ПК 4.4
методическая разработка

Дятлова Вероника Олеговна

Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. История образовательного учреждения – МОУ СОШ №155 была открыта в 1996 году. Первый директор школы-Титов Юрий Иванович. В 1996 году школа получила лицензию на право образовательной деятельности и начался поиск эффективных методик и форм образовательной деятельности . В 1998 году зарождаются школьные традиции: День самоуправления, школьная спартакиада, последний звонок, новогодние и рождественские праздники, вечер встречи выпускников , встреча поколений.

2. Структура методической службы в образовательном учреждении – методической службой в учреждении руководит заместитель директора по НМР.

Основной методический орган школы – методический совет. Методический совет подразделяется на структурные единицы: социально-психологическая служба, библиотечно-информационный центр, школьные методические объединения, творческие группы, временные рабочие проблемные группы.

3.Основные направления деятельности методической службы – планирование деятельности: разработка текущего и перспективного планов методической деятельности структурных единиц и методической службы в целом с учетом методической темы и программы развития школы;  управленческое: управление процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников в условиях модернизации образования и введения ФГОС; организационно – методическое: создание программно – методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта; условий для разработки авторских программ; оказание методической помощи учителям; информационное: отбор и систематизация информации, оперативное ознакомление с методическими новинками, ознакомление с законодательными основами и нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность школы; изучение передового педагогического опыта; распространение  и активное использование достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук, способствующих повышению         научно теоретического уровня педагогов; инновационное: разработка и реализация системы мероприятий, направленных на развитие исследовательских компетенций педагога, как участника и организатора опытно-экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности; использование в образовательном процессе современных методов, форм и видов обучения, новых педагогических технологий; аттестационное: осуществление  процедур аттестации педагогических работников; диагностическое: формирование диагностических данных о профессиональном росте педагогов, о затруднениях педагогов  в  методической деятельности, о состоянии образовательного процесса и др.; Анализ деятельности: проблемно-ориентированный анализ промежуточных и итоговых результатов методической деятельности по структурным единицам методической службы и направлениям работы для определения результатов деятельности и основных проблем за определенный период с целью последующего  формулирования основных задач методической работы, перспектив развития отдельных структур и методической службы в целом.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении – проблемные и тематические педсоветы; курсы повышения квалификации – предметные и ИКТ, надпредметные с учетом требований модернизации образования и введения ФГОС; заседания школьных методических объединений, творческих групп; заседания временных рабочих проблемных групп при необходимости; дни методического мастерства;  открытые уроки и классные часы; методические семинары; мастер-классы; самообразование педагога; педагогические конференции, конкурсы профессионального мастерства; круглые столы; публикации.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя – распределение полномочий, прав и обязанностей; учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение деятельности педагогов в рамках образовательного учреждения; учёт активного положительного опыта методической работы каждого работника в построении общей системы методической работы образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:


 


Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей – все опрошенные мною учителя имеют высшее педагогическое образование.
  2. Средний педагогический стаж – 13 лет.
  3. Стаж работы в данном учреждении – 9 лет.
  4. Примерная методическая тематика учителя – большинство учителей развиваются в сфере информационных технологий.
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия – семинары, педсоветы.
  6. Формы повышения профессионального мастерства – курсы повышения квалификации «ЧИПКРО», открытые уроки, интернет-ресурсы.
  7. Используемые педагогические технологии -проектная деятельность, игровая технология, тестовая технология, опережающее обучение, перевернутый класс.
  8. Образовательные программы – «Школа России».
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей – все опрошенные учителя заняты внеурочной деятельностью. Например: «Занимательная математика», «Развитие функциональной грамотности», «Практическая экология».
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям – 87%
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности – все учителя написали, что у них нет трудностей.



Предварительный просмотр:

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Для разного возраста есть свои особенности.

Примерный режим дня школьника

 7:00 - Подъем

 7:05 – 7:30  – Утренняя зарядка,   умывание, уборка постели

 7:30 - 7:50 – Завтрак

 7:50 - 8:20 – Дорога в школу

 8:30 – 12:30 – Занятия в школе

 12:30 – 13:00 – Дорога из школы

 13: 00 – 13:30 – Обед

 13:30 – 14:30 – Послеобеденный отдых  

 14:30 – 15:30 – Прогулка, подвижные игры на улице

 15:30 – 17:30 – Выполнение уроков

 17:30 – 19:00 – Прогулка или посещение секций (кружков)

 19:00 – 20:30 – Ужин и свободное время

 20:30 – 21:00 – Приготовление ко сну, ванна.

 21:00 – Спокойной ночи!

Младший школьник должен находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов в день. Садиться за выполнение уроков сразу, придя из школы, нельзя – ребенок нуждается  в полноценном отдыхе.

Помните, что ученик начальных классов не должен выполнять домашнее задание более полутора часов! Каждые 15-20 минут занятий нужно делать десятиминутный перерыв.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.

Уважаемые родители!

Организуйте правильный здоровый режим дня для школьника, и вы обеспечите ребенку все условия для укрепления здоровья, хорошей работоспособности и позитивного настроения.

   РЕЖИМ ДНЯ                      ШКОЛЬНИКА

       

            

         



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра иностранных языков и туризма

Дятлова Вероника Олеговна

Музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного процесса в начальной школе

 

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2021 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

Не рекомендован ______________

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 21

Руководитель: Асабина Т.А.,

преподаватель МДК 05.01 Теоретическое и методическое обеспечение процесса углублённого изучения дисциплин в начальных классах высшей квалификационной категории

Челябинск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ  В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Общая характеристика понятия «музей»

 5

1.2. Музейная педагогика и её особенности

 6

1.3. Экскурсия в музей как средство расширения кругозора у младших школьников

1.4. Использование музея в воспитательном процессе начальной школы как средство распространения культурной и образовательной информации

10

15

Выводы по 1 главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

22

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность проблемы исследования. Воспитание учащихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии [9].

          Исследованием проблем музейной педагогики как междисциплинарной области научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, занимались такие ученые и музейные деятели, как Таушканова А. О., Галкина Т. В., Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. и другие.

       Музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся».

       Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. *Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране. В музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения, а информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры [9].

        Приобретение знаний в музее тесно связано с усвоением определённых идей, моральных ценностей и нравственных норм, эстетических идеалов. Повышая образованность и расширяя кругозор школьников, активизируя их интерес к прошлому и настоящему своего Отечества, региона, развивая их любознательность, музей решает важные воспитательные задачи. Исходя из принципа историзма, являющегося основополагающим для музейной теории и практики, необходимо формировать у школьников понимание того, что на любом явлении, мнении, предмете обязательно лежит отпечаток истории.

          Историческое сознание приучает искать, прежде всего, корни, причину общественных явлений, как бы воспроизводить прошлое в его конкретности, ход и пути его развития, чтобы потом найти оптимальный вариант решения современных проблем. Принцип историзма предполагает конкретный, а не абстрактный подход ко всем явлениям духовного и материального мира. Именно поэтому музей с его предметностью и конкретностью может оказать школе большую помощь в воспитании исторического сознания, в формировании понимания того, что музейные предметы вчерашнего и сегодняшнего дня – определённые звенья в цепи времени [10].

          Исходя из актуальности проблемы исследования, нами определена тема реферата: «Музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного процесса в начальной школе».

Цель исследования: изучить способы внедрения музейной педагогики  в воспитательный процесс начальной школы с целью распространения культурной и образовательной информации.  

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятий «музей», «экскурсия в музей», «музейная педагогика».

2.  Описать особенности музейной педагогики в воспитательном процессе начальной школы.

3. Изучить способы использования музея в воспитательном процессе начальной школы

4. Обобщить результаты исследования, сделать выводы о перспективах развития темы исследования.

        В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация и обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ  В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Общая характеристика понятия «музей»

            О том, что такое музей и какова его сущность, опубликовано великое множество мнений. Порой они совпадают, порой не сходятся, порой противоположны. Однако это не должно вызывать недоумения или разочарования. Музей существует издавна. Он появился как необходимость сохранения памяти и передачи опыта поколений. Менялось и развивалось общество, соответственно менялись и предназначение музея, и формы его деятельности. Поэтому так много мнений о сущности и предназначении музея [11].

              В кратком курсе лекций «Музееведение» утверждается: «Музей  – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях. И далее: «Музей – это орган общественного сознания, он  является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнана роль коммуникативных и образовательных функций музеев.  На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по  таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений  декоративно-прикладного искусства» [12].

             С научных позиций рассматривает музей и автор учебного пособия по музеологии…………: «В современном мире музей прочно зарекомендовал себя как полифункциональный институт, обладающий широкими возможностями для формирования личности» [4, с. 3].

            В 2009 году в журнале «Музей» опубликованы материалы дискуссии об актуальных терминологических проблемах современного  музееведения, в том числе и сам словарь, в котором сформулировано понятие музея: «Музей (лат. Museum, от греч. Museion – храм муз), культурная форма, выработанная человечеством для сохранения,  актуализации, трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе исторической эволюции музей реализуется как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует источники знаний о развитии природы и общества – музейные  предметы, их коллекции и другие виды движимого, недвижимого и нематериального культурного наследия» [8, с. 4 - 9].

         Подводя итоги, можно предложить краткую формулировку: музей есть хранилище социальной памяти, заключѐнной в объектах природы и предметах материальной культуры. Иными словами: музей есть социальный институт по сохранению историко-культурного и природного наследия и передаче его последующим поколениям [11].

1.2 Музейная педагогика и её особенности

               В законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно – исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе [1].

             Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

             В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня, как никогда, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею – хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

           Отечественный педагог Кунакова Н. В. отмечает, что современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос: каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура» [2].

            В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

             Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

             Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

           Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. Культурно – образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей - это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно- исторических традиций и ценностей [5].

                Кандидат педагогических наук М.Ю. Юхневич даёт такое определение: «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики» [4, с. 102 – 105].

             Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе образовательного учреждения.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам.

        Ключевыми понятиями музейной педагогики являются следующие:

  1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
  2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
  3. Музейная коммуникация – это такая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.

              Но нельзя забывать и о том, что музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания и образования личности. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Поэтому, вопрос развития и становления музейной педагогики остается все еще очень болезненным и актуальным в современной системе образования [14].

1.3 Экскурсия в музей как средство расширения кругозора у младших школьников

            Экску́рсия (от лат. Excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом [15].

             В музеях экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея. Экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

            Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов.

           Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

         Во время музейных экскурсий очень часто используется метод чувственного восприятия. Часто бывает, что в музее, по каким- либо причинам не может быть оформлена экспозиция.  В этом случае музейные педагоги предлагают использование музейного урока, например, «Сказка ложь – да в ней намек», посвященного сказкам А. С. Пушкина. Включение в музейные экскурсии таких игр стимулирует активность детей, в игре ребенок уже становится субъектом деятельности. Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятиям в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными [5].

            Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. И закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении. Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 году, в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские, и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений.

Содержание экскурсионной деятельности, характер контактов музея с детьми,  мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями школьников.

            Работа с младшими школьниками актуальна и наиболее сложна – необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета, поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.

             В экскурсионной работе с детьми этого возраста, наиболее результативна диалоговая форма ведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать больший (в сравнении с дошкольниками) акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чем на изобразительную практику (маленькие сочинения, игры в экскурсовода, в музейных сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и другое. Учитывая тот факт, что отношение к окружающему миру младшего школьника становится более осмысленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание формированию ценностных ориентаций средствами искусства и сознательному усвоению навыков постижения мира культуры через музейный памятник. Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознания ценностного потенциала музея, внутренней потребности посещения музеев, бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры.

             Следует отметить, что «детское» направление музейной деятельности требует пространства, приспособленного для работы с этой аудиторией – подобное пространство должно быть игровым музеем. Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации). Для обеспечения диалога в ходе экскурсии создаются «центры удивления», порождающие вопросы и потребность самостоятельно на них ответить. Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей. Экскурсоводу важно организовать активность детей, в том числе речевую, добиваясь от них умения выслушать вопрос, дать свои варианты ответов, выбрать правильный, задать свой собственный [7].

             Экскурсия направлена на удовлетворение потребности аудитории в познании, по различным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, и предполагает значительную подготовительную работу, соблюдение определенных методических приемов в работе с детьми. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает им подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детской аудиторией важно очень четко знать, какое время займет экскурсия, что планируется им показать и в каком объёме.

        Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15 – 20 минут, после чего следует спад внимания. Поэтому при продолжительности экскурсии 40 – 45 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный экспонат – они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно помнить, что детям очень трудно стоять на одном месте, поэтому время остановки у одной витрины не должно быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

            В экскурсионной работе с детьми особо следует выделить проблему отбора экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, что вызывает быстрое появление музейной усталости, особенно у маленьких детей, поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10 экспонатами, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

        Вообще методика работы с детьми предполагает постоянную организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в ходе экскурсии впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, попробовать рис с помощью палочек, приготовить блюдо по старинному рецепту и прочее. Подобные практические занятия в музеях всё больше находят распространение и в нашей стране. Например, в Кунгуре есть Музей пряника, где дети могут не только послушать рассказ экскурсовода, но и самим изготовить пряники и попробовать свою «продукцию».

            Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что экскурсионная работа с детьми позволяет решать следующие основные воспитательные задачи: формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры; формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности; развитие способности к эстетическому созерцанию, сопереживанию; выявление творческих способностей детей; создание условий для творческого общения и сотрудничества.

            Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что воспитательными задачами, свойственными экскурсии любого типа, являются: формирование познавательной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной культуры и художественный вкуса; воспитание музейной культуры (соблюдение правил поведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников) [7].

1.4 Использование музея в воспитательном процессе начальной школы как средство распространения культурной и образовательной информации  

                На сегодняшний день существуют огромное разнообразие форм культурно-образовательной деятельности, направленных на работу с музейной аудиторией, но все они базируются на таких формах, как экскурсия, лекция, консультация. Среди традиционных форм следует отметить также клубы (кружки, студии), конкурсы (олимпиады, викторины), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера, театрализованные представления, киносеансы), музейные праздники и исторические игры.

           Наиболее эффективными и в то же время востребованными на сегодняшний день в музее являются интерактивные формы обучения. Под музейной интерактивностью понимается технология, подразумевающая активное участие аудитории в процессе коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.

            К интерактивным формам обучения в музее относятся интерактивные экскурсии, музейные уроки, мастер-классы и музейные праздники. Интерактивные экскурсии и экскурсии с элементами игры позволяют участникам осуществлять активное взаимодействие не только с экскурсоводом, но и с другими участниками экскурсии, а также подтолкнуть их к «самостоятельному» изучению экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной для учащихся. На сегодняшний день особой популярностью пользуются экскурсии-квесты, экскурсии-путешествия и экскурсии-тесты. В ходе таких экскурсий посетителям предлагается выполнить определенные задания, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Также следует отметить, что такие экскурсии оказывают позитивное воздействие не только на познавательную, но и на творческую активность учащихся.

            Следующая форма культурно-образовательной деятельности — музейные уроки — представляет собой занятия в музее или же с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Главным условием проведения музейного урока является наличие музейного предмета, именно от подбора экспонатов зависит содержание занятия, а во многом и его успешность. Музейные уроки могут проводиться не только в здании музея, но и в образовательных учреждениях при участии музейного педагога. На таких занятиях используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Музейные уроки позволяют сделать процесс изучения дисциплины более интересным и содержательным.

        Для совершенствования практического мастерства в определённой области творческой деятельности специалистом может быть проведено конкретное занятие, или мастер-класс, который в последнее время пользуется большим спросом у широкой аудитории и выступает в качестве одной из самых эффективных и популярных форм образовательной деятельности. Он позволяет обучиться новой методике, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого заключается в сочетании ознакомления с теорией, индивидуальной работой и приобретением практических навыков.

            Музей имеет широкие возможности не только для восприятия музейной информации, но и для неформального, дружеского межличностного общения.          Музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера и театрализованного представления. Данная форма нашла свое отражение и в школьных музеях, где педагоги совместно с учениками занимаются разработкой сценариев, подготовкой реквизита и изучением необходимых материалов для проводимого мероприятия. Такая форма образовательной деятельности позитивно влияет на разностороннее развитие личности ребенка, способствует расширению его познавательного интереса к истории, а также позволяет развить навыки самостоятельного творческого мышления. Такие праздники организуются не только с целью образования, но и ради отдыха и развлечения.

             Таким образом, можно сделать вывод, что музей рассматривается не только как место, осуществляющее хранение экспонатов, но и как организация, развивающая эстетический вкус и творческое воображение посетителя. Музей на современном этапе от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе перешел к обращению к внутреннему миру личности, воздействуя на его эмоциональную сферу. Кроме того, музей рассматривается как важнейшее звено образовательного процесса и выполняет функции дополнительного образования, осуществляя равноправный диалог между учащимися и музейными педагогами. Наиболее востребованными на современном этапе в музейной деятельности являются интерактивные формы обучения, открывающие неограниченные возможности для развития личности обучающихся, формирования у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития [8].

        В воспитательном плане каждого учителя начальной школы всегда есть место культурным мероприятиям. И конечно учитель должен и сам уметь организовывать деятельность, связанную с музеем и историческим прошлым. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

                К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

                Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

              Индивидуальная работа предполагает подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области.

            Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на классные часы, общешкольные вечера.

            Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

           Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [16].

              Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

              Знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями ребёнок обогатит внутренний мир, приобщится к традициям нашей страны, сможет оценить сложность и поэтичность народной живописи и художественного ремесла. Это позволит развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств. Это будет способствовать росту мотивации обучающихся к учебному труду, повысит познавательную активность школьников, обогатит интеллектуально-познавательный мир и позволит накопить ученику нравственно-эстетический опыт [16].

Выводы по первой главе

        Музей является весьма эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

        Приобретение знаний в музее тесно связано с формированием моральных ценностей у учащихся.

        «Музей» - весьма обширное и многостороннее понятие, которое трактуется людьми разных времен совершенно по-разному, но нельзя ни одну из этих трактовок назвать неверной.

        В настоящее время важность сохранения культурного наследия и самобытности нашей страны возросла как никогда, и именно музейное дело поможет обществу не утратить величие достижений наших предков.

        Современный образовательный процесс невозможно представить без музейной педагогики.

        Музей помогает формировать у детей уважение к семейным реликвиям.

        В какой-то степени музей выступает антиподом миру компьютерных технологий.

        Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности.

        В современном мире число способов работы с музеем возросло во много раз, теперь человеку доступны не только обычные экскурсии, но и виртуальные экскурсии, экскурсии – квесты, экскурсии – путешествия и многое другое.

Существует множество форм работы в рамках музейной педагогики, которые позволяют  развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим выводам:

  1. Музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.
  2. Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности.
  3. В музеях экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.
  4. Наиболее эффективными и в то же время востребованными на сегодняшний день в музее являются интерактивные формы обучения. Под музейной интерактивностью понимается технология, подразумевающая активное участие аудитории в процессе коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) - Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования.

                                Монографии, учебники, учебные пособия

 2)  Макеева, И. А. Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — с. 178. 

3) Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Е.Б. Медведева М.Ю. Юхневич; Сборник.  

4) Сотникова  С. И.  Музеология : пособие для вузов. – Москва : Дрофа, 2010.

5) Таушканова, А. О. Роль музея в образовательном процессе школы / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — с. 100.

Статьи из периодически продолжающихся источников

6) Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.63-76.

7) Корякина, Д. В. Образовательная деятельность музеев в современных условиях / Д. В. Корякина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 54-55

8) Сундиева  А.  О базовых понятиях музейной науки // Музей. – 2009. – № 5

Интернет – ресурсы

9) https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/679111) (дата обращения 18.03.2022)

10)https://infourok.ru/rol-muzeya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-uchebnovospitatelnom-processe-2327158.html (дата обращения 20.03.2022)

11) https://opentextnn.ru/museum/teorija/reshetnikov-n-i-muzej-i-proektirovanie-muzejnoj-dejatelnosti-uchebnoe-posobie-m-mguki-2014/chast-i-1-muzej-i-ego-sushhnost/ (дата обращения 12.05.2022)

12) http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=229 3 См.: Коммуникация и музей // Museum. – 1984. – № 1. (дата обращения 12.05.2022)

13) https://opentextnn.ru/museum/teorija/reshetnikov-n-i-muzej-i-proektirovanie-muzejnoj-dejatelnosti-uchebnoe-posobie-m-mguki-2014/chast-i-1-muzej-i-ego-sushhnost/ (дата обращения 12.05.2022)

14)Tps://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018/09/14/muzeynaya-pedagogika-v-obrazovatelnom (дата обращения 12.05.2022)

15)  https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 12.05.2022)

16) https://infourok.ru/vsestoronne-razvitie-mladshih-shkolnikov-s-pomoschyu-muzeynoy-pedagogiki-1161977.html ( дата обращения 15.05.2022).

 

 

 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 11. Подготовка и составление отчета.

Выполнили студентки 41 группы, Климова Александра и Дятлова Вероника.

 

Пояснительная записка:

Задание 1. Изучить документы, проанализировать сайт школы и сделать отчет о его работе

Необходимо найти в интернете ссылку на документ, представленный ниже, в действующей редакции (рекомендовано на информационно-правовом портале «Гарант»). Изучить его и проанализировать.

Документ:

1.    Постановление Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

После найти сайт образовательной организации (сайт назначается педагогом), познакомится с его содержанием и провести его анализ по следующим критериям:

1.    Оформление сайта. Здесь необходимо описать внешний вид сайта, дизайн, цветовая гармоничность и т.п.

2.    Удобство работы с сайтом и информацией. Здесь необходимо описать удобство работы с сайтом, шрифт, расположение информации, вкладки, открывание страниц, расположение меню, возможности работы людям с ОВЗ и т.п.

3.    Информативность сайта. Здесь необходимо описать наличие полноты информации об образовательной организации, наполняемость информацией, ее разнообразие для всех участников образовательного процесса и т.п.

4.    Регулярность работы с сайтом. Здесь необходимо описать насколько часто образовательная организация работает с сайтом, актуальность информации, особое внимание уделить нормативной, наполняемость и регулярность новостной ленты.

5.    Соответствие нормативным документам. Здесь необходимо описать соответствие сайта тому документу, который изучался ранее, правильность выполнения данных рекомендаций.

6.    Востребованность информации для родителей. Здесь необходимо описать полноту наличия информации для родителей, ее востребованность и актуальность.

7.    Востребованность информации для детей. Здесь необходимо описать полноту наличия информации для учащихся, ее востребованность и актуальность.

В конце анализа делается вывод по возможности работы с данным сайтом, описывается собственная позиция.

АНАЛИЗ:

  1. Сайт 80 гимназии г. Челябинска представляет собой эстетически непривлекательную и сложную платформу для работы с информацией. Внешний вид сайта отличается устаревшим и неактуальным дизайном, который визуально отталкивает посетителей и вызывает обескураженность, создает негативное первое впечатление. Главная страница сайта содержит важные вкладки для исследования сайта, но внимание забирает огромное размером объявление ядовито-зеленого цвета и с выделенными строчками, в содержании которого мы не заметили обоснований для его особого выделения.

Цветовая гармония не соблюдена – на сайте не представлен корпоративный стиль гимназии, вся информация, кроме объявления, представлена невзрачно, в серо-голубых тонах, и мелко.

  1. Сайт недостаточно удобный для использования. В первую очередь, у сайта хочется выделить недостаточно понятную навигацию. Главное меню расположено на верхней части страницы. Оно достаточно мелкое и незаметное, в следствие чего неудобное. Также, присутствуют такие разделы, как: главные новости, новости доп. образования, объявления, спортивные новости, и образовательный проект «Темп». Главные категории также представлены в мелком формате, что затрудняет их использование.

Шрифт , используемый на сайте, достаточно читаемый, но в некоторых разделах слишком мелкий. Нет единообразия, в некоторых разделах шрифты различаются. Например, в доске объявлений, в сведениях об образовательной организации.

Сайт плохо структурирован. Большую часть главной страницы занимают неважные для посетителя объявления. Присутствует очень много поздравлений победителей различных мероприятий. Важная информация расположена мелко и незаметно.

Версии сайта для слабовидящих не представлено.

  1. Сайт обладает высокой информативностью, на нём представлена информация об образовательной организации, основные сведения, пед состав и многое другое.

Не представлена необходимая информация об обучении, о специализациях, профилях обучения, но есть вкладка о дополнительном образовании.

Информации о расписании не представлено. Но в разделе «Новости» много информация о достижениях гимназии и её учащихся.

  1. Гимназия неактивно работает с сайтом. Регулярные посты в новостях наблюдаются только при победе в каком-либо мероприятии, самые свежие объявления в разделах сайта, опубликованы в 2021-2020 годах.

Особое внимание уделяется нормативной информации, такой как правила поведения, порядок приема и набора в гимназию. Эта информация обновляется при необходимости, чтобы всегда быть актуальной для участников образовательного процесса.

Многие аспекты учебного процесса вовсе не представлены на сайте, например, расписание занятий, программа обучения, информация о предметах.

  1. Сайт 80 гимназии соответствует нормативным документам, которые были изучены ранее. На сайте представлена полная и достоверная информация о правилах поведения, порядке приема и набора в гимназию, а также прочих нормативных документах, которые регулируют деятельность образовательной организации.

Правила поведения пользователей на сайте не указаны.

Порядок приема и набора в гимназию соответствует нормативным документам. На сайте представлена информация о необходимых документах для поступления, условиях приема, критериях отбора и других важных аспектах процесса приема.

В целом, сайт гимназии правильно выполняет рекомендации и требования, установленные в нормативных документах. Он предоставляет достоверную информацию, соответствующую правилам и порядку деятельности образовательной организации.

  1. Среди информации, которая может быть полезна родителям, можно выделить только информацию о поступлении в гимназию и достижения учащихся на новостной доске. Сайт не слишком информативен и вряд ли родителям может быть полезен.
  2. Сайт не имеет никакой особо полезной информации для учащихся.

Вывод: Сайт 80 гимназии г. Челябинска представляет собой эстетически непривлекательную и сложную платформу для работы с информацией. Внешний вид сайта устарел, дизайн неактуален и не привлекает посетителей. Навигация на сайте неудобная, шрифты мелкие и неединообразные. Важная информация расположена незаметно, а объявления занимают слишком много места. Сайт неактивно обновляется и не предоставляет достаточно полезной информации для родителей и учащихся. Однако, сайт соответствует нормативным документам и предоставляет информацию о правилах поведения и порядке приема в гимназию. В целом, сайт требует обновления и улучшения, чтобы стать более привлекательным и полезным для своих посетителей.



Предварительный просмотр:

ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

     

   ВЫПОЛНИЛИ: ДЯТЛОВА В., КЛИМОВА А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) - совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:

. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

. логика, последовательность компонентов;

. методы, приёмы, действия, операции;

. гарантия результата.

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода « производственно-технический процесс с гарантированным результатом»

Так как в моей курсовой работе речь идёт об эффективности учебного процесса в НАЧАЛЬНЫХ классах, то нельзя обойти некоторые факты. Маленький ребёнок обладает целостным миро представлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.

Когда он попадает в школу целостный мир в его сознании, распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба. Должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.

Такому вопросу уделяли внимание следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров («Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат»), Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов ( Л. Андерсон, Дж. Блок, и др.).

АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.

ГИПОТЕЗА: Использование игровых технологий на уроках музыки в начальной школе способствует успешному усвоению знаний учащихся.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игровая технология в начальных классах школ РБ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс обучения с использованием игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать использование игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

рассмотреть классификацию игровых технологий;

проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах средней школы;

обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах средней школы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

обучение игровой технология урок


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель воспитания.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·        в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·        как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·        в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр».

Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Игры - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» - М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость - всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обученья.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок начинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·        развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·        коммуникативную: усвоение диалектики общения;

·        самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·        диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;

·        функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·        межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

·        социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

.        Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

.        Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

.        Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

.        Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.

В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

·        Роли, взятые на себя играющими;

·        Игровые действия как средства реализации этих ролей;

·        Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

·        Реальные отношения между играющими;

·        Сюжет (содержание - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

Игра в обучении - яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра - явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют одну общую идею. Каждая игра - это набор задач. Задачи даются ребёнку в различной форме - в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции - и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие - доступные малышам и трудные - непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

·        Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;

·        Задания всегда опережают развитие способностей;

·        Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;

·        Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежит обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры, соотношение игровой модели и реальности.

Результативность дидактических игр зависит от:

·        Систематического их использования

·        Целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Классификация педагогических игр:

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.

«Вольные» игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, и этнографические.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

Форма - способ существования и выражение содержания. По форме выделяют самостоятельные типовые группы, в которых следующие игры: игры - празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций.

Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Развитию психологических качеств личности, эмоциональности и гибкости ума способствую игровые уроки. Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. В игровой увлекательной форме учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, что учатся - легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.

Рассмотрим некоторые особенности методических типов игр, принимаемых в образовательном процессе.

Деловые игры - хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке.

·        Знакомство с реальной ситуацией;

·        Построение её имитационной модели;

·        Написание сценария;

·        Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

·        Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

·        Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам.

Попробуем рассмотреть более подробно технологию деловой игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама. Схематично технологию деловой игры можно представить следующим образом.

Этап подготовки начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

После идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - содержание; процесс игры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры в зависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

·        По отношению к содержанию работы в группе - генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;

·        По организационным позициям - организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;

·        По отношению к новизне - инициатор, осторожный критик, консерватор;

·        По методологическим позициям - методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;

·        По социально-психологическим позициям - лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения результатов игры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делает вывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

·        Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

·        Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

·        Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.

Выделяют в структуре ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

. Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.

. Исходная ситуация. Выступает как способ её организации. При всём разнообразии определения понятия ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношение коммуникантов.

. Ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главных компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры, которые включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

По сути, ролевая игра является художественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни. Это одно из важнейших средств первичной социализации ребёнка, позволяющее расширить ролевой репертуар, отработать навыки ролевого поведения, овладеть ролевым этикетом и осознать его условность. Детские ролевые игры - своеобразная антология сценарных вариантов жизни и моментов, определяющих ход сценарного действия.

Таким образом называя ролевую игру игрой, иметь ввиду, что это «игра в жизнь», т.е. искусство, способ расширения реального жизненного опыта человека новым, иллюзорным, но переживаемым и поэтому подобным опыту подлинному.

Ролевая игра внесла вклад в развитие творческого и эстетического потенциала ребёнка, об изменении характера репродукции в игре и выработке навыков дедуктивного мышления, но нас интересует в данном случае прежде всего технология, т.е. принципы, приёмы и средства изображения в ролевой игре.

Можно сделать вывод, что путь воплощения основных принципов педагогической технологии игровой деятельности на уроке - это

.        Организация проживания урока как художественного образа;

.        организация творческих импровизаций, открывающих возможности самореализации всех участников;

.        осмысление и подведение итогов совместной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Анализ эмоционального состояния детей в результате проведённого урока музыки с применением игровой технологии показывает, что урок вызвал у детей эмоциональный подъём, что положительно сказывается на усвоение материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3

.        Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы м тесты. -М.2002, С.59-64

.        Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. 2005,С.5-6,26-27,

.        Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29

.        Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60

.        Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (в 2-х частях).М.: 1992.

.        Герман Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий» «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления». «Учительская газета» №40 (10069)/ 2005-10-04

.        Кларин М.В. Образовательные возможности игры // современная педагогика. - 1985, №3

.        Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: 1999 С.8



Предварительный просмотр:

Рецензия

на статью «Как не превратить разговоры о важном в рутинное мероприятие» доктора педагогических наук Андрея Александровича Остапенко.

Данная статья посвящена проблеме, возникшей при реализации воспитательного проекта «Разговоры о важном». Автор показывает принципиальные различия между педагогикой воспитывающих событий и педагогикой навязанных мероприятий. По мнению автора, в большинстве школ разговоры о важном являются рутинным навязанным мероприятием, реализация которого оставляет желать лучшего. Ученики не понимают для чего это нужно, а многие учителя не разделяют тех ценностей, о которых должны беседовать с учениками. В данной статье приведена сравнительная таблица мероприятия и события как типов воспитания. В ходе рассуждений автора очевидно, что разница между этими типами воспитания достаточно заметна.

Представленная статья несомненно актуальна, поскольку во всех школах страны «Разговоры о важном» являются обязательным еженедельным мероприятием, проведение которого далеко не всегда соответствует ожидаемым результатам.

Среди сильных сторон работы можно выделить простой и понятный язык повествования и прямолинейность автора. После прочтения статьи у меня не осталось недопонятых аспектов. Проблема описана ёмко и понятно, мне доставило удовольствие ее прочтение. Довольно интересным является вывод о том, что «Разговоры о важном» требуют, прежде всего, сердечности и искренности.

Оценивая работу в целом, могу сказать, что она очень легка для прочтения, полезна учителю начальных классов и ярко описывает проблему, раскладывая каждую деталь по полочкам.

Существенным недостатком статьи является недостаточная подкрепленность статьи исследованиями и жизненными примерами. Упомянутые недостатки связаны не столько с неглубокой проработкой материала автором, сколько с недостатком существующих в информационном пространстве исследований по данной теме и проблемностью в их проведении.

Научная статья Андрея Александровича Остапенко полностью отвечает существующим требованиям, которые представляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Дятлова Вероника Олеговна, 41 группа.