патриотических качеств у обучающихся второго класса . Музейная педагогика создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены .

Слайд 16

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Формирование социальной активности в процессе волонтерской деятельности» педагога Клюевой Ольги Валерьевны г. Челябинск

В данной статье дано теоретическое обоснование формирования социальной активности через призму волонтерской деятельности, что является актуальной и современно подходящей темой для исследования. Автор, педагог Клюева Ольга Валерьевна, акцентирует внимание на значимости волонтерства как способа вовлечения молодежи в социальные процессы, подчеркивая его влияние на личностное и социальное развитие индивидов.

Статья демонстрирует глубокое понимание не только концептуальных основ социальной активности, но и практических аспектов, связанных с волонтерством. Клюева приводит примеры успешных программ и инициатив, реализуемых в Челябинске, что позволяет читателю оценить реальный вклад волонтерской работы в формирование активной гражданской позиции молодежи. Также автором научной публикации установлено, что Участие молодежи в добровольческом движении должно рассматриваться, как системообразующий элемент формирования гражданской общественной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности подрастающего поколения. Формирование волонтерских качеств в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является приоритетным направлением социальной и молодежной политики государства.

Также стоит отметить, что автором проведено углубленное исследование волонтерства как средство формирования позитивных социальных навыков, таких как коммуникация, работа в команде и лидерство. Эти навыки становятся неотъемлемой частью современного общества и способствуют развитию активной жизненной позиции у молодежи.

Довольно интересным предоставляется вывод о том, что сущность волонтерства заключается не только в изменении мира, но и в изменении личности. Дети, которые благородно занимаются добрыми делами, чтобы помогать ближним, открывают в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он требуется окружающим. Занимаясь поиском путей решения проблем, у волонтера формируется ответственность, приобретается способность к мобильности, ребята становятся активными, потому что в подростковом возрасте формируются нравственные представления мировоззренческого уровня и способность осуществлять нравственный выбор.

В целом, работа Клюевой Ольги Валерьевны представляет собой качественный вклад в изучение волонтерской деятельности как механизма социальной активности, и может быть рекомендована как для образовательных учреждений, так и для организаций, работающих в сфере молодежной политики.

В заключении данной работы автор пришла к выводу о том, что социальная активность может быть реализована обучающимися посредством участия в волонтерской деятельности. Она предоставляет возможность удовлетворить личностные потребности и интересы подростков, способствует формированию их социальной активности, опыта, статуса. Участие подростков в волонтерских организациях воздействует на развитие социальной активности, что благотворно влияет на личностный рост подростков и на развитие общества в целом.

Научная статья Клюевой Ольги Валерьевны «Формирование социальной активности в процессе волонтерской деятельности» полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Гетманская К. Д. 401 НК Челябинский педагогический колледж № 1