МО
презентация к уроку

Александра Павловна Антошина

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ НА ТЕМУ:

 «Составление плана конспекта урока в соответствии с ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

Никифорова А.П.

Изменения во ФГОС в 2022 году

  • В новых ФГОС конкретизированы требования к каждой дисциплине: теперь есть перечень навыков и знаний, которыми должен обладать школьник. Также больше внимания уделено интернет-источникам, которые можно использовать в образовательном процессе.
  • Согласно ФГОС школьники должны уметь пользоваться современными технологиями, а образовательная среда — выстроена таким образом, чтобы оказывать им содействие. В том числе и в процессе выполнения проектов.
  • Теперь проектное обучение должно происходить на всех уровнях, чтобы к моменту создания итогового проекта в старших классах дети имели опыт и навыки для самостоятельной работы. 
  • Изменения коснулись и младшей школы: в программу начальных классов добавлены предметы, которые позволят ученикам приобрести навыки планирования финансов. Такие модули включены в уроки математики и окружающего мира.
  • В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
  • - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • - построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Технологическая карта позволит учителю

-реализовать планируемые результаты ФГОС третьего поколения;

-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

-на практике реализовать межпредметные связи;

-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Структура технологической  карты

1. Общие сведения об уроке:

название темы с указанием часов, отведенных на изучение;

цель освоения учебного содержания и планируемые результаты;

метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);

 основные понятия темы.

2. Организационно-деятельностный блок:

определяется цель и прогнозируемый результат;

задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения;

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

3. Дополнительные материалы.

тесты;

решение задач;

схемы или таблицы.

Этапы, которые должны быть отражены

в технологической карте

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Ознакомление с новым материалом.

Первичная проверка изученного материала.

Закрепление.

Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.

Обобщение и систематизация.

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Алгоритм составления технологической карты

1. Определить и сформулировать:

тему урока;

место темы в учебном курсе;

ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

 2. Сформулировать и обозначить:

 целевую установку урока,

обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение материала;

применение знаний в знакомой ситуации;

применение знаний в новой ситуации;

творческий подход к знаниям.

 4.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

творческие задания.

5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

 6. Подготовить оборудование для урока:

составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.;

продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 7. Продумать домашнее задание:

содержательную часть;

рекомендации по его выполнению.

Рекомендации по разработке технологической карты

1. Записать общие сведения:

Предмет: 

Тема урока:

Тип урока: 

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит её использование во время занятия.

3. Можно добавить графы:

  • время;
  • использование ИКТ;
  • способ промежуточного контроля и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока:

способствовать формированию (развитию или воспитанию);

создать условия для формирования (развития или воспитания).

7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.

8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.

Специальные программы содержат:

рабочую программу по определенному предмету;

описание всех УУД;

описание планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСК

693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел./факс (4242) 55-61-20

E-mail: school-skosh@yuzhno-sakh.ru

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ НА ТЕМУ:

 «ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ»

Подготовила:

учитель начальных классов

Никифорова А.П.

Южно-Сахалинск

2021 г.

Как добиться беглости, правильности, осознанности и выразительности чтения.

Словосочетание «навык чтения» охватывает сложный комплекс умений и навыков. Это и умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного), способ чтения (по буквам, по слогам, словам и по слогам, словами), умение правильно читать (без технических ошибок и искажений), выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержания текста, темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется у ребенка, отрабатывается как умение, а за тем посредством различных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребенок научился читать без напряжения.

Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежной средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходиться сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственно отношения к прочитанному.

Выразительность – правильное, осмысленное, эмоциональное чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи, паузы, логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживается общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становиться основой для выразительного чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становиться средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работая над всеми четырьмя навыками чтения.

Работа в классах коррекционной школы сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Стала искать такие приемы, методы и технологии обучения, используя которые, можно добиться хороших результатов и увлечь детей. Выбрала более эффективные и приемлемые методы и приемы, систематизировала их и стала использовать в своей работе.

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику «Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставиться «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что пред вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубоки вдох постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончиться воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорке (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка….(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения (в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: «Во поле берза стояла».

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук М.

Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.

Звукопроизношение.

Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и новаторской практике можно встретить примеры каждого их них. Однако, наиболее распространенным является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. В своей работе я использовала его тоже.

Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребенок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Упражнения данного типа являются продолжением упражнений на развитие речевого аппарата ребенок и напрямую связан с ними. На уроках чтения я использовала упражнения на артикуляцию звуков и их сочетаний, скороговорки. Они заменяют орг.момент на уроке и помогают исправить практически любые дефекты речи, в т.ч. и такие сложные как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшают дикцию и тембр голоса. Ребята выплескивают в скороговорке лишние эмоции и настраиваются на работу. Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишут на доске или на карточках, также в работе использую различные буквенные и слоговые таблицы. Еще применяю игры на выделение и распознавание звуков. Например: мы «заселяли» гласные и согласные буквы при их изучении по своим «квартирам»; отыскивали буквы, обозначающие определенный звук, и селили их в нужную «квартиру». Подобные игры очень нравились детям и вызывали у них познавательный интерес, а интерес, как известно. Способствует более прочному и долгому запоминанию. При их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивают возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении. Привожу примеры некоторых из них:

«А –а –а!» - плачет ребенок;

«У – у – у!» - воет волк, гудит паровоз;

«Р – р – р!» - рычит собака;

«З – з – з!» - звенит комар;

«Пять слов»

Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называю на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

«Запрещенный звук»

Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названый учителем звук.

«Звук заблудился»

Учитель читает стихотворный текст. В каком – то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в свое слово.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв. Затрудняется в из распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке имеются игры, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать ее конфигурацию.

«Найди лишнюю букву»

На доске записывается несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырех букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой. По вызову учителя ученик выходит к доске, анализируя буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит ее кружочком.

«Полубуковка»

Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.

«Не проморгай»

Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определенная буква.

Овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Для этого существует много приемов и способов сделать этот процесс более легким и интересным.

Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения использую игровой материал.

«Последний слог в слове за тобой»

Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко..(- ни, - зы, - тик)

 «Эхо»

1. Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Например: школа – шко, дорога – ро.

Одной из важнейших задач является обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог – слияние, дети могут читать любой слог. Помогают в этом слоговые таблицы разных видов. На их основе можно придумать множество заданий, которые помогут научиться не только читать, но и писать под диктовку эти слоги, а за ними и одно - , двух - , трехсложные слова. Также в данной работе я использовала следующие игры:

Особое внимание следует уделить предупреждению трудностей и ошибок при чтении, которые допускают учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, СТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ,ЕЗДР и др. среди типичных ошибок, которые лучше предупредить чтение, можно назвать следующее:

- молоко, отец, мыло, портфель (прочитайте так, как надо записать, а теперь так, как говорят и читают);

- что, конечно, скворечник;

- ошибки, связанные с влиянием на российское произношение белорусского языка; че, ря, ча, стря, ре, встре, три, щи, рябина, щавель, веревка, плащ, белая береза под моим окном (слова, словосочетания, предложения берутся из текста для чтения на уроке);

- чтение и правильное произношение окончаний родительского падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего и др.

Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений я использую слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомится на уроке, слоговые таблицы со сложными буквосочетаниями, чтобы потом, когда учащиеся научаться их хорошо читать, от чтения слогов они могли перейти к чтению слогов и предложений. В методике обучения грамоте существуют разные точки зрения по поводу многоразового чтения одного и тоже текста и чтения множества текстов однократно. Я считаю, что без многоразового чтения не обойтись. При многоразовом чтении ребенок привыкает к графическому облику слов и учатся охватывать все слово. Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях.

«Помоги слову найти последнюю букву»

Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы, а дети соотносят слог и букву.

СЛО З

ГЛА М

СТО К

ГРИ Н

«Составь предложение»

На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляет с ним предложение.

«С кочки на кочку»

Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.

«Договори слово»

Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набираются из слогов из касс букв.

«Найди слог»

Учитель спрашивает: «Какой слог находится между слогами НИ и НЯ?» Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.

«Думай не опаздывай»

К доске выходят два ученика. Первый из них показывает какой – нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (три хлопка в ладоши), должен набрать слоги и буквы, которые могут быть продолжением слова. Класс хором прочитывает названное слово. Еще я использовала дидактические игры и упражнения, способствующие расширению поля зрения, развитию оперативной памяти, совершенствованию навыка распознания букв, слогов, слов.

«Читатель – молния»

На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

«Глаз – фотограф»

На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 секунды и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке. Такие упражнения помогают тренировать память ребенка и подготавливают его к написанию зрительных диктантов.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозиться из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Я использовала следующий вариант проведения этих диктантов: работу над набором начинала на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха». Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести. Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

- запишите предложения в обратном порядке;

- запиши только второе и пятое предложения;

- запишите предложения с третьего по шестое.

Речевые разминки

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4,5, и т.д.). различные варианты расположения на доске способствует тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Блоки прочитываются как отдельными учениками, так и хором.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

(Первая группа блоков)

Аа уа ау иа ея ия ао яя ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах! ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им ИФ их ой!

Ом он ос от ох Ош ушум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз Юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

КА ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

Не ни но ну по ра ре си су та те

То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс…

Ай – ай ей – ей ёк – ёк ой – ой! Во – во!

Га – га – га да – да – да! Эй – эй!

Ну – ну! То – то хе – хе – хе ха – ха – ха – ха!

Ба – ба дя – дя па – па ма – мА

Чтение четырехбуквенных сочетаний слов.

(Вторая группа блоков).

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему зея сею уже зал

Ива тик зим лиф

Тих бия кар лих люк

Ляп миф мул мыс мер

Нас нет нищ нот гну

Бой лом сон ост лот

Мох бош пол юра рек

Оси суп эта тел тот

Эту тыл тз ума муж

Кум рус дух Уфа Уфу

Уха ухе чек чуб шаг

Щти эхо юга ТЮЗ Юму

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков).

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Непр порт корт пунш рижд

Факт финт фунт шурм щедр и р.

Фразы для чтения.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков).

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

Блок блях барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред втуз

Где глуп граф грач гиф

Джаз дни дней дроф дуг ждал

Жрец звон злой знак зной клев

Фразы для чтения.

(Пятая группа блоков).

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт трак Днепр Днестр дрозд

Монстр перст пёрст пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск

Хвост Холмс штамп штурм

Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при прочтении ребята распределяли незнакомее слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учебе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объем зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых еще не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю

Абсурд без фар брикет венки белый бронза верни

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

(Восьмая группа блоков).

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов их двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний

Акция деньжата артистка

Ампула дибазол ассорти

Знание водная вольница

Горячка заморозь епископ

Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.

На небе ни тучи – быть жаре.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

(Девятая группа блоков).

Апрельская Ломоносов полширины

Базальтовый обыкновенная эссенция

Зеркальный падчерица фамилия

Диапозитивы революция энтузиазм

Правильное чтение.

Предпосылкой правильного чтения является внимание к слову и его частям. Для выработки у учащихся внимания я использую следующие виды упражнений:

Чтение слов, различающихся одной буквой (мак – лак – рак), чтение слов, различающихся несколькими буквами (белка – булка – палка – скалка), чтение слов, имеющих общую часть (вода – водный – водяной), чтение слов с разным корнем и одинаковым окончанием (чистота – частота), чтение под счет или на время, жужжащее чтение, чтение слов и предложений – перевертышей, приставление или замена букв в словах, «звуковые близнецы»и др.

Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

Предложенные упражнения можно использовать в групповой работе на уровне, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе ив работе с малыми группами. Педагоги смогут воспользоваться этим заданием в работе с учащимися начальной школы. Задания носят непринужденный характер. Темнее мене, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком. В ряде случаев дети во время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с «окошечком». Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно:

а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога;

б) второй вариант заключается в использовании «окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т.Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанго;

в) третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения «окошечка» по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

Первая группа – упражнения со словами.

1. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот (ецнлос, ансев, цясем)

Это упражнении развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

2. Чтение «зашумленных» словребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из – за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

3. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

4. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько – нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

1. Сильная игровая мотивация;

2. Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

3. Словесно – логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранить их несколько секунд);

4. Распределение внимания у имения выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя);

5. Расширять поля зрения.

5. «Игра в прятки»: Поиск в тексте заданных слов: задаются 1 – 3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Или ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть у учитель, хорошо читающий ученик.

«Загадка» - развитие зрительного восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Необходимо прочитать загадку по мере возрастания цифр, а затем ее отгадать.

7красавец, 4ходит,10И, 11легко, 9 смело, 2копытми, 13раскинув, 3касаясь, 8ходит, 14широко, 1трав, 5По, 12рога.

Филворды – найти в квадрате слова.

Эти упражнения формируют способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивают словесную память.

6. Восполнение пропусков букв в словах «Буквы потерялись»: предъявляется напечатанный тест с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например

Старик, внучка;

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали модно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

3) если тексты с пропущенными буквами вызывают трудности у ребенка, то можно воспользоваться «решеткой». Из листа вырезается решетка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями в 1-2 см. решетка накладывается на текст, скрываю чти слов.

Это упражнение способствует также развитию словесно – зрительной памяти, благодаря остановки из –а пропуска бук возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

7. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на второй. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие о написанию.

для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающими фрагментами. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

8. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово. Или «вторая половинка» - чтение только половины слова (магазин, кровать и т.д.), позволяет акцентировать конец слова, как существенную часть.

Это упражнение:

1. Вносит разнообразие, оживление в процессе чтения;

2. Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;

Развивает произвольное внимание;

4. Способствует развитию глазодвигательной активности.

9. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.

Кроме обще учебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

10. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Это упражнение более сложное, чем предыдущие, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

11.Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел –мель – мыл – мыль – мал – мял;

Мышка – мошка – мишка – миска.

12. чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

13. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев, красное, белое, голубое, черное, желтое.

14. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед прочтением).

Вторая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Опиши предмет (показать и убрать).

2. Опиши движущийся предмет.

3. Повторить, что сказал учитель (6 слов, сходных по звучанию).

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

4. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, теста).

5. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

6. Выбери слова, в которых два слога, три и т.д.

7. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1ый слог и т.д.

8. Заучивание четверостиший.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения.

Использование игр, в качестве варианта речевых упражнений, позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, улучшает успеваемость по русскому языку и чтению.

Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отельного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Я предлагаю следующие формы работы со скороговоркой:

- скороговорные разминки;

- скороговорные пятиминутки;

- скороговорные тексты для чтения и обсуждения;

- скороговорные мастерские;

- скороговорные игротеки и др.

Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.

Варианты обыгрывания скороговорок:

- проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно);

- импровизационное инсценирование скороговорок.

Выразительное чтение.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трех умений.

  • Развивать и придавать свому голосу интонации: радостные и печальные, ласковый и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
  • Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание).
  • Ставить логическое ударение в предложении.

1. Упражнения на повышение и понижение тона голоса.

А) Упражнение «Прыжок», «Вот оборот».

Эти упражнения способствуют развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту, по прыжкам в воду. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

Б) Упражнение «Поход».

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход.

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам на встречу солнце встало.

В) Упражнение «Пещера».

Упражнение способствует развитию гибкости глосса, умению повышать и понижать глосс. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

Беглое чтение.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное воспроизведение читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становиться определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучении, но главным ориентиром для учителя должны стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или Радио, читающего новости, это примерно 120 – 130 слов в минуту.

Беглость зависит от называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от трех до пяти остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходиться еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится памятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях. Стаю их очень ценными и многие использую в своей работе.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, а то, что мелькает: то есть то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ним небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по один, пять часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременной вслух, в пол голоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто – то медленнее. Если освободить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Оно дает хорошие результаты.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

4. Режим щадящего чтения. Если ребенок не хочет читать.

Ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременных отдых.

5. Многократность чтения.

В течении минуты учащиеся читают текст в пол голоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задания и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальчеко (чтение в темпе скороговорки).

7. Прием стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3 – 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течении одной минуты в полголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

Так же в своей работе я использую рекомендации О.А. Андреева и Л.Н. Хромова. В своей книге «Учитесь быстро читать» они знакомят с семью основными правилами быстрого чтения.

1. Чтение без регрессий (глаза бегут по т/ту только вперед).

2. Чтение без артикуляции (внутренней), (только глазами).

3. Чтение по интегральному алгоритму (наименование книги или статьи; автор, историк, проблема, факты, особенности излагаемого материала, новизна материала).

4. Чтение вертикальным движением глаз.

5. Всегда выделять основной смысл, значение т/та (здесь же предлагаются упр – я на тренировку внимания «зеленая точка», «стрелка», «пальцы»).

6. Постоянное развитие внимание и памяти.

7. «Золотые» - ежедневно выполнять обязательную норму чтения.

М.М. Кольцова исследовала речевые области мозга. Исследования показали, что они частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим она предлагает использовать следующие приемы:

1. Медленное и правильное сжимание пальцев в кулак с одновременным неторопливым проговариванием скороговорки.

2. Постукивание согнутыми пальцами обеих рук, вначале медленное, потом быстрое и вновь медленное, сопровождаемое проговариванием скороговорки.

3. Поочередное сгибание пальцев на левой и правой руках с помощью указательных пальцев другой руки, сопровождаемое проговариванием скороговорки.

Осознанное чтение.

Следующим этапом формирования навыка чтения является осознанность прочитанного. Ведь без осознания и понимания смысла прочитанного все остальное теряет смысл.

По мнению Назаровой Л.К. осознанность чтении – это умение читать ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей теста. По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

Считается, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

1. Что я чувствую, когда читаю?

2. Почему именно так я чувствую, переживаю?

3. Что дает мне возможность именно так оценивать произведения?

Проверку осознанности чтения провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трех уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно – следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Широко использую работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания от задания учителя.

Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Знакомлю детей по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

Одним из основных приемов, обеспечивающих развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению сами процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют ввиду, на сколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами – слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу слиянию – их следует причитать.

Термин сознательное чтение во время значений функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

- осмысление значения каждой языковой единицы текста;

- понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно – выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

- осознание себя как читателя «без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть не вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания» - писал А.Герцен, а В.А. Сухомлинскй говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежа».

Особое внимание в обучении чтению должно уделяться чтению молча «про себя» – чтению глазами без внешних речедвижений. Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитанной информации, т.к. снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. (по Т.А. Неборской) Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного и научно – познавательного в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча. Начинать следует с упражнений, которые будут способствовать отучению ребенка шевелить губами во время чтения. Я использовала такие упражнения в своей работе. Привожу пример: упражнение «Губы» (по указанию учителя дети плотно сжимаю губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение), «язык в замке» (дети зажимают язык зубами и читают только глазами). Далее задание усложняется: «Белка», «Помогите Чебурашке» (ученики читают текст, в котором закрыты некоторые буквы, про себя, стараясь догадаться, какая буква закрыта) и другие.

Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учиться, что расширение круга представлений школьника о действительности должны идти от самого ребенка, его ближайший среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление плана конспекта урока в соответствии с ФГОС. Подготовила: учитель Никифорова А.П.

Слайд 2

Изменения во ФГОС в 2022 году В новых ФГОС конкретизированы требования к каждой дисциплине: теперь есть перечень навыков и знаний, которыми должен обладать школьник. Также больше внимания уделено интернет-источникам, которые можно использовать в образовательном процессе. Согласно ФГОС школьники должны уметь пользоваться современными технологиями, а образовательная среда — выстроена таким образом, чтобы оказывать им содействие. В том числе и в процессе выполнения проектов. Теперь проектное обучение должно происходить на всех уровнях, чтобы к моменту создания итогового проекта в старших классах дети имели опыт и навыки для самостоятельной работы. Изменения коснулись и младшей школы: в программу начальных классов добавлены предметы, которые позволят ученикам приобрести навыки планирования финансов. Такие модули включены в уроки математики и окружающего мира.

Слайд 3

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает : - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 4

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий

Слайд 5

Технологическая карта позволит учителю - реализовать планируемые результаты ФГОС третьего поколения; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; - проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; -на практике реализовать межпредметные связи; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Слайд 6

Формы технологической карты урока Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. План занятия / мероприятия Этапы занятия / мероприятия (время этапа) Используемые дидактические средства Деятельность педагога Деятельность воспитанников Образовательный результат Вариант 4.

Слайд 7

Структура технологической карты 1. Общие сведения об уроке: название темы с указанием часов, отведенных на изучение; цель освоения учебного содержания и планируемые результаты; метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы. 2. Организационно- деятельностный блок: определяется цель и прогнозируемый результат; задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения; контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов 3. Дополнительные материалы. тесты; решение задач; схемы или таблицы.

Слайд 8

Этапы, которые должны быть отражены в технологической карте Организация класса. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичная проверка изученного материала. Закрепление. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике. Обобщение и систематизация. Домашнее задание. Подведение итогов.

Слайд 9

Алгоритм составления технологической карты 1. Определить и сформулировать: тему урока; место темы в учебном курсе; ведущие понятия, на которые опирается данный урок. 2. Сформулировать и обозначить: целевую установку урока, обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Слайд 10

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение материала; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям . 4.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

Слайд 11

5 . Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. 6 . Подготовить оборудование для урока: составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.; продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 7 . Продумать домашнее задание: содержательную часть; рекомендации по его выполнению.

Слайд 12

1 . Записать общие сведения: Предмет: Тема урока: Тип урока: Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями. Оборудование: Рекомендации по разработке технологической карты

Слайд 13

Образовательная организация МБОУ « Лянторская СОШ №5» Возрастная категория обучающихся/, класс 6 класс, 12-13 лет Тема История денежных купюр. Цель Формирование представления о роли возникновении денег, их значимости в жизни человека . Планируемые образовательные результаты Личностные: Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом Формирование навыка самостоятельного принятия решений Предметные: понимание и правильное использование экономических терминов умение характеризовать виды денег Метапредметные : а ) познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации б) регулятивные: понимание цели своих действий проявление познавательной и творческой инициативы адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя в) коммуникативные умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение слушать собеседника и вести диалог

Слайд 14

Основные понятия Обмен, деньги, эквивалент. Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ ( дистанционные образовательные технологии) Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, групповой. На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология. Средства обучения презентация к уроку, карта мира, карточки с видами натуральных денег для практической работы «Натуральный эквивалент в разных странах», дополнительный материал для самостоятельной работы «Современные деньги стран мира». Организационные условия компьютер, проектор, презентация к уроку. Учебно-методическое обеспечение Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват . орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц , Ю. Н. Корлюгова . — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Слайд 15

2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит её использование во время занятия. 3. Можно добавить графы: время; использование ИКТ; способ промежуточного контроля и др . 4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить. 5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

Слайд 16

6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока: способствовать формированию (развитию или воспитанию); создать условия для формирования (развития или воспитания ). 7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты . 8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты. Специальные программы содержат: рабочую программу по определенному предмету; описание всех УУД; описание планируемых результатов.

Слайд 17

План занятия / мероприятия Этапы занятия / мероприятия Используемые дидактические средства Деятельность педагога Деятельность воспитанников Образовательный результат 1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Здравствуйте ребята Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. Повернитесь к друг другу, улыбнитесь. Работать будет дружнее, когда у всех замечательное настроение. Ребята, сегодня для работы вы разделились на 5 групп Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Устные ответы, наблюдения учителя. 2.Актуализация знаний. Фронтальная форма работы с применением элементов проблемного обучения. Кадр из мультфильма «Муха-Цокотуха» Задаёт вопрос: «Вы умеете самостоятельно совершать покупки? Без чего невозможно совершать покупки?» Отвечают на вопросы Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией.

Слайд 18

3. Самоопределение к деятельности. Дидактическая игра «Обмен». Ребята, вы разделились на 5 групп: 1 группа- рыбаки, должны получить ножи. 2 группа-кузнецы, должны получить горшки; 3 группа –гончары, должны получить мясо; 4 группа – скотоводы, должны получить хлеб; 5 группа-земледельцы, получить рыбу. Игра: учащиеся ищут нужный товар, подходят друг к другу, обмениваются карточками так, чтобы получить нужный предмет. Цель игры: попытаться обменяться предметами и показать несовершенство обмена. Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене? Что делать? Как вам быстро получить нужный предмет? Вводиться понятие «обмен», «эквивалент». Обмен карточками, обсуждение проблемы. Отвечают на вопросы . Обмениваются мнениями, могут работать в коллективе, оценивание определенной ситуации, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Слайд 19

4. Сообщение темы и цели. Формулирование темы урока совместно с детьми. Определение цели урока. Ребята, а всегда ли так выглядели деньги? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? будут цели нашего урока? Формулируют тему урока: История денежных купюр. Определяют цель урока: Роль денег в жизни человека. Осуществляют работу с информацией, выполнение логических операций, анализ. 5. Основной блок Работа по теме урока Новый материал сопровождается презентацией. Не каждый товар мог быть эквивалентным, равноправным. Из множества товаров выделялись ценные и редкие предметы, выполнявшие эту роль. Знакомство с видами «Денег» Ребята, ваша задача самостоятельно найти ответ на вопрос «Какие современные деньги используются (1группа – в Японии, 2 группа – в Китае, 3 группа – во Франции, 4 группа – в Италии, 5 группа – в Норвегии) Для работы вы можете использовать дополнительный материал, он у вас на столах «Современные деньги стран мира» Учащиеся работают по группам. Затем представитель каждой группы отвечает вслух, купюру страны прикрепляет к карте мира на доске. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе. 6. Физкультминутка. Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). 3 ученика проводят физкультминутку. Выполняют упражнения Принимают и сохраняют поставленную задачу. 7. Закрепление. « Знаете ли вы?» (работа в группах). Задание 1-ой команде: Он в Америке родился, Путешествовать пустился. С тех пор пол миру гуляет, Везде цену себе знает. С ним торгуют, управляют… Как его все называют? (Доллар) Задание 2-ой команде: Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Нужно всё это …(купить) Задание 3-ой команде: Угадай, как то зовётся, Что за деньги продаётся. Это не чудесный дар, А просто-напросто…(товар) Задание 4-ой команде: Прежде рубль берегла, суетилась, стерегла. А теперь, поди, устала, рукой махнула и пропала.(Копейка) Задание 5-ой команде: За границей у меня есть фартовая родня. Он и стоит подороже и мощней пока. И что же? Подрасту и сил прибавлю, Родину свою прославлю. Испокон веков за мной был народ, как за стеной. (Рубль) Ответы учащихся. Осознают важность знаний для человека 8. Итог Игра «Да, нет» 1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да) 2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да) 3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет) 4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да). 5.Деньги может печать любой человек. (Нет) 6. Денежная единица США – рубль. (Нет) 7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да) Выполняется самооценка учащимися собственной учебной деятельности посредством групповой работы. Осознают важность знаний для человека. Рефлексия Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ Формирует представление на сколько качественно освоена тема урока. Подводит объективные итоги урока. Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы. 4. Сообщение темы и цели. Формулирование темы урока совместно с детьми. Определение цели урока. Ребята, а всегда ли так выглядели деньги? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Формулируют тему урока: История денежных купюр. Определяют цель урока: Роль денег в жизни человека. Осуществляют работу с информацией, выполнение логических операций, анализ. 5. Основной блок Работа по теме урока Новый материал сопровождается презентацией. Не каждый товар мог быть эквивалентным, равноправным. Из множества товаров выделялись ценные и редкие предметы, выполнявшие эту роль. Знакомство с видами «Денег» Ребята, ваша задача самостоятельно найти ответ на вопрос «Какие современные деньги используются (1группа – в Японии, 2 группа – в Китае, 3 группа – во Франции, 4 группа – в Италии, 5 группа – в Норвегии) Для работы вы можете использовать дополнительный материал, он у вас на столах «Современные деньги стран мира» Учащиеся работают по группам. Затем представитель каждой группы отвечает вслух, купюру страны прикрепляет к карте мира на доске. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе.

Слайд 20

6. Физкультминутка. Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). 3 ученика проводят физкультминутку. Выполняют упражнения Принимают и сохраняют поставленную задачу.

Слайд 21

4. Сообщение темы и цели. Формулирование темы урока совместно с детьми. Определение цели урока. Ребята, а всегда ли так выглядели деньги? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? будут цели нашего урока? Формулируют тему урока: История денежных купюр. Определяют цель урока: Роль денег в жизни человека. Осуществляют работу с информацией, выполнение логических операций, анализ. 5. Основной блок Работа по теме урока Новый материал сопровождается презентацией. Не каждый товар мог быть эквивалентным, равноправным. Из множества товаров выделялись ценные и редкие предметы, выполнявшие эту роль. Знакомство с видами «Денег» Ребята, ваша задача самостоятельно найти ответ на вопрос «Какие современные деньги используются (1группа – в Японии, 2 группа – в Китае, 3 группа – во Франции, 4 группа – в Италии, 5 группа – в Норвегии) Для работы вы можете использовать дополнительный материал, он у вас на столах «Современные деньги стран мира» Учащиеся работают по группам. Затем представитель каждой группы отвечает вслух, купюру страны прикрепляет к карте мира на доске. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе. 6. Физкультминутка. Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). 3 ученика проводят физкультминутку. Выполняют упражнения Принимают и сохраняют поставленную задачу. 7. Закрепление. « Знаете ли вы?» (работа в группах). Задание 1-ой команде: Он в Америке родился, Путешествовать пустился. С тех пор пол миру гуляет, Везде цену себе знает. С ним торгуют, управляют… Как его все называют? (Доллар) Задание 2-ой команде: Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Нужно всё это …(купить) Задание 3-ой команде: Угадай, как то зовётся, Что за деньги продаётся. Это не чудесный дар, А просто-напросто…(товар) Задание 4-ой команде: Прежде рубль берегла, суетилась, стерегла. А теперь, поди, устала, рукой махнула и пропала.(Копейка) Задание 5-ой команде: За границей у меня есть фартовая родня. Он и стоит подороже и мощней пока. И что же? Подрасту и сил прибавлю, Родину свою прославлю. Испокон веков за мной был народ, как за стеной. (Рубль) Ответы учащихся. Осознают важность знаний для человека 8. Итог Игра «Да, нет» 1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да) 2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да) 3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет) 4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да). 5.Деньги может печать любой человек. (Нет) 6. Денежная единица США – рубль. (Нет) 7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да) Выполняется самооценка учащимися собственной учебной деятельности посредством групповой работы. Осознают важность знаний для человека. Рефлексия Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ Формирует представление на сколько качественно освоена тема урока. Подводит объективные итоги урока. Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы. 6. Физкультминутка. Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). 3 ученика проводят физкультминутку. Выполняют упражнения Принимают и сохраняют поставленную задачу. 7. Закрепление Игра «Да, нет» 1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да) 2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да) 3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет) 4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да). 5.Деньги может печать любой человек. (Нет) 6. Денежная единица США – рубль. (Нет) 7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да) Выполняется самооценка учащимися собственной учебной деятельности посредством групповой работы. Осознают важность знаний для человека. Рефлексия Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ Формирует представление на сколько качественно освоена тема урока. Подводит объективные итоги урока. Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы. 7. Закрепление Игра «Да, нет» 1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да) 2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да) 3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет) 4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да). 5.Деньги может печать любой человек. (Нет) 6. Денежная единица США – рубль. (Нет) 7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да) Выполняется самооценка учащимися собственной учебной деятельности посредством групповой работы. Осознают важность знаний для человека. Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ Формирует представление на сколько качественно освоена тема урока. Подводит объективные итоги урока. Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы.

Слайд 22

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.


Предварительный просмотр: