Использование метапредметных технологий при обучении в начальных классах
учебно-методический материал
Презентация опыта работы учителей начальных классов пригодится для ознакомления и работы учителей начальной школы. В опыте рассматривается нетрадиционный метапредметный подход к уроку, рассматриваются сами технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метапредметных технологий в начальной школе | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Акташская средняя общеобразовательная школа им.Станислава Мохова»
Выступление по обмену опытом
на районном методическом объединении
учителей начальных классов по теме:
«Использование метапредметных технологий в преподавании в начальной школе»
Подготовила:
заместитель директора по УВР,
Медведева Е.Б.
с.Акташ, 2024 г.
«Использование метапредметных технологий в преподавании в начальной школе»
Слайд 0. Требования к метапредметным результатам прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), утверждённом приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Слайд 1. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, это способы деятельности применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 3. Метапредметные образовательные результаты не только объединяют все полученные знания, но и трансформируют их в жизненно важные и необходимые навыки.
Слайд 4,5,6,7. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. Учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Слайд 8. Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать урок, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
- Урок должен быть проблемным и развивающим.
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
- Выводы на уроке делают сами учащиеся.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Планирование обратной связи – рефлексии.
Слайд 9. Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в различных формах. (см.слайд).
Слайд 10. Различия между традиционным и метапредметным подходами к уроку.
Метапредметный подход
1. Осмысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Открытие процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа открытия знания на разном учебном материале.
Традиционный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметные технологии - это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся. Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.
Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Какие же метапредметные технологии можно выделить:
Слайд 11,12. Игровая технология.
Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний. Игровые технологии в начальной школе — это система психолого-педагогических методик и приёмов, которые позволяют создать интерактивную и увлекательную обстановку, в которой учащиеся активно взаимодействуют с учебным материалом.
Слайд 13. Проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся
к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Слайд 14. Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
Слайд 15. Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы:
1).улучшить качество усвоения материала
2).развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.
Слайд 16. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с
эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать
учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Слайд 17. Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения –создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Слайд 18. Интегрированная технология.
В процессе интеграции наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Решение ситуационных задач позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией и интегрировать знания, полученные в процессе освоения разных дисциплин.
Слайд 19. Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
Слайд 20. Закончить своё выступление я хочу словами Павла Петровича Блонского.
«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение».
Слайд 21. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"
Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....
Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...
Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...
Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"
Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...
Использование технологии проблемного обучения в начальных классах
Научно-методическая статья с примерами проблемного обучения в начальных классах...