ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемного обучения | 23.79 КБ |
Здоровьесберегающая технология | 58.51 КБ |
Игровая технология | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель проблемного обучения — чтобы ученик не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы;
- определяет проблемные теоретические и практические задания; - ставит проблемные задачи.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.
Фрагмент урока математики «Таблица единиц площади» (4 класс)
Пос тано в ка учеб ной зада чи (3 мин ) | Выяв ление места и причи ны затру днени я, поста новка цели урока | Ф о р м а р а б о т ы : Ф Слов есны й: Бесед а Фор ма конт роля: внеш ний | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока - Мы с вами вспомнили как переводятся единицы измерения. Посмотрите на слайд. Давайте попробуем перевести единицы измерения 10 м = … см 4 560 000 см2 = … м2 769 006 м – это … км … м - Можем ли мы все единицы измерения перевести?
Узнать… Научиться…
| Выдвигают варианты формулировки темы, цели
второй вариант
Тема: Таблица единиц площади
Цель: Узнаем, как переводить единицы измерения площади Научимся переводить единицы площади
3) Закрепить полученные знания 4) Решить самостоятельную работу 5) Подвести итоги | УУПД: самостояте льное выделение и формулиро вание познавател ьной цели урока; УУКД: выражение своих мыслей; УУРД: постановка учебной задачи; | Учебная презентац ия |
Фрагмент урока математики
«Название компонентов и результатов деления» (2 класс)
По ста но вка уче бн ой зад ачи (4- 5 ми н) | В ыя вл ен ие ме ста и пр ич ин ы зат ру дн ен ия, по ста но вк а це ли ур ок а | Слов есны й: бесед а Форм ы орган изаци и: фрон тальн ый, парн ый Нагля дный метод : учебн ая презе нтаци я Форм а контр оля: внеш ний контр оль | 1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока.
|
4 – первый множитель 2 – второй множитель 8 – произведение
8 : 4 = 2 8 : 2 = 4
- Мы их не знаем
Предполагают Тема: «Название компонентов и результатов деления» Цель: Узнать компоненты деления.
| УУКД: - участие в учебном диалоге; - формулир ование ответов; - построен ие речевых высказыв аний. УУПД: осознани е и произвол ьное построен ие речевых высказыв аний в устной форме |
Сла йд 5
Сла йд 6
Сла йд 7
Сла йд 8 Сла йд 9
|
Фрагмент урока математики
«Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Пост анов ка учеб ной зада чи (4-5 мин) | Выя влен ие мест а и прич ины затр удне ния, пост анов ка цели урок а | Нагляд ный метод: демонс трация слайдо в
Словес ный метод: беседа
Парная работа Ф
Внешн ий контро ль
| 1. Подведение к теме урока. - Ребята, что вы видите сейчас вокруг себя?
План:
|
небесные тела.
Слушают и анализируют.
Открывают учебник на стр. 37.
Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Цель: Узнать, что такое «тела», «вещества», «частицы». Дополняют план 1. Узнаем о телах, веществах и частицах.
| УУПД: перерабат ывать полученн ую информац ию: делать выводы на основе полученн ых знаний.
УУРД: Определя ть цель деятельно сти на уроке с помощью учителя и самостоят ельно.
УУПД: уметь анализир овать ход и способ действий
УУПД: уметь структури ровать найденну ю информац ию в нужной форме.
УУРД: уметь составлят ь план действий.
УУРД: выработать учебную мотивацию |
2 слайд
Учебн ик
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд 8 слайд
|
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС:
- сбережение и укрепление здоровья учащихся;
- формирование у них ценности и культуры здоровья;
- выбор образовательных технологий;
- устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:
- Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
- Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности.
- Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
- Разумное использование наглядности.
- Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
- Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
- Стимулирование положительной мотивации к обучению.
- Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.
Фрагмент урока по обучению письму «Письмо строчной буквы ш» (1 класс)
«Откр ытие детьми нового знания » (10 мин) | Постро ение детьми нового способа действи й и формир ование способн ости к его выполн ению | Фронта льная Группа словесн ых методов : учебны й диалог
Группа наглядн ых методов : Пример ы, показ презент ации
|
Этот пальчик дедушка, (Массируем каждый пальчик) Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик я. Вместе мы одна семья (Затем движения повторяются на другой руке).
| Пальчиковая разминка
Смотрят, как рисовать узор Рисуют узор самостоятельно
| УУПД: Формули ровать выводы и подкрепл ять их доказател ьствами УУКД: Восприни мать и формули ровать суждения УУРД: Планиров ать действия по решению учебной задачи
|
|
Фрагмент урока по литературному чтению «Н.Н. Носов «На горке»» (2 класс)
Фи зку льт ми нут ка (1 ми н) |
|
|
Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте) Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши) Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)
| Выполняют движения |
|
|
Фрагмент урока по русскому языку
«Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технология игрового обучения
Основоположник - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.
Технология игрового обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Фрагмент урока по русскому языку «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс)
Вк лю чен ие в сис тем у зна ни й, пов тор ени е (7-8 мин) | Вкл юче ние "отк рыт ия" в сист ему знан ий, повт оре ние и закр епле ние ране е изуч енн ого |
Фрон тальн ая форм а
Слове сный метод : слово учите ля
Внеш ний контр оль | 1. Обобщение материала урока.
| 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Иду в школу, иду в театр, иду на концерт. Работаю в магазине, работаю на почте, работаю в больнице. Пришёл из школы, пришёл с работы, пришёл с улицы. Нашел в газете, нашел в лесу, нашел под столом. Привез из города, привез к дому, привез с собой. Приехал с другом, приехал к родителям, приехал с собакой. Растут у дома, растут под землей, растут между деревьями. Бежал из леса, бежал около дома, бежал для здоровья. Проезжал перед больницей, проезжал между городами, проезжал по трассе. Сделал для мамы, сделал к празднику, сделал от чистого сердца. Живу в городе, живу в деревне, живу на улице.
Я иду завтра на концерт. Папа пришел с работы поздно вечером. Я живу в большом городе.
Выполняют проверку
- Успех зависит от слаженности в команде
Составляют предложения
Оценивают свою деятельность | УУПД : перера батыва ть получе нную инфор мацию: делать вывод ы на основе получе нных знаний.
УУРД: уметь определ ять послед овател ьность действ ий
УУПД : работа ть по предло женно му плану, выдвиг ать свой план
|
Слайд 28
|
Фрагмент урока по русскому языку «Слово» (2 класс)
Обобщен ие и системат изация знаний и умений | Повтор ение способ а действ ий | Фронталь ная форма
Словесн ый метод: беседа |
Синонимы: огонь – пламя, гигант – великан, веселье – радость. Антонимы: добро – зло, большой – маленький, день – ночь.
|
|