Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми ?
статья

Парфенова Татьяна Сергеевна

Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_nelzya_sravnivat_rebyonka_s_drugimi_detmi_statya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Парфенова Татьяна Сергеевна

ГБОУ школа №1987 г. Москва

учитель начальных классов

Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми ?

Часто родители сравнивают своего ребенка с другими более успешными детьми. Они  думают, что , таким образом, мотивируют его. Вроде такой метод может показаться нормальным. «А вот Маша читает больше слов в минуту, чем ты», «Все нормальные дети на улице играют, а ты в телефоне сидишь», « В твоем возрасте старшая сестра училась на одни пятерки, а ты 2+2 сложить не можешь». Наверняка, многим знакомы подобные высказывания.

Родители так поступают, чтобы их дети стали лучше и надеются, что их Петя сразу начнет равняться на некую Олю. Они ожидают, что такое сравнение даст «толчок» на положительную  мотивацию. Но Петя почему-то злиться на родителей, а Олю начинает по-тихому ненавидеть. Эффективен ли такой метод? Ответ - нет.

Давайте представим, что вам муж говорит: «Почему у нас не так чисто дома и на ужин постоянно жареная картошка? Вот к Петровым, как ни приди дома порядок и еда всегда вкусная, разнообразная. И у них трое детей, и даже кошка с попугаем». Что вы чувствуете в такой момент? Хочется ли равняться на эту жену Петрова или заплакать от обиды? Ведь пусть у вас не трое детей, а двое и нет кошки с попугаем, но вы так стараетесь создавать уют в вашем доме и готовить разнообразную еду. Вот так и в сравнении своего ребенка с другими детьми, может сильно его ранить. От такого отношения он может испытывать острое ощущение собственной ущербности, стыд и отчаяние. Родители могут не замечать , что творится в душе у ребенка. Он будет ревновать маму с папой к другим детям, а себя будет чувствовать  неудачником. «Он хороший, а я нет. Поэтому меня не любят». Последствия сравнения детей, особенно братьев и сестер, очень плачевны.

Сравнивать детей нельзя. Это нечестно. Изначально у каждого ребенка разные способности, темперамент, родители, состав семьи, материальные возможности, обстановка в семье, внутри семейный уклад.

Также сравнение чревато комплексом неполноценности, и в будущем может сильно повлиять на качество жизни. Во взрослой жизни его постоянно будут сопровождать сомнения. Достаточно ли хорошо он выглядит, хороший ли он собеседник, хорошо ли он работает и так далее.

Так что же говорить ребенку, чтобы мотивировать его на учебу, на спорт и т.д? Во-первых, ребенка можно сравнивать только с самим собой!!!

Позитивные примеры:

«Смотри, в начале второго класса ты читал медленнее, чем сейчас, а теперь не только быстрее, но и выразительней»;

«Смотри, как аккуратно у тебя получилось написать текст, и ошибок меньше, чем в прошлый раз»;

«С каждым разом, у тебя получается все лучше и лучше. Ты молодец!»;

«Сегодня не получилось, а завтра получится. Я верю в тебя». 

Детям важно знать, что родители принимают их такими, какие они есть.

Во-вторых, нужно помогать ребенку, осознавать свои возможности:

«Английский тебе тяжело дается, зато математика  идет хорошо. Мы все разные, у нас разные таланты и способности, и это нормально»;

«Ты не очень любишь рисовать, зато у тебя получается очень хорошо петь, и в этом твой талант».

Для детей очень важна вера в них, показывать их собственные успехи в прошлом. 

В-третьих, нужно помогать ребенку отслеживать свои биоритмы:

«Смотри, вчера ты домашнее задание сделал быстрее, а сегодня у тебя с этим возникли трудности. Мне кажется, что тебе нужно делать уроки, приходя сразу со школы, потому что вечером у тебя нет сил на домашнюю работу».

Некоторые модели общения с детьми мы переняли от своих родителей. Например, если в детстве человек слышал: «Вот Маша получила пять за контрольную по математике, ты тоже старайся», то, вероятно, и сам станет говорить подобное своему ребёнку. Важно разобраться в истинных мотивах своих слов, тогда будет проще перестать сравнивать своих детей с другими. У каждого взрослого внутри живет тот маленький ребенок, которому возможно хотелось больше поддержки и принятия от родителей. Чтобы они больше внимания уделяли на их достижения, а не на ошибки.

Сравнение с другими вызывает злость, а похвала всегда окрыляет. Помните, что каждый ребенок уникален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"

Давай пройдемся медленно по лугуИ: "Здравствуй!" - скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или помять,А для того,чтобы увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им пока...

Классный час "Почему нельзя?" 4 класс

Разработка классного часа о вреде курения...

Открытый урок по окружающему миру с использованием Macbook "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе. Задачи урока: 1. Образовательные: знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мы...

Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми ?

Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми?...