ПК 4.3
методическая разработка

Погорелова Виктория Игоревна

Для правильной систематизации и оценки педагогического опыта, образовательные технологии в области начального общего образования, необходимо умение анализировать материал, который был составлен самостоятельно или на основе педагогического опыта других учителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии «Коллективный способ обучения»

на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.

Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.

Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.                                                         Я.А.Коменский.

Технология КСО имеет различные названия:

  • организованный диалог
  • коллективное взаимообучение
  • обучение в сотрудничестве

Эта технология разрабатывалась

Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Роджером Джонсоном и Дэвидом Джонсоном; и Эллиотом Аронсоном.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяют актуальным запросам общества.

«Образование в течение жизни» - вот направление сегодняшнего дня.

Фрагмент урока окружающему мира по теме: «Какая бывает промышленность?»

Фрагмент урока окружающего мира по теме: «Политическая карта России и соседних стран»



Предварительный просмотр:

       Технология разноуровневого обучения

       Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

        Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

             Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.

                Перед учителем встает проблема: как научить разных школьников? Ему на помощь приходит внутренняя дифференциация, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся. Известно, что люди различаются типологическими чертами в соответствии с четырьмя группами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Среди любой из четырех групп есть ученики с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Следовательно, определение групп для дифференцированного подхода намного сложнее, чем деление школьников по темпераменту, так как ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эти различия [2].

               Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цель технологии разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:

-  задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности;

- ученик вправе сам выбрать задания. Он должен объективно оценивать свои знания и самостоятельно выбирать уровень, соответствующий его подготовленности.

Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания. При изложении нового материала работа может строиться таким образом. Учитель подробно объясняет программный материал, акцентируя внимание на базовом уровне. Следующий этап — закрепление — предполагает самостоятельную работу учеников. На этом этапе важно отследить уровень усвоения материала учащимися, выполняющими дифференцированные задания. На следующем — повышенном — уровне внимание уделяется заданиям творческого плана (кроссворды, загадки, ребусы), которые создают более полную картину полученных знаний, дополняют ранее изученное, помогают систематизировать и обобщить материал. Предполагается самостоятельное выполнение заданий. На уроке закрепления и обобщения ученики самостоятельно выбирают задания, соответствующие их уровню усвоения учебного материала [1].

В результате организации образовательного процесса на основе технологии разноуровневого обучения, как показал наш опыт, повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению в учебной и внеучебной деятельности; наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня; базисный минимум усваивают практически все обучающиеся. Основным же показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких жизненных результатов.

Фрагмент урока математики в 1 классе по теме: «Сколько всего?»



Предварительный просмотр:

Технология игрового обучения.

Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе

по теме: «Местоимение»



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Виды:

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой  информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.  Время — 2-3 минуты. Игры (дидактические, ролевые, деловые) — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки.

Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Фрагмент урока обучения письму в 1 классе по теме: «Строчная буква д»