ПК 4.4
методическая разработка
Оформление педагогических разработок в виде , рефератов, курсовых, отчётов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рецензия на статью | 109.94 КБ |
Отчёт по анкетированию учителей | 328.96 КБ |
Тезисное выступление по итогам обобщения методической службы школы | 197.42 КБ |
Отчёт по анализу сайта школы | 61.23 КБ |
Реферат | 43.37 КБ |
Курсовая работа | 373.93 КБ |
Реферат презентация | 454.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Косикова Александра Сергеевна
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО СРЕДСТВАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ.
РЕФЕРАТ
Реферат защищен с оценкой «____» (____________) «_____» _____________ 2022 года Участие в Конкурсе рефератов: Рекомендован _________________ подпись руководителя Не рекомендован ______________ подпись руководителя | Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах Курс: 2, группа: 21 Руководитель: Горячёва С., Л., преподаватель МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания |
Челябинск, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ | 5 |
1.1 Общая характеристика понятия «экологическая грамотность » в современной психолого-педагогической литературе. | 8 |
1.2. Возрастные особенности развития экологическая грамотность у младших школьников | 9 |
1.2.Экологическая грамотность как составляющая экологической позновательной ддеят в начальной школе. | 11 |
1.4 Формирование экологическая грамотность на уроках окружающего мира поср позн квестов | 15 |
Выводы по 1 главе | 16 |
Глоссарий | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Сейчас в обществе понимают, что экологическое образование и воспитание, бережное отношение к природе, начинается не во взрослом состоянии, а с детского возраста. Начинать прививать любовь к природе надо еще до школы. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе, именно школа формирует уже осознанное отношение к природе и природным процессам. Это тот период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Поэтому перед учителями, передающими знания экологии, стоят следующие задачи:
- понимание современных проблем окружающей среды;
- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
- умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
Наиболее эффективным средством вовлечения учащихся в учебный процесс остается элемент занимательности на уроках. Его разнообразие и применение позволяет повысить познавательную активность учащихся, привить любовь к учебе и самостоятельному познанию окружающего мира и формированию экологических знаний.
Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, Л. И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
Но на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира через использование занимательного материала.
Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников через использование занимательного материала.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы «Развитие экологической грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира по средствам познавательных квестов .»
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников.
Предмет исследования: формирование экологических знаний у младших школьников на уроках окружающего мира через использование занимательного материала.
Цель исследования:
Активизация экологической деятельности учащихся посредством использования квест-технологии, переориентация учащихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятий: «экологические знания», «младший школьник», «окружающий мир », «занимательный материал».
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ.
1.1. Общая характеристика понятия «познавательные квесты» в
современной психолого-педагогической литературе.
В данной работе квест - технология рассматривается как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей начальных классов. Универсальные познавательные компетентности основываются на решении задач в рамках ключевых компетенций детей. Познавательные квесты для школьников позволяют развивать различные сферы развития детей, предполагают участие в развитии школьников всех субъектов образовательного процесса, включая социальных партнеров. Исследование формирования универсальных познавательных компетентностей детей начальных классов включало в себя работу с детьми, педагогами и родителями, а также музеями, библиотеками и другими социальными партнерами с целью наиболее полного взаимодействия детей и формирования необходимых способностей.
По мнению отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.), выживание человечества во многом зависит от уровня экологической образованности граждан. Важную роль в решении данной задачи играет школа. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) [1, 15], среди требований личностных и предметных результатов есть следующие: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей...», «формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы…». Таким образом, государство требует совершенствования экологического образования подрастающего поколения, как компонента для устойчивого развития общества. В настоящее время необходимым минимумом при подготовке учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является определенный уровень знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах. Для понимания термина «экологические знания» сначала рассмотрим понятия, составляющие это словосочетание, и определим, что такое «экология» и « знание».
Слово «экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, и «логос» – наука, то есть экология – наука о том «доме», в котором мы все живем, о нашей планете. В 1866 году при написании работы «Всеобщая морфология организмов» родоначальник экологии Эрнст Геккель дал ей следующее определение: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». В настоящее время экологию определяют как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Задачи экологии:
– исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с воздействиями на природу, вызванными деятельностью человека;
– создание научных основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов;
– прогнозирование возможных в будущем изменений природной среды, в том числе под влиянием деятельности человека.
И.А. Каиров дает такое определение: «Знание учащихся – это результат педагогически направленного усвоения фактов, законов, принципов, а также зашифрованных образов явлений и предметов» .
В психологии «знание» - это «результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов» .
Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего. По мнению И.Д.Зверева, «экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды.» .
Н. Ф. Реймерс отмечает, что «экологическое образование – это система знаний об окружающей природоохранной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности».
Рассмотрим, как представлено экологическое образование во ФГОС НОО второго поколения. Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стандарте встречаются лишь однажды – в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы (далее ООП) по курсу «Окружающий мир» (раздел 3.3.3), где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности…». С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требования) этого документа. В обширном перечне требований к личностным результатам освоения ООП находим требования, отражающие весь спектр направлений воспитания, традиционно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое, эстетическое, нравственное, физическое. Качества (компетенции) непосредственно относящиеся к области экологического воспитания, здесь не называются. По мнению Николаевой С.Н. только учебный предмет «Окружающий мир» ответственен за экологическое образование младших школьников.
Успешное решение экологического образования в начальной школе осуществляется через применение различного занимательного материала, так как занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по окружающему миру. Занимательный материал особенно важен в начальных классах .Обращаясь к рассмотрению термина , необходимо прежде всего взять за основу определение ключевых понятий.
Занимательный – способный занять внимание, воображение, интересный .
Занимательный – такой, который занимает, захватывает .
Занимательный – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом .
Занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных фактов, ситуаций, использование хорошо организованного демонстрационного материала .
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой учащиеся в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности .
Занимательный материал – эффективные средства включения младшего школьника в процесс обучения и в процесс творчества на уроках, помогающий учителю в формировании у обучающихся положительных мотивов учения.
Таким образом, «экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» .
Целью экологического образования младших школьников, по мнению Симоновой Л. П. является становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека».
1.2. Познавательные квесты, как составляющая экологической
грамотности в начальной школе.
Посредством использования технологии квест происходит переориентация обучающихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса. Образовательная технология квест способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций обучающихся и дополняет традиционную модель учитель – учебник – ученик актуальной моделью ученик – информационная среда – учитель.
Quest в переводе с английского языка означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
В образовательном процессе квест – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным маршрутам.
Не удивительно, что дети в восторге от квестов, ведь они так любят разгадывать тайны, решать сложные задачи, находить ответы, идти к цели.
Образовательный квест позволяет решить следующие задачи:
-образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников); развитие критического мышления;
- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
-воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению.
Квест-технология имеет ряд особенностей:
- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
-самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения;
-целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка.
Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы.
1.3. Возрастные особенности развития познавательных
квестов у младших школьников.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью ребёнок занят в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
В современной психолого-педагогической науке возрастные особенности младших школьников изучены довольно полно. Так, основные положения изложены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.А Люблинской, Р.С. Немов, Г.А. Цукермана, Д.Б. Эльконина и др. К младшим школьника относятся дети от 6-7 до 11-12 лет. Дети этого возрастного отрезка обладают широким спектром психологических особенностей. Однако
некоторые учёные несправедливо утверждают, что младшие школьники не имеют ещё ярко выраженных особенностей, которые следовало бы учитывать в ходе обучения, поэтому считают организацию дифференцированного обучения в начальной школе нецелесообразной.
Позволим себе с этим не согласиться. Действительно, ребёнок, который только поступил в 1 класс, обладает ещё особенностями дошкольника. Его психические процессы непроизвольны, неустойчивы, почти отсутствует саморегуляция. Но ученик 3-4 класса по своим психологическим характеристикам ближе к младшему подростку. Мы считаем, что, если учитель, работая с 1-2 классом, накопит информацию о развитии возрастных и проявлении индивидуальных особенностей своих учеников, это позволит ему выделить в дальнейшем индивидуально-типологические особенности, которые станут основой эффективного осуществления дифференцированного обучения в 3-4 классах.
Проиллюстрируем отличие ученика 1-2 и 3-4 классов на примере развития важнейших познавательных процессов.
Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Ребёнок приходит в первый класс не владея мнемоническими приёмами. Он стремится к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения в процессе обучения.
В дальнейшем мнемоническая деятельность школьника становится более осмысленной и производительной. Важнейшим приёмом запоминания текста является его деление на смысловые части и составление плана. Ученики 1 и 2 класса затрудняются разделить текст на части, а если и прибегают к делению, то лишь механически расчленяют запоминаемый материал с целью заучивания небольших по объёму отрывков текста. В 3-4 классе повышается техника чтения, дети могут самостоятельно прочитать и понять текст, в связи с этим
могут осознанно применить приём деления текста на смысловые части в полной мере.
Восприятие первоклассника также находится в развитии. Его привлекают только внешние яркие признаки предмета. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета, выделить среди них существенные, дети ещё не могут. .
Уже к концу 1 класса ученик может воспринимать предметы в соответствии с потребностями, возникающими в процессе обучения, и вне зависимости от их внешней привлекательности.
Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем восприятие.
Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений, средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности, приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения.
У младших школьников, как у дошкольников, преобладает непроизвольное внимание. Однако в процессе обучения в начальной школе внимание развивается очень интенсивно.
Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием и могут сконцентрировать его на любом учебном материале. Произвольность внимания – важное приобретение младшего школьного возраста.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей воображение.
Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники должны воссоздать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, незнакомые ландшафты, расположение геометрических фигур в пространстве и т.д.).
Первоначально воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В начале 2 класса, а затем в 3 классе наступает вторая стадия.
Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние движущегося объекта. Ученики 3-4 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые характером движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой
конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в начале урока, или решать математические задачи, условия которых приведены в виде абстрактной графической схемы.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно можно вообразить, что оно произошло, и тогда столь же условно выяснять его последствия).
В процессе развития мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (1 и 2 классы) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы
или их прямые заместители, изображения. Такой анализ называют практически действенным, или чувственным.
Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под влиянием ярких признаков предметов. Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые внешние признаки и свойства. Элементы природоведения, географии и истории предъявляются младшему школьнику таким образом, чтобы производимые им обобщения как можно шире опирались на наблюдения конкретных ситуаций, на знакомство с их детальными словесными описаниями. При сопоставлении такого материала дети выделяют сходные внешние черты и обозначают их соответствующими словами). Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести конкретный пример или иллюстрацию, которые соответствуют полученным знаниями. Эти особенности мышления младших школьников служат основой широкого применения принципа наглядности в начальном обучении.
На основе систематической учебной деятельности к 3 классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания связей между понятиями. К 3 классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией (например, «стол – имя существительное»).
Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию.
Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности.
1.4 Особенности познавательных квестов на уроках окружающего мира.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее все познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Советский ученый Л. В. Занков сделал попытку сформулировать некоторые критерии психического развития детей в процессе их обучения в начальной школе. При этом он опирался на громадный экспериментальный материал многолетних исследований, проведенных под его руководством во многих начальных классах школ страны. Критериями психического развития, по Л. В. Занкову, являются:
1. Легкость и подвижность взаимодействия восприятия и представлений.
2. Тесная связь между речью, как формой мыслительных процессов, и предметным действием, благодаря чему планирование учеником своей работы происходит адекватно. Школьник осознает ход своей работы.
3. Целостность, интегративность компонентов психической деятельности (мышления, наблюдения, эмоциональности, планирования, навыков).
4. Устойчивость и интенсивность проявления потребности в познании.
5. Системность, гибкость, осознанность знаний.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
Выводы по 1 главе
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами сделаны следующие выводы.
Экологическое знание — это сохранение в памяти и воспроизведение экологических понятий, правил и законов. Экологические знания дают человеку следующее: способность правильно рассуждать; способность чувствовать, понимать и ценить красоту окружающего мира; способность к добру и нравственности; понимать важные истины.
Большое место в экологическом образовании младших школьников отводится формированию экологических знаний, ведь особенностью младшего школьного является формирование нового вида деятельности учебной. В процессе экологического образования формируется система знаний, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний.
Глоссарий
Глоссарий – это словарь, в котором содержатся толкования всех слов, которые могут быть незнакомы читателю. Глоссарий значительно облегчает восприятие текста, так как человек в любой момент имеет возможность обратиться к словарю и проверить значение определённого термина.
Глоссарий эффективно используется при переводе профессиональных текстов на другой язык. В некоторых языках есть термины, которые не имеют своих аналогов в других.
Кроме того, часто возникает ситуация, когда в тексте встречаются слова, которые обладают несколькими значениями, и далеко не всегда по контексту понятно, что термин обозначает. Глоссарий позволяет максимально снизить вероятность неточного перевода, ведь в таком случае значения определённого термина всегда можно уточнить в словаре.
Глоссарий широко используется при составлении различных юридических документов. Это делается для того, чтобы избежать любых возможных неточностей, что особенно важно в юриспруденции и законодательстве.
Перед тем, как начать делать глоссарий, стоит понять, какие принципы лежат в основе составления глоссария. Читатель должен полностью понимать смысл изложенного в тексте материала. Соответственно, все слова, которые могут вызвать трудности в понимании, должны быть вынесены в глоссарий.
Определение термина обязано точно и недвусмысленно раскрывать понятие. При этом информация должна быть изложена простыми словами. Читатель не должен испытывать трудностей при поиске определения термина, а потому в глоссарии все слова следует расставлять в алфавитном порядке.
Необязательно использовать именно такой порядок, вполне реально составлять словарь по страницам. Главный принцип – человек, обратившийся к глоссарию, не должен иметь проблем с нахождением требуемого определения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологическом образовании нынешнего и будущего поколений. Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира
В первой главе были рассмотрены теоретические подходы к проблеме формирования экологических знаний младших школьников. Мы пришли к выводу, что проблема экологического образования достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы). Во второй главе были разработаны фрагменты уроков. В результате опытно-практической работы было доказано, что уровень экологических знаний учащихся вырос в сравнении с первичными результатами. Таким образом, на основе полученных результатов опытно - практической работы, можно утверждать, что проведение уроков с использованием исследовательской деятельности и игр способствует углублению экологических знаний, пониманию экологических связей, и на этой основе положительно влияет на уровень экологического воспитания и образования младших школьников. Задачи исследования выполнены, гипотеза доказана, цель достигнута
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции//Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.
2.Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты//Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99».- http://ito.bitpro.ru/1999.
3.Василенко А. В. https://www.predmetnik.ru/conference_notes.
4.Каравка А. А. http://mir-nauki.com/PDF/45PD MN315. pdf. Николаева Н. В. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf2002 , №7.- http://vio.fio.ru/vio.
5.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б.,
6.Плеханова Е.М. Образовательныйквест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования.-2015.-№ 1-2.
7.Петунин О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС// Инновации в образовании.-2014.
8.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системыповыш. квалиф. пед. кадров/под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9.Романцова Ю. В., http://festival.1september.ru/articles/513088/ .
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2000.
10. Кулагана И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1997.
12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребёнка / под
ред. Е.Д. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.
13.Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред.
Л.В. Занкова. – М.: Педагогика, 1975.
13.Кондаурова, Т. И. Теория и методика обучения биологии: экологическое образование и воспитание : учебное пособие / Т. И. Кондаурова, Н. Е. Фетисова ; под ред. Т. И. Кондаурова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 142 c.
14.Лазаренко, Е. Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе : учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников» / Е. Н. Лазаренко. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 52 c. — 2227-8397.
15.Матекина, Э. И. Окружающий мир для начальной школы в таблицах и схемах : круговорот веществ, живая и неживая природа, органы и системы человека / Э. И. Матекина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 64 c.
16.Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) : учебное пособие для студентов / А. В. Миронов. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 578 c
17.Миронов, А. В. Традиции и инновации естествоведческого и обществоведческого образования младших школьников: пособие для магистрантов по направлению «Педагогическое образование», (профиль «Инновационное начальное образование»), учителей начальной школы / Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 97 c. — 2227-8397. —
18.Полищук, О. Н. Основы экологии и природопользования : учебное пособие / О. Н. Полищук. — СПб. : Проспект Науки, 2017. — 144 c.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в современных условиях проблема экологической грамотности младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Начальная школа формирует осознанное отношение к природе и природным процессам. В этом возрасте ребёнок доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность.
Тема исследования : « Развитие экологической грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира по средством познавательных квестов ». Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование возможностей формирования экологической грамотности младших школьников посредством проектной деятельности.
Задачи исследования: 1) . Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятий: «экологические знания», «младший школьник», «окружающий мир », «занимательный материал». 2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе 3. поисково-познавательной деятельности Методы исследования: 1. анализ психолого-педагогической литературы; 2. изучение педагогического опыта; 3. наблюдение, собеседование, педагогический эксперимент, сравнение, описание.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ Основные вопросы: 1.1 Общая характеристика понятия «экологическая грамотность» в современной психолого-педагогической литературе. 1.2 Возрастные особенности развития познавательных квестов у младших школьников. 1.3 Познавательные квесты как составляющая экологическая грамотность в начальной школе 1.4 Формирование экологическая грамотность на уроках окружающего мира по средствам познавательных квестов
Особенности понятия «экологическая грамотность » Экологическая грамотность ‒ это «уровень естественно-научных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности».
Образовательная технология квест способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Квест в переводе с английского означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Образовательный квест позволяет решить следующие задачи? 1) образовательную (вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс) 2) развивающую (развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся) 3) воспитательную – ( воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание к культурным традициям, истории, краеведению)
Особенности квеста : 1) образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер 2) самовыражению ребёнка способствует внедрение новых технических средств обучения 3) целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка
Выводы Таким образом, проведенное нами исследование показало, что экологическая грамотность ‒ это «уровень естественно-научных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности», а квест в переводе с английского означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы