Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС
учебно-методический материал (1 класс)

Черноярова Наталья Сергеевна

Выступление на  заседании методического совета 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС

В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором

Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.

Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.

Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.

Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках русского языка. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; рефлексия.

Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся:

Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей»;

-древо предсказаний;

-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

 -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц  (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;

формулирование вопросов;

чтение с остановками.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика, который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод ситуативного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

        Можно рассмотреть и другие классификации кейс-технологии.

Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.

Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.

Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента.

Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

 Учитель использует и новые приёмы в работе:

  • «Верные - неверные утверждения»,
  • «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).
  • Используем знание русского языка на других уроках
  • Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
  • Приём «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
  • Приём «Рефлексивные вопросы».
  • Обращаемся к интернету
  • Используем словари русского языка
  • Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)
  • Подготовка к ВПР
  • Приемы, направленные на развитие критического мышления.

Рассмотрим некоторые приёмы  подробнее.

  • Приём «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

      «Толстые» вопросы:

Объясните, почему…? Почему вы считаете…?

В чем различие…? Предположите, что будет если…?

Когда…? Может…?  Будет…? Мог ли…?

          «Тонкие» вопросы:

Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

  • Приём «Используем знание русского языка на других уроках»

  •  «Кластер» - приём графической систематизации материала.

 Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

  • Приём «Проводим самостоятельное мини – исследование»

Описание: Прочитайте вслух и определите… Сделайте вывод о … попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.

Описание: Провести мини – исследование. Почему … Свой ответ обоснуйте.

Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить... Выполнив это задание, сделайте вывод.

  • Приём «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Плюс…

Минус…

Интересно…

Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.

  • Приём «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

Заметили ли вы свои успехи?

  • Приёмы и методы, направленные на развитие критического мышления.

Методы инновационного обучения:

- метод проблемной наглядности,

- метод лингвистической аллюзии,

- метод активизации ассоциативных связей;

Приёмы работы на уроках:

-метод ассоциаций,

- "немой" вопрос,

- приём составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

- приём составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

- приём «Мозговая атака»  

 - приём «Групповая дискуссия»

МБОУ «Сосново – Озёрская СОШ № 2»

МО учителей начальных классов

Выступление на заседании МО

Тема: «Эффективные методы

 и приёмы обучения в свете

новых ФГОС»

Подготовила: Черноярова Н.С.,

учитель начальных классов

2022 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС Подготовила: Черноярова Н.С ., учитель начальных классов МБОУ «Сосново- Озёрская СОШ №2»

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС: Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС: Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии » Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Определено базовое содержание программы воспитания Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Слайд 4

Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС

Слайд 8

.

Слайд 9

Метод модульного обучения

Слайд 11

К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование. Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов . Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.

Слайд 12

Три этапа ( стадии) урока: 1. Стадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Деятельность учащихся: Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Слайд 13

Возможные приёмы и методы: -составление «корзины идей»; -древо предсказаний; -предположение по ключевым словам; -графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д.

Слайд 14

2.Стадия осмысления Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Деятельность учащихся: Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Слайд 15

Возможные приёмы и методы: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.; -заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц; формулирование вопросов; чтение с остановками.

Слайд 16

3. Стадия рефлексии Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Слайд 17

Возможные приёмы и методы: - заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных столов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ ( синквейны , эссе, хокку, диаманта); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Слайд 19

а) кейсы, обучающие анализу и оценке . В основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю; б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений . Такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах . Обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

Слайд 20

в ) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика, который будет приглашен к работе с текстом кейса.

Слайд 21

Кейсы также классифицируются на: - практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай ; - научно-исследовательские кейсы или метод инцидента , которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Слайд 22

Третья классификация кейс-технологии: Кейс – изложение - содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы. Кейс – иллюстрация - содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения. Кейс – практическая задача - содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента. Кейс со структурированными вопросами - содержит перечень вопросов после основного текста.

Слайд 23

П риёмы: «Верные - неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы Используем знание русского языка на других уроках Игра «Знаете ли вы, что…?» Приём «Закончи предложение». Приём «Рефлексивные вопросы». Обращаемся к интернету Используем словари русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

Виды планов и программ, отбор методов, средств, приёмов, технологий в соответствии новым ФГОС

Ключевое направление состоит в модернизации концептуальных и технологических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых о...

Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г

Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...

Эффективные методы и приёмы обучения чтению в первом классе

Чтение, без сомнения, играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. Основные задачи уроков чтения – это формирование  и совершенствование у учащихся навыка сознатель...

Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС

Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...

Эффективные методы и приёмы раннего обучения английскому языку

Многие родители задаются вопросом, не слишком ли рано они начали обучение своего ребенка иностранному языку, и какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий. На этот счет не существует однозн...