Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС
учебно-методический материал (1 класс)
Выступление на заседании методического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС | 25.02 КБ |
Эффективные методы | 225.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС
В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.
Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.
Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках русского языка. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; рефлексия.
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы:
-составление «корзины идей»;
-древо предсказаний;
-предположение по ключевым словам;
-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся:
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы:
-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;
формулирование вопросов;
чтение с остановками.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся:
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;
б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика, который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
Кейсы также классифицируются на:
-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.
Метод ситуативного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения
Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Можно рассмотреть и другие классификации кейс-технологии.
Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.
Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.
Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента.
Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.
Учитель использует и новые приёмы в работе:
- «Верные - неверные утверждения»,
- «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,
- «Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).
- Используем знание русского языка на других уроках
- Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
- Приём «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
- Приём «Рефлексивные вопросы».
- Обращаемся к интернету
- Используем словари русского языка
- Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)
- Подготовка к ВПР
- Приемы, направленные на развитие критического мышления.
Рассмотрим некоторые приёмы подробнее.
- Приём «толстые и тонкие вопросы».
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы:
Объясните, почему…? Почему вы считаете…?
В чем различие…? Предположите, что будет если…?
Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…?
«Тонкие» вопросы:
Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
- Приём «Используем знание русского языка на других уроках»
- «Кластер» - приём графической систематизации материала.
Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
- Приём «Проводим самостоятельное мини – исследование»
Описание: Прочитайте вслух и определите… Сделайте вывод о … попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.
Описание: Провести мини – исследование. Почему … Свой ответ обоснуйте.
Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить... Выполнив это задание, сделайте вывод.
- Приём «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).
Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.
Плюс…
Минус…
Интересно…
Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.
- Приём «Рефлексивные вопросы»
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
Заметили ли вы свои успехи?
- Приёмы и методы, направленные на развитие критического мышления.
Методы инновационного обучения:
- метод проблемной наглядности,
- метод лингвистической аллюзии,
- метод активизации ассоциативных связей;
Приёмы работы на уроках:
-метод ассоциаций,
- "немой" вопрос,
- приём составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
- приём составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
- приём «Мозговая атака»
- приём «Групповая дискуссия»
МБОУ «Сосново – Озёрская СОШ № 2»
МО учителей начальных классов
Выступление на заседании МО
Тема: «Эффективные методы
и приёмы обучения в свете
новых ФГОС»
Подготовила: Черноярова Н.С.,
учитель начальных классов
2022 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС: Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС: Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии » Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Определено базовое содержание программы воспитания Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС
.
Метод модульного обучения
К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование. Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов . Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.
Три этапа ( стадии) урока: 1. Стадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Деятельность учащихся: Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы: -составление «корзины идей»; -древо предсказаний; -предположение по ключевым словам; -графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д.
2.Стадия осмысления Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Деятельность учащихся: Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.; -заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц; формулирование вопросов; чтение с остановками.
3. Стадия рефлексии Деятельность учителя. Задачи данной фазы: Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы: - заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных столов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ ( синквейны , эссе, хокку, диаманта); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
а) кейсы, обучающие анализу и оценке . В основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю; б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений . Такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах . Обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
в ) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика, который будет приглашен к работе с текстом кейса.
Кейсы также классифицируются на: - практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай ; - научно-исследовательские кейсы или метод инцидента , которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.
Третья классификация кейс-технологии: Кейс – изложение - содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы. Кейс – иллюстрация - содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения. Кейс – практическая задача - содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента. Кейс со структурированными вопросами - содержит перечень вопросов после основного текста.
П риёмы: «Верные - неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы Используем знание русского языка на других уроках Игра «Знаете ли вы, что…?» Приём «Закончи предложение». Приём «Рефлексивные вопросы». Обращаемся к интернету Используем словари русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...
Виды планов и программ, отбор методов, средств, приёмов, технологий в соответствии новым ФГОС
Ключевое направление состоит в модернизации концептуальных и технологических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых о...
Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г
Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г...
Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...
Эффективные методы и приёмы обучения чтению в первом классе
Чтение, без сомнения, играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. Основные задачи уроков чтения – это формирование и совершенствование у учащихся навыка сознатель...
Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС
Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...
Эффективные методы и приёмы раннего обучения английскому языку
Многие родители задаются вопросом, не слишком ли рано они начали обучение своего ребенка иностранному языку, и какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий. На этот счет не существует однозн...