ПК 4.3
методическая разработка

Дятлова Вероника Олеговна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

 

Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.  

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемного обучения — чтобы ученик не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания; - ставит проблемные задачи.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;
  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.

Фрагмент урока математики «Таблица единиц площади»  (4 класс)

 

Пос тано в ка учеб ной

зада чи (3

мин )

Выяв

ление места и

причи ны

затру

днени я,

поста новка цели урока

Ф о

р

м а

р а б о т

ы

: 

Ф

Слов есны й:

Бесед а

Фор ма

конт

роля: внеш ний

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

- Мы с вами вспомнили как переводятся единицы измерения. Посмотрите на слайд. Давайте попробуем перевести единицы измерения

10 м = … см

4 560 000 см2 = … м2 

769 006 м – это … км … м - Можем ли мы все единицы измерения перевести?  

 

  • Исходя из этих примеров, кто сможет сформулировать тему урока? - Верно, а теперь поставим перед собой цели при  помощи опорных слов:

Узнать…  

Научиться…

  • Отлично
  • Также нам нужно составить план, по которому мы будем следовать в течение всего урока.
  • Внимание на экран. Давайте расположим план в правильном порядке.

Выдвигают варианты формулировки темы, цели 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Нет, так как мы не знаем

второй вариант

 

 

Тема: Таблица единиц площади

 

Цель: Узнаем, как переводить единицы измерения площади Научимся переводить

единицы площади  

 

  • 1) Познакомиться с единицами площади 2) Составить таблицу единиц площади

3) Закрепить полученные знания 4) Решить самостоятельную работу

5) Подвести итоги

УУПД:

самостояте льное

выделение

и

формулиро вание

познавател ьной цели урока;

УУКД:

выражение своих

мыслей; УУРД:

постановка

учебной задачи;

Учебная презентац ия

 

 

Фрагмент урока математики  

«Название компонентов и результатов деления» (2 класс)

 

По ста

но

вка уче бн ой зад ачи   (4-

5

ми

н)

В ыя вл ен ие ме

ста и пр ич ин ы

зат ру дн

ен

ия, по

ста но вк а це ли ур ок а

Слов есны й:

бесед а

Форм ы

орган изаци и:

фрон

тальн ый, парн ый

Нагля дный

метод

:

учебн ая

презе

нтаци я

Форм а

контр оля: внеш ний

контр оль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока.  

 

  • Посмотрите на экран. Назовите компоненты и результат умножения. 4 * 2 = 8.  

 

  • Давайте попробуем из этого равенства составить примеры на деление.  

 

  • Как вы думаете, как называются компоненты и результат деления? Можем ли мы их назвать?  

 

  • Предположите, какая тема нашего урока?  
  • Какую цель мы поставим на урок?  Узнать…

 

  • Для того, чтобы цель урока была достигнута, нам нужно составить план.  

 

  • У вас на партах лежат карточки с планом, но пункты перепутались. Вам с соседом по парте нужно посовещаться и расставить пункты в правильном порядке.  
  1. Выполнить самостоятельную работу.
  2. Узнать компоненты деления.
  3. Подвести итоги.  
  4. Потренироваться в решении примеров с называнием компонентов.
  5. Вспомнить компоненты других действий.  

 

 

4 – первый множитель

2 – второй множитель

8 – произведение

 

8 : 4 = 2

8 : 2 = 4

 

 

- Мы их не знаем

 

 

Предполагают Тема: «Название компонентов и результатов деления» Цель: Узнать компоненты деления.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вспомнить компоненты других действий.
  2. Узнать компоненты деления.
  3. Потренироваться в решении примеров с называнием компонентов.
  4. Выполнить самостоятельную работу.
  5. Подвести итоги.  

УУКД:  - участие в

учебном диалоге;

-

формулир ование

ответов;

-

построен ие речевых высказыв аний.  УУПД: осознани

е и

произвол ьное построен ие речевых высказыв аний в устной форме

 

 

 

Сла

йд 5

 

 

 

Сла

йд 6

 

 

 

 

 

 

Сла

йд 7

 

Сла

йд 8 Сла

йд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент урока математики  

«Тела, вещества, частицы» (3 класс)

 

Пост анов ка

учеб ной

зада чи   (4-5 мин) 

Выя влен ие

мест а и

прич ины затр

удне

ния,

пост анов ка

цели

урок а 

Нагляд ный

метод: демонс трация

слайдо в

 

 

 

 

 

Словес ный

метод:

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа Ф

 

 

 

Внешн ий

контро ль

 

 

 

1. Подведение к теме урока.  - Ребята, что вы видите сейчас вокруг себя?

  • Как это все можно назвать одним словом?
  • Ребята, посмотрите на слайд, у нас написано слово «Тела», где вы слышали это слово? - Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. Любой объект живой и неживой природы, называют телами. Это первый шаг, который мы с вами сделали, для того, чтобы узнать какая тема урока у нас сегодня будет.
  • Посмотрите на слайд, перед вами кроссворд и одно слово в нем уже есть, а еще двух слов не хватает.
  • Чтобы их угадать ответьте на вопрос: Из чего состоят тела?  Работа с учебником.  
  • Затрудняетесь ответить? Тогда откройте учебник на стр. 37 и прочитайте первое предложение. - Верно! И у нас осталось еще одно не заполненное поле. - Ребята, как вы думаете почему мы не видим сахар, когда он растворяется? Вот смотрите кусок сахара - это у нас тело, сам сахарвещество, а когда он растворится в воде, во что он превратится? - Не знаете? А он превратился в частицы!

 

  • Так о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

  • Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

План:  

  1. Узнаем о (…).  
  2. Выполним (…) работу.
  3. Подведем (…).

 

 

  • Парта, цветок и т.д. - Объекты, предметы.

 

  • Человеческое тело,

небесные тела.

 

 

 

Слушают и анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебник на стр. 37.

 

  • Тела состоят из веществ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Тела,

вещества, частицы»

 

Цель: Узнать, что такое

«тела»,

«вещества», «частицы».

Дополняют план 1. Узнаем о телах, веществах и частицах.  

  1. Выполним самостоятельную работу.  
  2. Подведём итоги.  

УУПД: 

перерабат ывать полученн ую информац ию: делать выводы

 на основе полученн ых знаний.

 

УУРД:

Определя ть цель деятельно сти на

уроке с

помощью учителя и самостоят ельно.

 

УУПД: уметь анализир овать ход и способ

действий 

 

УУПД: уметь структури ровать найденну ю информац ию в нужной форме. 

 

УУРД: уметь составлят ь план действий.

 

УУРД:

выработать учебную мотивацию 

 

 

 

2

слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебн

ик

 

 

 

3

слайд

 

 

 

 

 

 

4

слайд

 

 

5

слайд

 

 

6

слайд

 

 

7 слайд 8

слайд

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

 

Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.  

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС:  

  1. сбережение и укрепление здоровья учащихся;  
  2. формирование у них ценности и культуры здоровья;  
  3. выбор образовательных технологий;  
  4. устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.  

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  1. Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
  2. Осуществление         обучения на наиболее оптимальном уровне сложности.  
  3. Рациональное чередование         двигательных         и статических нагрузок.
  4. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
  5. Разумное использование наглядности.
  6. Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
  7. Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
  8. Стимулирование положительной мотивации к обучению.
  9. Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

Фрагмент урока по обучению письму «Письмо строчной буквы ш» (1 класс)

 

«Откр ытие

детьми нового

знания

»

(10 мин)

Постро ение

детьми нового

способа действи й и

формир ование способн

ости к его

выполн ению 

Фронта льная

Группа словесн ых

методов

:

учебны й

диалог

 

Группа наглядн ых

методов

:

Пример

ы, показ презент

ации

 

  • Давайте разомнём наши пальчики, прежде чем начнем писать.

Этот пальчик дедушка, (Массируем каждый пальчик)

Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик я.

Вместе мы одна семья

(Затем движения повторяются на другой руке).

C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SmRIzrkuNZs.jpg 

  • Перед тем, как начать писать элементы буквы ш, давайте с вами дорисуем узор. Сначала посмотрите, как это делаю я.
  • Можете приступить к рисованию узора у себя в прописи.  

 

Пальчиковая

разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, как рисовать узор Рисуют узор

самостоятельно

 

УУПД:

Формули

ровать выводы и  

подкрепл ять их доказател ьствами  УУКД:

Восприни мать и

формули ровать суждения УУРД:

Планиров ать действия

по решению учебной

задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент урока по литературному чтению «Н.Н. Носов «На горке»» (2 класс)

 

Фи зку льт ми нут ка (1 ми

н)

 

 

  • Ребята, встаньте. Выйдите из-за парт так, чтобы вам не мешали стулья.  

 

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

(Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши)

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

(Прыжки на месте)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

(Шагаем на месте)

 

  • Молодцы! Мы немного размялись, а теперь присаживайтесь на свои места.  

Выполняют движения

 

 

 

Фрагмент урока по русскому языку  

«Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс)

 

 



Предварительный просмотр:

Технология игрового обучения

 

Основоположник - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,

И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.        

Технология игрового обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

 

Фрагмент урока по русскому языку «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс)

 

Вк лю чен ие в

сис

тем у

зна ни

й, пов тор ени е

(7-8 мин) 

Вкл юче

ние

"отк рыт

ия" в

сист ему

знан ий,

повт оре

ние и

закр

епле ние

ране е

изуч енн

ого 

 

 

Фрон тальн ая

форм а

 

 

 

 

 

 

 

Слове сный

метод

:

слово учите ля

 

 

 

 

Внеш ний

контр оль 

1. Обобщение материала урока.  

 

  • Сейчас вам предстоит необычное задание: вам нужно встать по три колонны, первый вариант вставайте вместе со вторым, чтобы получилась одна команда. Сейчас у вас будет эстафета.  
  • Вам нужно составить по одному словосочетанию. Но не забывайте, что те, кто составил словосочетание, должны передать эстафету другому участнику из команды, а после встать в конец.  

 

 

 

 

 

  • Вы составили словосочетания. Теперь я приглашаю двух человек от каждой команды. Вам нужно проверить на правильность словосочетания другой команды. Первая команда проверяет правильность словосочетаний второй команды, вторая команды – третьей, а третья – первой команды.

 

  • Ребята, вы все большие молодцы! В нашей эстафете победила дружба!
  • Как вы думаете, от чего зависит успех в команде?  

 

  • Теперь в парах вам нужно составить предложение с любым словосочетанием.  

 

  • Оцените свою работу в команде.  

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Иду в школу, иду в театр, иду на концерт.

Работаю в магазине, работаю на почте, работаю в больнице.

Пришёл из школы, пришёл с работы, пришёл с улицы. Нашел в газете, нашел в лесу, нашел под столом.

Привез из города, привез к дому, привез с собой. Приехал с другом, приехал к родителям, приехал с собакой.

Растут у дома, растут под землей, растут между деревьями.

Бежал из леса, бежал около дома,  бежал для здоровья. Проезжал перед больницей, проезжал между городами, проезжал по трассе. Сделал для мамы, сделал к празднику, сделал от чистого сердца.  

Живу в городе, живу в деревне, живу на улице.  

 

Я иду завтра на концерт.  Папа пришел с работы поздно вечером.

Я живу в большом городе.  

 

 

Выполняют проверку

 

 

 

 

- Успех зависит от

слаженности в команде

 

 

Составляют предложения

 

 

Оценивают свою деятельность

УУПД

: 

перера

батыва

ть

получе нную инфор мацию: делать вывод ы на основе получе нных знаний.

 

УУРД: уметь  определ ять

послед овател ьность действ

ий

 

УУПД

: 

работа

ть по предло женно му

плану,

выдвиг

ать свой план  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

28

 

 

Фрагмент урока по русскому языку «Слово» (2 класс)

Обобщен ие и

системат изация

знаний и умений

Повтор ение

способ а

действ ий

Фронталь ная

форма

 

 

 

 

 

Словесн ый

метод: беседа

 

  • Мася подготовила для вас еще парочку вопросов.  
  • Какие слова называют синонимами?  

 

 

  • Какие слова называют антонимами?  

 

 

 

  • Сейчас я буду передавать мячик и буду называть слово. При этом, буду говорить что вам нужно назвать: синоним или антоним к этому слову.  
  • Поднимите руку те, кто не понял задание.  

 

Синонимы: огонь – пламя, гигант – великан, веселье – радость.

Антонимы: добро – зло, большой – маленький, день – ночь.  

 

  • Скажите, что мы сейчас с вами вспомнили?  

 

  • Мася довольна тем, как вы поработали, поэтому отправляет вас к следующему Фиксику – к Верте.

 

 

  • Синонимы - слова одной ч разные по написанию, но со сходные в лексическом зна - Антонимы - слова одной ч различные по звучанию и н противоположные по лекси значению.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Синонимы и антонимы