Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников оценивать самих себя, но наиболее ёмким и содержательным является рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта. Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников оценивать самих себя, но наиболее ёмким и содержательным является рефлексия.
Латинское слово «reflexio» дало название термину «рефлексия», которым апеллируют и психологи, и лингвисты, и педагоги. Что касается определения понятия, то в методической литературе оно трактуется как этап самоанализа и оценки результатов учебной деятельности. Цели применения приёма на уроке следующие:
- приучение ребят к самоконтролю;
- развитие навыка самоменеджмента (способности прорабатывать собственные ошибки в той или иной сфере жизни);
- формирование осмысленного подхода к действительности;
- стимуляция критического мышления.
Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет:
- определить цели работы;
- скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом;
- сформировать универсальные коммуникативные учебные действия, которые в своей совокупности и составляют педагогический опыт.
В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы:
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (можно сделать все в форме радуги)
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
А.М.О. «Все у меня в руках»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
«Лестница успеха»
На листе А3 нарисована лестница. У ребят есть по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю ступеньку крепит человечка с опущенными руками. Если были какие-то проблемы, но в целом удалось справиться с заданиями, на середину лестницы помещается человечек с руками, разведёнными в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками.
Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Организация и проведение уроков в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...
Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...
Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....
Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Актуальность и основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...
Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Приёмы рефлексии....