Активные методы обучения в коррекционной школе.
методическая разработка

Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. Актуальность использования АМО в коррекционной школе заключается в том, что обучающимся с ОВЗ необходим особый подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Активные методы обучения в коррекционной школе»

    В настоящее время по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО)  задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ОВЗ, обладающих необходимым набором современных знаний, умений,  навыков и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни.

    Главная задача каждого учителя – не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность.

   Одной из них является технология АМО. Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

 Актуальность использования активных методов обучения заключается в том, что обучающимся с ОВЗ необходим:

- особый подход;

- необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме, их социальная  адаптация;

- учебный процесс становится более доступным и социально значимым.  

АМО подразделяются на:

- методы  начала урока;

- методы  выяснений целей, ожиданий, опасений;

- методы  презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы;

- методы  релаксации;

- методы  рефлексии

  Предлагаю рассмотреть все активные методы обучения.  

  Методы  начала урока.

 Цель: настройка детей на продуктивную работу, создание позитивной атмосферы.

«Мой цветок» (каждый называет цветок, который, по его мнению, выражает настроение перед уроком).

«Летающие имена» (перебрасывают мяч, называя свое имя  «Я - Лена» и т. д. Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик (Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Мария!»).  Этот  этап длится до  тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз.)

«Улыбнемся  друг другу». «Комплименты».  Игра «Скажем «Здравствуйте!»» проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.

Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).

Скажем «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором слово «Здравствуйте»).

Метод выяснения целей, ожиданий, опасений.

Цель: выяснение ожиданий  и опасений, постановка целей обучения.  

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы: «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад». Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 «Солнышко и туча». Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.  Дети, уверенные в своих силах,  прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу,  по  количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят  планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

 Метод  презентации учебного материала.

Цель: предоставление нового материала.  К активным методам, которые позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом относятся: «Инфо-угадайка»  или «Белые пятна» (На стене прикреплен лист  ватмана в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие  на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются).

  «Мозговой штурм» - игра, которая позволяет творчески усваивать учебный материал, связывает теоретические знания с практикой. Предлагается  детям серия простых вопросов, но работа усложняется тем, что выполнять ее приходится в высоком темпе: «Какое сегодня число?  А день недели? Как кричит осел? Вытянутый круг. На чем путешествовал Емеля? Как называется рот у птицы? Кто сидит на троне и управляет царством? Наименьшее однозначное число. Ее наклеивают на конверт. Сколько гласных звуков в русском языке?». После проведения такой разминки у ребенка значительно повышается интерес к учению, он активнее работает на протяжении всего урока. Задания для разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития обучающихся. 

«Кластер» - смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них лучи расходятся далее. Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.

 "Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие: + знаю;- не знаю; ? - хочу узнать подробнее; ! - узнал новое. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.  

Метод организации самостоятельной работы. 

Цель: закрепление пройденного материала.  

«Автобусная остановка»  (На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами,  при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы).

 «Творческая мастерская». Обучающиеся подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. Для активизации деятельности учащихся, концентрации внимания и вовлечения в работу  по практическому освоению изученного материала можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1) использования сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале: 2) использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия (на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в  виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.); 3)  восприятие материала с закрытыми глазами можно использовать для настроя детей на занятие  после активной деятельности (после урока физической культуры), переключения эмоционального состояния учащихся в ходе занятия, после выполнения задания повышенной трудности, для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

Методы релаксации

Цель: снятие умственного напряжения,  вызов  положительных эмоций.

 Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

«Земля, воздух, огонь и вода»  (Земля -  сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами, воздух -  пару раз подпрыгнуть верх; огонь - активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени; вода - делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени).

Упражнение «Задуй свечу» - сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у», повторить упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» - принять исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

  Упражнение  «Раздувающийся шар» - представьте, что у вас в руках туго надутый шар, вы держите его в руках, ощутите его упругую поверхность,  шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь, ваши пальцы напряжены, вы из последних сил удерживаете его, представьте, что этот шар – ваша проблема, отпустите его – пусть летит, положите руки на колени, закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох,  еще раз вдох и длинный выдох, дышите легко и спокойно, а теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений,  позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.  Все занятия можно разделить на несколько основных типов: пальчиковые игры; растяжки для нормализации неконтролируемых чрезмерных мышечных напряжений и вялости; дыхательная гимнастика для улучшения ритмики организма.

  Офтальмотренажёры –  специальные упражнения на движение глазных яблок для расширения поля зрения и улучшения восприятия графической информации в целом (глазодвигательная тренировка). Зрительная гимнастика используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации  (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).  

Метод использования картинного материала - игры «Посмотри и запомни», «Что изменилось», «Сравни».  

Метод  рефлексии.

 Цель: обращение назад - размышление о внутреннем состоянии, самоанализ, проанализировать свои переживания.

   На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.  У учеников две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

 «Полянка настроений» - на доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка, вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

 «Цветные карточки».  У учащихся две карточки: зелёная и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце урока актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

 Использование АМО на  уроке позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- повысить познавательную активность;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- развить творческие особенности;

- усовершенствовать контроль знаний;

- стимулировать самостоятельную деятельность

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Применение активных методов обучения в начальной школе

Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...