Главные вкладки
ПК 4.3.
учебно-методический материал (3 класс)
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
![]() | 25.53 КБ |
![]() | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в начальной школе Авторы технологии информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) — М. В. Моисеева, Е. С. Полат и М. В. Бухаркина.
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Цели использования ИКТ в начальной школе
Цели использование ИКТ на различных уроках в начальной школе :
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания
Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей
Сегодня в традиционную схему “учитель—ученик—учебник” вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ИКТ учителю?
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
- На уроках, в зависимости от его целей, используем разнообразные дидактические средства обучения: использование электронно-образовательных ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках.
Использование ИКТ при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.
Использование ИКТ на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).
Использование ИКТ для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.
Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминание
Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:
- они повышают информационную насыщенность урока
- подача материала за счёт звука и движения становится наглядной
- его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей
- за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивнооборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: монолог. | Любим мы урок труда. Без труда мы никуда. Режем, клеим, мастерим, В жизни всё уметь хотим! - Ребята, человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок! - Но прежде, чем приступить к работе, повторим правила рабочего человека. 1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. 2. Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе, и их удобно было брать. 3. Во время работы соблюдайте порядок на рабочем месте. 4. Не забывайте об осанке, держите спину прямо. 5. При окончании работы убери свое рабочее место. | Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. Учащиеся называют правила. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: подводящий диалог; Практический: постановка вопросов. Наглядный: презентация Словесный: подводящий диалог; Наглядный: презентация | – Сейчас мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма по одноименному стихотворению К.И. Чуковского. (Показывает мультфильм). - Про какое дерево шла речь в мультфильме? -Что значит чудо? Давайте посмотрим, что это слово обозначает в словаре С. И. Ожегова. - Как вы себе представляете такое дерево? -Можно ли такое дерево увидеть в природе? - Ребята, давайте проверим ваши предположения. А для этого отправимся в царство деревьев и посмотрим на некоторые из них. Кигелия – колбасное дерево. Плоды не съедобны и по форме напоминают колбаски, из них делают украшения. Фикус бенгальский – дерево-лес. На самом деле это одно дерево. У него мощные ветки, для поддержки которых отрастают побеги, образуя мощные колонны-стволы. Дерево «колодец» - это дерево можно увидеть в засушливых районах острова Мадагаскар. У этого невысокого дерева (4 м) нет ветвей, а огромные листья растут из ствола. 7 метров. В середине трубочки находится чистая и прохладная вода.
| Просматривают фильм. «Чудо-дерево» Волшебство, что-то необычное. Работают со словарями Чудо - нечто небывалое, нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. На дереве растет что-то необычное. Нет. Просматривают слайды презентации о необычных деревьях. | Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия; Р: осуществлять само- и взаимопроверку; К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы; |
Фрагмент урока технологии
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в начальной школе. И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Интересные уроки в начальной школе это стремление всех учителей работающих на данной ступени обучения ребят. Образование в начальной школе - фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то и в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ребята показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет очень неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.
Цель игровых технологий в начальной школе
Игровая технология в начальной школе
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе - мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.
Второй целью игры можно назвать - укрепление физического и
психологического здоровья учащихся.
Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать
следующие задачи:
Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время
учебного процесса
• Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
• Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
Большинство учителей, работающих с ребятами 6 - 10 лет, считает, что игровая технология в начальной школе может и должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса для ребят младшего возраста.
3. Виды игровых технологий
• обучающие.
• развивающие,
• репродуктивные,
• диагностические
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:
- Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.
- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.
Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята).
Для совершенствования учебного процесса в начальной школе, на любом уроке из предметов начального курса образования, могут использоваться два основных метода: ролевые игры на уроке,
- соревнования.
Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра может и должна стать частью урока.
Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят, не делая исключения ,тогда можно надеяться, что учителю удастся достичь хороших результатов.
Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые игры и различного рода соревнования. Желательно, чтобы такая деятельность занимала не менее 20% всего учебного времени. Результат не замедлит сказаться, у ребят начнут проявляться такие качества, как - прочное усвоение знаний и будет лучше формироваться мотивация к дальнейшему обучению в школе.
5.Обобщение и систематизация знаний (7 мин) | Организует работу в группах. Сегодня, мы с вами, будем работать в группах, но прежде всего, давайте повторим «Правила работы в группах»? слайд № 3 Молодцы, я надеюсь вы будете придерживаться этих правил. Ну а теперь начинаем играть, а правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. Выберете капитана. Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы. (Приложение 1) Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одним из трех цветов: «зелёный» - отлично, здорово, «жёлтый»- хорошо, «красный» - можно лучше. ( Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске) - Итак ребята, мы сказали что тема нашего урока это литературная сказка, а что такое сказка вообще? Задание № 1. (слайд №4) Работа со словарём (Ожегова, Сказка это…… (слайд «Сказка-……) | Отвечают на вопросы. Работают в группах. Работа со словарём | Знать пройденный материал. | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача |
Фрагмент урока литературного чтения
Фрагмент урока по математике
УМК «Школа России» Тема : «Проверка сложения»
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа. Практический: выполнение задания Самоконтроль с образцом | - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в терем Деда Мороза. - Но, чтобы добраться до этого терема, нам необходимо выполнить задания, которые принес нам Снеговик Почтовик, помощник Деда Мороза. - За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать елочный шарик - А вот и первое задание от нашего друга Снеговика Почтовика. Письмо: Здравствуйте ребята! Первое задание решить пример и проверить его. 27+3, 4+56, 20+68, 35+40 - Давайте вспомним как называются компоненты действия сложения? -Молодцы ребята верно. -Запишите примеры в тетрадь и решите их. -У всех получилось так же как на доске? -Посмотрите ребята все ли мы выполнили в письме? -Что мы не сделали? | Один из учеников читает письмо Одтн ученик решает примеры у доски -Слогаемое, слагаемое и сумма -Да -Нет -Не проверили | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение контролировать действие партнера Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; | Слайд 1 – терем Деда Мороза Слайд 2 – Снеговик Почтовик Слайд 3- Снеговик с карточкой |
Постановка учебной задачи (4 -5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. | -Как проверить? - Какая тема нашего урока? -Молодцы ребята | -Незнаем -Проверка сложения | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа. Практический: выполнение задания в тетради Наглядный: изображение на слайде Приёмы: наблюдение, анализ информации. | - Давайте посмотрим, что нам приготовил снеговик еще. Письмо: - Дорогой друг! В следующем задании тебе нужно получить НОВОЕ ЗНАНИЕ. Решите примеры и найдите правило проверки сложения. 42+7, 49-7, 49-42 - Запишите примеры в тетрадь и решите их. - Все решили? У всех как на доске? -Молодцы ребята. -Посмотрите на эти примеры, что здесь одинакового? - Кто попробует сформулировать правило? -Молодцы ребята! -Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое. | Ученик читает письмо, решают возле доски и в тетрадях примеры -Да Дети рассуждают - Сложение можно проверить вычитанием | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: создают алгоритм деятельности. | Слайд 4 |
Фрагмент урока литературного чтения
III. Постановка учебной задачи | Практический: работа с карточками Словесный: беседа | - Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет в группах разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с этим шифром, на ней написаны буквы английского и русского алфавита. Но помните, что некоторые буквы похожи в обоих алфавитах, поэтому вам нужно быть очень внимательными. Ваша задача найти буквы русского алфавита и прочитать зашифрованное слово. Карточка RИWXZB GШIUУRWQTKLJУ VИX ZRYBCLJGEPSQWЬЁJNVЗFS - Итак, что же у нас получилось? - Правильно, это название нового раздела и тема нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете? И может ли такое быть? - А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | Разгадывают шифр - У нас получилось «И в шутку и всерьёз». - Мы будем говорить и изучать произведения, которые автор писал серьёзно, но в них есть шутки. Я думаю может. - Юмористические произведения. - Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения. |
УМК «Школа России», Тема :«И в шутку и всерьёз»
Фрагмент урока русского языка
УМК «Школа России» Тема: Части речи
Актуализация знаний | -Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство. Наша задача распутать очень важное дело. Для этого нам нужно пройти немало заданий. Требования нашего агентства очень просты – быть активным, внимательным, не мешать другому, соблюдать тишину, а так же помогать своему товарищу. – Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). --Правильно, и мы с вами будем вести расследование. А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (Словарь ) Анжелика ,помоги, нам разобраться, кто такой детектив?. 1) Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. -Какими качествами должны обладать детективы? (Быть внимательными, уметь все видеть и слышать) - Вы готовы к работе? Тогда начнём! |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения.
Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палата, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.
Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.
Цели и задачи
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.
Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют цели проектного обучения:
- Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
- Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
- Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.
- Особенности технологии проектного обучения.
- Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.
- Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)
- Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.
- Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения ( в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)
- Классификация типов проектов.
- В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.
- По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.
- По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.
- По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.
- По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
- Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.
- В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.
- Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.
- Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.
- Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.
Изучение нового материала | I. Основные понятия, которые использовали на уроке:
Что бы наш проект стал исследовательской работой нам необходимо провести исследования по теме проекта. Ознакомьтесь с практической частью нашей работы и попробуйте сформулировать гипотезу «Растения, которые образуются в результате вегетативного размножения, развиваются быстрее, что определяет значение данного вида размножения в природе». II. Практическая работа № 1 (приложение 4). Техника безопасности (приложение 5). Читает один из учеников. III. Закладка опыта «Сравнение скорости развития растений, выращиваемых из семян и после черенкования, на примере Герани комнатной» (приложение 6). | Определение основных понятий.
Слушают учителя.
Предложения по формулированию гипотезы работы.
Выполнение практической работы. Изучение техники безопасности. Закладка опыта по инструкции. Убирают рабочие места. | Личностные. Эстетическая оценка своих действий. Регулятивные. 1.Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. 2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3.Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные общеучебные. 1.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2.Смысловое чтение. Коммуникативные. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2.Контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Работа по плану, поиск решения. Самостоятельное выполнение практической работы, уборка рабочего места. Наблюдение за результатом работы. Работа в группе. | Тетрадь,учебник |
Фрагмент урока технологии
IV.Создание презентации. Осуществление деятельности по решению проблемы и самостоятельная работа с проверкой по эталону(15 мин) Цель: - Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы к заданному ;-формировать умение использовать информацию | Выполняют каждое задание, совещаются, помогают друг другу. | Организует групповую работу. | - Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своего проекта Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой. Задание №1 (прил.1) Выбрать Задание №2 (прил.2) Попробовать себя в роли поэтов и сочинить стихотворение. В этой работе вам поможет Весенний словарь. Задание №3 (прил.3) Решить кроссворд, основанный на изученных вами произведениях. Если решите правильно, то по вертикали выйдет слово-секрет. Задание №4 У вас на партах лежат листы А3. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими весенними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года. Весна”. |
Фрагмент занятия по проектной работе « В мире кукол » 4 кл