Протоколы заседания МПО учителей начальных классов
материал
Повестка дня:
1. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста.
2. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов
3. Читательская грамотность: понятие, приемы формирования
4. Совершенствование техники чтения в начальной школе.
5. Отчет по темам самообразования согласно плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Протокол № 4
заседания МПО учителей начальных классов от 29.03.2024 г.
Тема: «Развитие информационных и читательских умений учащихся»
Повестка дня:
1. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста.
2. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов
3. Читательская грамотность: понятие, приемы формирования
4. Совершенствование техники чтения в начальной школе.
5. Отчет по темам самообразования согласно плана.
Слушали:
1. Заслушали педагога МБОУ «Волковичская основная школа» Федорову Н.А она провела . с коллегами активную беседу по теме: «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста». Наталья Анатольевна сказала, что психологи считают, что у учащихся начальных классов проявляются два типа отношений к художественному миру произведения.
– эмоционально - образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения.
– интеллектуально - оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа
Она познакомила с классификацией М. П. Воюшиной, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия
1.Фрагментарный уровень.
2. Констатирующий уровень.
3. Уровень «героя».
4. Уровень «идеи».
Педагог рассказала о психологических особенностях восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен
Методические выводы из всего сказанного могут быть такими:
· при анализе произведения нужно разводить понимание того о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;
· должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;
· при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения;
· нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;
· при анализе произведения должны учитываться и данные методической науки.
Коллеги обменялись опытом работы по данной теме.
Постановили:
Использовать в своей практике полученные знания
2. Педагог МБОУ «Липовская средняя школа» Ирина Васильевна Савченко провела с коллегами методические посиделки по теме: «Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов». Ирина Васильевна отметила, что текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературного чтения.
Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.
Педагог поделилась методами и приемами, которыми она пользуется в своей практике. Коллеги обсудили и обменялись опытом работы по данной теме.
Постановили:
Принять к сведению полученную информацию.
3. Педагог МБОУ «Волковичская основная школа» Н.А. Антоненкова провела с коллегами практикум (мастер-класс) по теме: «Читательская грамотность: понятие, приемы формирования.». В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно.
Далее педагог в практической форме познакомила коллег с приемами своей работы по данной теме.
- Приём «Лингвистическая сказка»
- Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
- Прием «Верите ли вы, что…»
- Прием «Ассоциация»
- Приём “Шаг за шагом” и т.д
Все участники МПО включились в творческую деятельность, обсудили тему и обменялись опытом работы.
Постановили:
Использовать в своей практике полученные знания
4. Педагоги поделились опытом работы по теме: «Совершенствование техники чтения в начальной школе».
Постановили:
Использовать в своей практике полученные знания
- Заслушали отчеты педагогов по темам самообразования согласно плана. Выступили педагоги Ваулина В.В «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.», Попова Л.С. «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.», Чернышова И.И. «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения средствами ТРИЗ технологии». Коллеги обменялись опытом работы по данной теме.
Руководитель: С.А.Громова
Секретарь: Н.В.Медведева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
Представлен протокол заседания ШМО...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-228202-1377656020.jpg)
Протоколы заседаний МО учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год
Протоколы заседаний МО учителей начальных классов МБОУ лицея№8 города Ставрополя....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-611913-1427103180.jpg)
протоколы заседаний МО учителей начальных классов
Протоколы заседания МО содержат повестку заседания, ход работы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-944221-1505646846.jpg)
Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов
Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов...
Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов № 2 от 6.11.2015г.
Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов № 2 от 6.11.2015г....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/21/picture-1156902-1566384253.jpg)
Протоколы заседаний ШМО учителей начальных классов. 2016-2017г.
Протоколы заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году....