ПК 4.1.
методическая разработка

Куракина Мария Сергеевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ рабочей программы «Русский язык»

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

 Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

 Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

 Нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

 Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

 Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

 Да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

 Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

 Нет

содержание учебного предмета

 Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, в которую входит данный учебный предмет

 Да

место и роль учебного предмета в обучении

 Нет

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

 Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

 Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

 Нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

 Да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

 Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

 Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

 Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

 Да

необходимое количество часов для изучения раздела

 Нет

содержание учебного раздела

 Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

 Нет

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

 Нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

 Да

технические средства обучения

 Да

цифровые образовательные ресурсы

 Да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

 Да

 

Вывод: сравнивая содержание примера со структурой, я делаю вывод, что большинство информации присутствует. Программа составлена по требованиям ФГОС, но имеет некоторые изменения в нескольких пунктах. На титульном листе отсутствует информация об авторе.

Подробно описано цели обучения. Задачи опущены – это ошибка.

Нет ценностных ориентиров, не описаны место и роль учебного предмета в обучении.

Нужно добавить количество часов по темам и за весь раздел. Так же указать

Технически программа составлена верно. Некоторые компоненты пропущены, но и некоторые являются неважными. Можно сказать, о том, что данная программа соответствует ФГОС НОО.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бродокалмакская средняя общеобразовательная школа»

456684, Челябинская область, м.р. Красноармейский, с. Бродокалмак, улица 1-я Краснознаменная, дом 7,

 тел. +7(351)503-12-96, e-mail: kalmak46@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2023-2024 учебного года

Челябинск, 2024

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Развитие речи»

130

Речевой этикет: ситуация благодарности.

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15942_rechevoy-ehtiket-situatsiya-blagodarnosti-myagkiy-znak-kogda-upotreblyaetsya-v-slovakh-bukva-myagkiy-znak

Устный опрос, ответы у доски.

131

Речевой этикет: ситуация знакомства

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15939_rechevoy-ehtiket-situatsiya-znakomstva

Устный опрос, ответы у доски.

132

Речевой этикет: ситуация извинения

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15940_rechevoy-ehtiket-situatsiya-izvineniya?search_id=4408

Устный опрос, ответы у доски, тестовое задание.

133

Речевой этикет: ситуация обращение с просьбой. Какие слова мы называем вежливыми

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15941_rechevoy-ehtiket-situatsiya-obrashchenie-s-prosboy-kakie-slova-my-nazyvaem-vezhlivymi

Устный опрос, ответы у доски.

Раздел «Фонетика»

134

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15900_slog-opredelenie-kolichestva-slogov-v-slove-udarnyy-slog-delenie-slov-na-slogi?search_id=4411

Рубрика «Проверь себя», тестирование

135

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Объяснительное письмо слов и предложений

УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15903_ustanovlenie-sootnosheniya-zvukovogo-i-bukvennogo-sostava-slova-obyasnitelnoe-pismo-slov-i-predlozheniy?search_id=4414

Проверочная работа

136

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15898_zvuki-rechi-glasnye-i-soglasnye-zvuki-ikh-razlichenie?search_id=4417

Устный опрос

137

Гласные ударные и безударные. Ударение в слове

УРК

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_kanakina/1-klass/quarter-481_4-chetvert/lesson-13389_udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-oboznachenie-udarnogo-glasnogo-bukvoy-na-pisme?search_id=4420

Рубрика «Проверь себя», тестирование

138

Буквы И и Й.

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15785_rezervnyy-urok-bukvy-i-i-y-perenos-slov-so-stroki-na-stroku

Устный опрос

139

Согласные звуки: систематизация знаний. Глухие и звонкие согласные звуки

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15901_soglasnye-zvuki-sistematizatsiya-znaniy-glukhie-i-zvonkie-soglasnye-zvuki

Тестирование

140

Правописание сочетаний чк, чн. Шипящие согласные звуки

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15934_pravopisanie-sochetaniy-chk-chn-shipyashchie-soglasnye-zvuki

Тестирование, устный опрос

141

Закрепление правописания слов с сочетаниями чк, чн. Объяснительное письмо слов и предложений

УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15935_zakreplenie-pravopisaniya-slov-s-sochetaniyami-chk-chn-obyasnitelnoe-pismo-slov-i-predlozheniy

Контрольное списывание

Раздел «Графика»

142

Алфавит

УРК

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15904_alfavit

Ответ у доски

143

Использование алфавита для упорядочения списка слов

УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15905_ispolzovanie-alfavita-dlya-uporyadocheniya-spiska-slov?search_id=4423

Устный опрос

144

Функции букв е, ё, ю, я. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15902_funktsii-bukv-e-yo-yu-ya-kak-oboznachit-na-pisme-myagkost-soglasnykh-zvukov

Устный опрос, ответ у доски

145

Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква "мягкий знак"

УОНЗ

Устный опрос, тестирование

146

Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук

УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15788_rezervnyy-urok-kak-oboznachit-bukvoy-parnyy-po-glukhosti-zvonkosti-soglasnyy-zvuk

Устный опрос

147

Как обозначить буквой безударный гласный звук

УОМН

Рубрика «Проверь себя», тестирование

Раздел «Орфография и пунктуация»

148

Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением)

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15930_glasnye-posle-shipyashchikh-v-sochetaniyakh-zhi-shi-v-polozhenii-pod-udareniem

Устный опрос, тестовое задание

149

Закрепление правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши

УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15931_zakreplenie-pravopisaniya-glasnykh-posle-shipyashchikh-v-sochetaniyakh-zhi-shi

Контрольное списывание

150

Перенос слов со строки на строку

УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15791_rezervnyy-urok-perenos-slov-so-stroki-na-stroku

Рубрика «Проверь себя», тестирование

151

Учимся запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными

УОНЗ

Грамматическое заданипе

152

Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей. Прописная буква в именах собственных: в кличках животных

УОМН

Рубрика «Проверь себя», тестирование

153

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

УОНЗ

Проверочный диктант

Раздел «Синтаксис»

154

Восстановление деформированного текста.

УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15944_vosstanovlenie-deformirovannogo-teksta-kogda-upotreblyaetsya-v-slovakh-bukva-myagkiy-znak?search_id=4426

Рубрика «Проверь себя», тестирование

155

Составление небольших устных рассказов на основе наблюдений

УОМН

Сочинение (устно)

156

Как составить предложение из набора слов

УОНЗ

Устный опрос

157

Составление из набора форм слов предложений

УРК

Устный опрос

Раздел «Письмо»

158

Отработка алгоритма списывания предложений

УРК

Списывание

159

Объяснительное письмо под диктовку слов

УР

Диктант

160

Обучение приемам самопроверки после списывания текста.

УОНЗ

Устный опрос

161

Объяснительное письмо под диктовку слов и предложений

УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15893_rezervnyy-urok-obyasnitelnoe-pismo-pod-diktovku-slov-i-predlozheniy

Проверочный диктант

162

Объяснительная запись под диктовку текста

УРК

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15894_rezervnyy-urok-obyasnitelnaya-zapis-pod-diktovku-teksta

Устный опрос

Диктант

163

Объяснительный диктант

УОМН

Тексты - описания природы родного края.

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/1-klass/quarter-567_4-chetvert/lesson-15936_obyasnitelnyy-diktant

Диктант

164

Правописание букв парных по глухости-звонкости согласных

УР

Рубрика «Проверь себя», тестирование

165

Раздельное написание слов в предложении

УР

Контрольное списывание

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Анализ особенностей УМК «Школа России»

Критерий

Характеристика

Цветовое решение

У каждого учебника свое цветовое решение, у каждого предмета преобладает свой цвет внутри учебника. Цвета гармонируют. Цветовое решение, авторами учебника, было подобрано грамотно и верно. Нет лишнего оформления, нет лишних цветов, перебора в выборе цвета тоже нет. Цвета неброские, не отвлекают обучающихся от получения новых знаний.

Дизайн

Шрифт читабельный, без засечек. Иллюстрации в одном стиле, не отвлекают внимания от учебного материала. На форзаце размещены памятки, правила, связанные с предметом. Дизайн всех учебников идентичен, меняется только цвет. Картинки в каждом учебнике крупные, достаточно яркие, рисовка отличная. Форзацы учебников достаточно хорошо оформлены, яркие, красивые. В некоторых учебниках присутствуют правила, соответствующие предмету. Переплеты учебников достаточно твердые, очень плотные, со временем учебники не потеряют своё отличное состояние, что является огромным плюсом.

Наполняемость материала

Учебники содержат большое кол-во информации и соответствуют возрасту обучающихся. Каждый учебник состоит из 2 частей. Информация понятна для понимания, структурирована. Много справочного материала. Учебники содержат достаточно большое количество заданий, в том числе присутствуют задания творческого характера, а также задания на основе жизненного опыта детей. Содержания учебников достаточно информативно и структурировано. В учебниках присутствуют различные алгоритмы и инструкции. Также учебники имеют словари в конце. Присутствуют задания, направленные на формирование информационной культуры.

Герои

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

Работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя, работа со словарем, творческие задания.

Критерий

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Наполняемость материала

Информация доступная для обучающихся. Большое количество информации: таблицы, схемы.

Четко выделены правила. Есть также: проверь себя, чему научились. Правила выделены.

Информация доступная для обучающихся. Есть: 8 словарей, проектная деятельность, памятки. Правила четко выделены. Рисунков в учебнике достаточно мало, но они четко подходят к темам урока, как способ наглядности для обучающихся. Также в начале учебника присутствуют условные обозначения, что является очень удобным при выполнении различных заданий. Также есть справочные страницы, в которых четко и корректно отобран дидактический материал. Есть множество таблиц.

Много произведений разных жанров. Есть: проекты, словарь и проверь себя. Иллюстрации в учебнике не отвлекают внимания от текста.

Некоторые произведения в сокращении

Понятная информация для обучающихся, выделены важные моменты. Есть: страницы для самопроверки. Большое количество иллюстраций. Учебник имеет мягкий переплет. Имеется единый дизайн. Тема уроков выделена на фоне разных цветов – каждый раздел имеет свой цвет. Правила есть не везде, но они выделены в тексте, как новые понятия. В начале учебника есть условные обозначения.

Герои

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

-работа в паре

-повышенная сложность

-проверь себя

-развиваем речь.

-задания повышенной сложности.

-работа в парах (под звездочкой).

-«проверь себя»-после прохождения всего раздела.

-творческие задания.

-задания на высказывания своего мнения.

Все эти задания носят репродуктивный характер. Как таковых сложных заданий в учебнике нет, задания повышенной сложности – обобщение пройденной материала более в крупных объемах, нежели обычные упражнения.

Все творческие задания связаны с написанием сочинения по картине – в разделе «Картинная галерея».

-работа в рабочей тетради

-работа в парах\группе

-работа в паре\группе

-работа в рабочей тетради

Задания носят творческий характер. Относятся к деятельностному подходу.

-«домашнее задание»

-«муравей»

-«черепаха»

После каждой изученной темы есть вопросы, на которые необходимо ответит обучающимся, соответствуют рубрике «Проверь себя».

Особенности построения материала

На одной странице размещена одна тема (новая нумерация заданий). Правила везде выделены. Проблемная ситуация перед началом урока есть не везде.

Каждая новая тема начинается с проблемы, затем идут задания на ее отработку. После прохождения новой темы раздел «Проверь себя». Присутствуют различные проекты. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода. Задания расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрено поэтапная отработка способов действий. Учебник ориентирован на правила, потому что не понятно где начать и где закончить урок. В начале каждого урока присутствует проблема, затем теория по новой теме, затем выведенное правило и упражнения для отработки нового материала. В начале каждого раздела есть титульная страница «шмуцтитул», в которой прописано что узнают обучающиеся и чему научатся. Присутствуют «Странички для любознательных». Есть определенная нумерация страниц, которая соответствует цвета шмуцтитула.

Каждая новая тема начинается с теоретического материала, затем рассказ об авторе, затем произведение. После работы с произведением идут вопросы, для отработки новых знаний. Есть раздел «Литературная викторина», в котором вопросы по пройденному материалу. Есть литературный словарик.

Материал построен в учебнике следующим образом: присутствует сравнение ранее изученного материала с новым материалом, обучающиеся включают новое понятие в уже имеющую систему знаний. Каждая новая тема начинает с проблемной ситуации.

Есть радел «Проверь себя» после пройденной темы. «Домашнее задание»- раздел после каждой пройденной темы, включающий в себя, как правило, задание творческого характера, для выполнения его дома. Также после каждой пройденной темы раздел «Муравей»- что узнаем/ с чем познакомимся на следующем уроке и раздел «Черепаха»- сделай какой-либо вывод.
Также «Страничка для любознательных». В учебнике есть страничка для проверки ответов, так как в учебнике отсутствует справочный материал. Есть раздел «Наши проекты». Имеется множество схем, таблиц, фотографий, картинок, рисунков и иллюстраций. Есть рубрика «Обсудим». К учебнику идут атлас-определитель, великан на поляне и зеленые страницы.

5. Возможность использования учебника.

Учебник имеет много различных заданий, заданий поискового типа, творческого (изложения, сочинения и т.д.), много связи с жизненным опытом детей. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Учебник является удобным, интересным, наполненным, что позволяет пользоваться им в полной мере. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Методические рекомендации в представленном варианте относятся к предмету окружающий мир для 1 класса. Одним из авторов методических рекомендаций является А.А. Плешаков, что гарантирует полную взаимосвязь с учебным комплектом и соблюдении в рекомендациях основной идеи данного УМК.
В методических рекомендациях довольно полно описаны: основная идея курса и соответствие современному образованию, соответствие требованиям ФГОС, методические особенности УМК и работа с ними, календарно тематическое планирование, планируемые результаты, поурочные разработки и примеры уроков по другим разделам.
В 1 разделе прописаны основные цели, задачи курса, а также его концептуальная идея, из которой вытекают ведущие идеи курса. Присутствует описание возрастных особенностей детей 1 класса, на которых основана последовательность обучения. Также прописаны виды деятельности обучающихся. Четко выделено соответствие требованиям ФГОС, в данном подразделе описываются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые достигаются по завершению курса обучения 1 класса.
Во втором разделе описываются нововведения в структуре учебника, в предметном содержании, прописана сама структура каждого урока. Далее описаны методические задачи и формирование УУД при работе со шмуцтитулом, различными рубриками. Также описаны другие компоненты УМК: содержание, виды работы, особенности.
После описаны общие методические рекомендации к уроку.
Календарно-тематическое планирование представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов: номер, тема и часы, также прописаны названия разделов и часы на изучение всего раздела.
После представлены планируемые результаты.
Далее располагаются поурочные разработки, содержащие в себе планируемые результаты конкретного урока, описание оборудования, предварительной работы, хода урока (поэтапно), физкультминутка, работа в ГПД и рекомендации для занятий в семье.

Вывод: Методические рекомендации к УМК "Школа России" по окружающему миру для первого класса содержат в себе всю необходимую информацию для комфортной и наиболее продуктивной работы с данным УМК. Все необходимые материалы предоставлены в полном объеме, учителю остается только подготовиться к уроку по данным материалам и проявить творческий подход к организации урока.

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.  

Вывод: Работа по УМК "Школа России" эффективно повышает уровень образования учащихся, так как комплект удобен в использовании как для учителя, так и ученика. Материал учебников изложен в доступной форме для детей с различными индивидуальными способностями. Качественно подобрана информация, в соответствии с возрастом. Учащимся не составит проблем работать по этой программе: учитывая вышеизложенные преимущества, учебный процесс будет не только познавательным, но и увлекательным
Таким образом, УМК "Школа России" можно порекомендовать для использования в современной школе. Грамотно пользуясь данными учебниками и методическими рекомендациями, учитель поможет своим ученикам достичь многих академических успехов.




Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Начальная школа XXI»

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно- методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.
  • Цель образовательной деятельности в соответствии с УМК: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе освоения образовательной программы.

Задачи:

1. Формировать основные компоненты учебной деятельности («зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»);

2.  Организовать учебное сотрудничество таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Особенности УМК «Начальная школа XXI века»:

1. формировать основные компоненты учебной деятельности;

2. Приоритет отдается поисково-исследовательской деятельности;

3. Больше внимания уделяется творческой деятельности обучающихся;

4. Максимально самостоятельная работа.

Особенности учебника математики УМК «Начальная школа XXI века»:

Внешний вид учебника

Учебник в твёрдой обложке с эстетическим оформлением и реальным образом предметов, отображающие специфику учебного предмета. Обложка учебника яркая, шрифт - читабельный.

Внутреннее содержание

В начале учебника можно обратить внимание на условные обозначения, которые помогают обучающимся лучше разобраться в работе с предложенным материалом и делает учебник более доступным для обучения. Следует отметить, что формы организации учебной деятельности отражены в условных обозначениях определенными знаками: листок и стрелка. Также, при работе с данным учебником, авторами предлагается работа с цветными палочками и фишками, которые имеют свои символы в условных обозначениях. При изучении тем условные обозначения: обрати внимание и запомни - помогают определить главную мысль и концентрируют внимание обучающихся на важных моментах темы. Форзацы учебника пустые, на них отсутствует теоретическая вставка, необходимая для изучения тем. Страницы оформлены лаконично, не содержат лишних отвлекающих рисунков, на полях находятся условные обозначения. Шрифт крупный, читабельный, чёрного цвета. Номера заданий написаны жирным шрифтом. В конце учебника расположено оглавление для быстрой ориентировки в учебнике. Темы уроков не распределены на разделы, прописаны читабельным шрифтом черного цвета. Изучаемые темы выделены крупным, жирным шрифтом черного цвета. А также подчеркнуты полоской определенного цвета и слева от тем расположено обозначение «Узнаем новое».

Наполненность

На страницах учебника объяснение нового материала выделено условными обозначениями и предлагаются к самостоятельному прочтению обучающимися. Новые понятия выделены жирным шрифтом. Иллюстрации соответствуют реальным образам людей, предметов и животных. Носят образовательных характер, т.к. помогают обучающимся наглядным образом усваивать информацию и передают содержание заданий. Рассмотрим внутретекстовые вспомогательные компоненты. Они представлены в разнообразных видах, таких как: таблицы, различные практические задания, где детям предлагается что-то скопировать и вырезать, начертить, обвести фигуры, не отрывая карандаша от бумаги, составить задачи по таблице или рисунку и т.д. Также некоторые задания сопровождаются вспомогательным материалом «Карточки-помощницы», в которых приводится пример выполнения задания. В учебнике имеется рубрика «Вспоминаем пройденное», в которой обучающимся предлагается выполнить задания по пройденному материалу. Рубрика «Путешествие в прошлое», которая рассказывает какие-либо исторические факты, после прочтения которых обучающимся предлагается выполнить логические задания.

Способы самостоятельной деятельности

В случае самостоятельной работы, ребенок сможет работать с учебником, так как правила и задания написаны понятным языком. Задания имеют четко сформулированную инструкцию к выполнению, к некоторым сложным заданиям прикрепляется «Карточка-помощница».

Особенности построения материала

Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить приемы рассуждения, их логику, развивает мышление, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. В учебнике можно проследить элементы алгебры и геометрии, что является работай на перспективу. Учебник содержит задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс. Задания повышенной сложности в учебнике выделены условными обозначениями - звездочкой. Часто такими заданиями выступают головоломки или логические задачи.

Использование

Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем, т.к. необходимый для выполнения заданий теоретический материал представлен в начале изучения темы. В каждой теме после теоретического блока представлены упражнения для закрепления нового материала и построения ранее пройденного.

Особенности учебника русский язык УМК «Начальная школа XXI века»:

Внешний вид учебника

Твёрдая обложка, в синих и коричневых цветах. На обложке изображена жар-птица.

Внутреннее содержание

Учебник оформлен в белом цвете. Название темы написано жирным синим шрифтом. Есть условные обозначения: давайте подумаем, тайны языка, обрати внимание, трудность задание, говори правильно, подсказка, вспомни материал, интересный материал из истории языка. Форзацы пустые. Герои отсутствуют. Рисунки яркие, красочные на каждой странице.

Наполненность

Учебник в двух частях, на первое и второе полугодие. Состоит из 77 уроков, каждый урок обозначен номером в начале темы и содержании учебника. В конце содержание и странички для учителя. В начале учебника рекомендации по работе с ним. Новая тема начинается с повторения изученного ранее, задаётся вопрос ответ на который будет получен в ходе изучения нового. Дальше идут задания. Правила выделены красной полосой слева.

Способы самостоятельной деятельности

Различные задания в парах, задания повышенной сложности, заполнение пропусков, списывание, составление схем, поиск нужной информации.

Особенности построения материала

Блоки информации перемежают друг друга. На уроке какого – либо блока решается только одна цель, поэтому нет смешения заданий в упражнениях (то есть в одном упражнении нет орфографических заданий, заданий по развитию речи или по основам лингвистических знаний). Каждая тема вытекает из предшествующей и связана с ней. Принцип подачи материала совсем другой, концентрический. Материал выстроен по принципу весь «по чуть-чуть».

Использование

Возможно использование как на уроке так и в домашних условиях.

Особенности учебника окружающий мир УМК «Начальная школа XXI века»:

Внешний вид учебника

Учебник в твердом переплете в коричневом цвете. Изображение содержат естественные образы предметов, людей, предметов. Шрифт крупный, читабельный.

Внутреннее содержание

Форзац яркий, на нем изображение реальные образы предметов. Присутствует аннотация, статья «Как работать с учебником», условные обозначения. Названия каждого раздела и планируемые результаты помещены на отдельную страницу - шмуцтитул. В конце учебника присутствует словарик и содержание учебника. Сюжетной линии нет.

Наполненность

В учебнике представлены названия разделов, тем, темы достаточно большие (могут доходить до 20 страниц, например, «Как устроен и работает наш организм». В самом параграфе идет разделение на конкретизированные темы(«Организм человек», «Нервная система»). В учебнике много изображений , схемы, фото, репродукции картин, с ними ведется работа на уроке. Каждая тема сопровождается в начале темы вопросы по прошлым темам в других классах и сопровождается условным обозначением. Далее рубрика «Выскажи предположение», который сопровождается условным обозначением, в конце теоретического материала идет рубрика, в которой дети могут проверить свои знания. На уроке ведется работа с иллюстрациями. В тексте можно встретить вставки, которые сопровождаются условным обозначением, выделеный цветом - главная мысль, которую нужно запомнить. Так же присутствует «Материал для любознательных», в учебнике присутствуют «Трудные задания», основанные на знаниях и практической деятельности, заставляющие подумать. Пристает раздел «Жил на свете человек.. интересные сведения о том, как человек узнавал Окружающий мир». В учебнике присватается рубрика «Картинная галерея», там дети знакомятся с репродукциями и выполняют задания к ним.

Способы самостоятельной деятельности

Учебный материал изложен понятно, подкреплен схемами, ученик сможет изучить его самостоятельно. Присутствует много вопросов на поверку собственных знаний, так же трудные задания, основанные на практической деятельности, теоретического материала и логику. В учебнике выделено условным обозначением задания на самостоятельное выполнение дома, основанные на практической деятельности. В учебнике указаны направление внеурочной деятельности «Играем, участвуем в соревнованиях (после уроков)», творческие задания.

Особенности построения материала

Материал изложен следующим образом:

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Мы - школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).
  2. Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
  3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы - жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек - живое существо (организм)» (4 класс).
  4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Темы: «Родной край», «Наша страна - Россия» (1 класс); «Россия - твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек - защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).
  5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Наша Родина - от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек - творец культурных ценностей» (4 класс).

Использование

Данный учебник можно использовать не толь ко на уроках, но и дома, учебный материал понятен будет родителям, подкрепленный вопросами и заданиями, использование изображений обосновано и описано в содержании материала

Особенности учебника литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века»:

Внешний вид учебника

Данный учебник имеет неброскую цветовую гамму в виде приглушённых цветов. На котором есть изображения предметов. Учебник имеет твёрдый переплёт, следовательно, данный учебник пригоден для долгого использования.

Внутреннее содержание

В учебнике используются различные виды шрифта: печатный, жирный, курсив. Названия рассказов, стихотворений выделено полужирным шрифтом, также как и названия каждого блока.

Наполненность

Перед знакомством с новым разделом есть шмуц-титул. Также на страницах есть знак «обратите внимание», где даётся доп. информация по авторам, с произведениями которых познакомились на уроке. Можно отметить то, что в ходе чтения произведения не обозначаются незнакомые слова. Значение всех незнакомых слов можно увидеть в конце произведения в желтой рамочке, где полностью даётся слово и его обозначение. После изучения произведений в конце даётся раздел «Проверьте себя». В учебнике используются тексты классической литературы, легенды, мифы, произведения фольклорного жанра, сказки, а также произведения зарубежных писателей. В начале учебника есть условные обозначения, которые помогают обучающимся ориентироваться в выполнении заданий. Изображения на страницах соответствуют реальному образу героев и предметов. Данный обозначения непонятны без их описания, что является недостатком в их использовании во время работы с учебником. Учебник включает в себя 6 разделов. Анализируя учебник можно сказать о том, что задания носят разнообразный характер. Важной особенностью выбора произведений, включённых в учебники, является их соответствие с возрастными особенностями младшего школьника. Можно отметить то, что в ходе чтения произведения не обозначаются незнакомые слова. Значение всех незнакомых слов можно увидеть в конце произведения в желтой рамочке, где полностью даётся слово и его обозначение

Способы самостоятельной деятельности

Под самостоятельной деятельностью в данном УМК подразумевается: анализ произведений( ответ на вопросы),  задания творческого характера. Большое внимание уделяется проработке изученного материала.

1) Подумайте

2) Поразмышляйте

3)Сравните с..

4) Найдите в тексте

5) подготовьте пересказ

6) выучите отрывок

Особенности построения материала

Линия изучений произведений состоит из того, что сначала обучающиеся изучают исторические произведения, мифы, легенды, которые требуют более детального понимания сути, а далее происходит знакомство с фольклорным жанром, сказками, стихотворениями , произведениями зарубежных писателей.

Использование

На уроках есть такие формы организации: работа в паре, самостоятельная работа.

Особенности хрестоматии по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»:

Внешний вид учебника

Имеет похожую цветовую гамму, что и сам учебник в приглушённых тонах. Хрестоматия по объёму больше, чем сам учебник.

Внутреннее содержание

В учебнике присутствует шрифт: полужирный, печатный, курсив. Разделы выделены полужирным шрифтом, авторы произведений курсивом. В данном учебнике есть 6 разделов, перед изучением каждого раздела мы можем увидеть шмуц-титул, на котором можно прочитать, что будет пройдено и изучено по данному разделу.

Наполненность

В Хрестоматии для ознакомления предлагаются рассказы и стихотворения, а также в самом начале можно увидеть загадки в разделе «Крупицы народной мудрости, и широкий спектр фольклорного жанра. В хрестоматии можно встретить наглядные схемы при изучении тем.

Значение всех незнакомых слов можно увидеть в конце произведения, где полностью даётся слово и его обозначение. Также перед знакомством с каким-либо произведением или стихотворением даётся информация об авторе, небольшая его биография. Также особенностью данной хрестоматии является междисциплинарная связь. Часто можно увидеть задание на нахождение однокоренных слов.

Способы самостоятельной деятельности

В учебнике предлагается большое количество видов заданий различного типа:

1)Попробуйте сочинить свою скороговорку

2)Рассмотрите схему

3)Прочитайте по ролям.

Также, работая с данной хрестоматией, обучающимся даётся задание сходить в библиотеку и взять книгу, что также развивает поисково-исследовательский метод.

Особенности построения материала

Материал изложен начиная с древнерусской литературы, затем фольклор, после произведения русских писателей, стихи русских поэтов. После переход осуществляется на зарубежную литературу.

Использование

Данный учебник можно использовать на уроках литературного чтения. Во внеклассной работы (классный час), в домашних условия для совершенствования читательских навыков.

Общие особенности учебников:

Учебники УМК «Начальной школы 21 века» имеют все единое оформление, но разную цветовую гамму. Каждый учебник имеет условные обозначения. Есть схожие условные обозначения, но и есть те, которые совершенно отличаются. УМК "Начальной школы ХХ1 века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Построен учебники по тематическому принципу. Это значит, что материал учебника распределен не по урокам, а по темам. Каждый учебник сопровождается печатной рабочей тетрадью. В каждом учебнике новая тема начинается с вопроса «Обрати внимание», затем уже дается проблемная ситуация ( задание) , а после правило. Имеется большое количество заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

Преимущества УМК:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Комфортная адаптация к учебному процессу;

3. Поощрение детского любопытства и тяги к знаниям(Система учебников построена таким образом, чтобы ребенок учился думать, а не заучивать, развивать свой кругозор, эрудицию.)

4. Обучение дифференцировано

Недостатки УМК:

1. В учебниках нет четкого выделения правил, трудным становится вспомнить материал, изученный в более младших классах;

2. Часто темы учебника и рабочей тетради не соотносятся друг с другом;

3. Недостаточное количество времени отводится на изучение некоторых тем;

4. Не всегда программой предусмотрено нужное количество проверочных работ;

5. К некоторым темам нет упражнений для домашних заданий, хотя учителя отмечают в этом необходимость.



Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Перспектива»

Общий анализ

Критерии

Характеристика.

1. Цветовое решение.

Учебники имеют свое цветовое решение. У каждого предмета

свое оформление, которое соответствует тематике предмета.

Цвета приятные, спокойные, гармонируют между собой.

Перебора в выборе цвета нет, цвета не отвлекают

обучающихся от получения новых знаний. Цвета: розовый,

голубой, зеленый.

2. Дизайн.

Шрифт читабельный. Отличается по размеру, в зависимости

от класса. Учебники содержат достаточное количество

иллюстраций. Иллюстрации и фотографии яркие и

соответствуют теме урока. Являются понятными для детей.

Форзацы учебников никак не оформлены. Переплеты

учебников мягкие, что является удобным и приятным для

пользования. В некоторых учебниках есть схемы и таблицы,

соответствующие теме урока. Также присутствуют карты. На

обложке иллюстрации соответствуют предмету.

3. Герои.

В учебнике окружающего мира прослеживается сюжетная

линия с умным совенком. В учебниках русского языка и

литературного чтения есть профессор Самоваров. В

литературном чтении есть такие герои: Аня и Ваня.

4. Наполняемость.

Учебник содержит в себе условные обозначения. Урок

начинается с проблемной ситуации (вопроса). Затем идет

теория от профессора Самоварова. Затем идет отработка

новой темы. Учебники имеют большое количество заданий, в

том числе: индивидуальные, парные, повышенной сложности,

творческие задания, задания на основе жизненного опыта.

Есть странички: «Творческая переменка». В РЯ есть два

словарика в конце: орфографический, орфоэпический. Также в

каждой новой теме присутствуют сноски: «Твой словарик»,

содержащие новые словарные слова. Есть «Узелки на память»

(правила, рефлексия). Каждая новая тема выделена

«колокольчиком». Разделы не имеют шмуцтитула после

каждого раздела есть рубрика «Проверь себя». Например, в

учебниках окружающего мира после темы идут рубрики:

обсудим, подумаем, проверим себя, сделаем вывод. В начале

урока есть рубрика «Узнаем подробнее», также есть

странички ученого совенка. В математике есть правила

выделенные зеленые цветом. Темы обозначены условным

знаком и написаны сверху. В математике есть приложение.

Также есть материалы для повторения и самоконтроля.

В литературном чтении есть рубрика: «Мы идем в

библиотеку». После темы есть вопросы и задания. В

литературном чтении есть герои: Аня и Вася, на каждом уроке

профессор Самоваров.

Теория выделена цветом. С правилами работает профессор

Самоваров.

Есть страницы, выделенные и оформлены под времена года.

(окр.мир). Есть словарь. В содержании разделы выделены

ирным шрифтом. Шмуцтитула нет.

5. Способы самостоятельной деятельности.

Для формирования самостоятельной деятельности в УМК

предусмотрены ряд заданий: индивидуальные, творческие.

Рубрика «Проверка знаний» в конце раздела (темы). Также

есть задания повышенной сложности.

Математика

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

Учебник включает в себя условные знаки, которые встречаются на протяжении всего параграфа. Материал учебника разделены на большие разделы. Первые 30 страниц учебника идет как повторение изученных тем. Изучение нового материала выделено условным знаком. Содержит большое количество заданий репродуктивного характера. Также присутствует задания частично-поискового и задания на развитие

коммуникации обучающихся (Например, выполни задания и сделай вывод, объясни свое решение, выбери лишнее и объясни свой выбор и т.д.). Есть задания повышенной сложности, и задания в парах (но их немного). Не большое количество иллюстраций, присутствуют схемы, таблицы. Отдельно выделены правила и алгоритмы по теме. Иллюстрации

соответствуют заданиям и объясняют его смысл. В конце учебника есть отдельная страничка с геометрическими фигурами под названием «Приложение». Есть задание, где дети должны вырезать эти фигуры и создать объемный конус.

2. Герои.

Герои в данном учебнике не прослеживается.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Есть задания повышенной сложности, все параграфы содержат

достаточное количество заданий. Есть страничка «Материал для повторения и самоконтроля» после большого раздела, которое учитель может использовать для контрольных работ.

4. Особенности построения

материала.

Начала урока выделяется условным знаком (колокольчиком). Объяснение нового материала тоже выделяется условным знаком. Урок ОНЗ начинается в основном с объяснение новых правил или алгоритмов. Далее идет задания на закрепление изученного. Урок заканчивается заданием повышенной сложности. Правила выделены в рамке в основном желтым цветом.

5. Возможность использования учебника.

Учебник структурированный, системный и доступный. Содержит необходимое количество заданий репродуктивного характера и задания с повышенной сложности. Правила даются на каждую тему, с подробным описанием алгоритмов и доступным для детей языком. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома.

Окружающий мир

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

В учебнике очень много тематических иллюстраций, фотографий. Содержатся условные обозначения, в конце учебника есть дополнительный материал к каждой теме. В начале учебника есть вопросы по теме, определяющие то, что детям необходимо узнать в течение урока. В конце есть рубрика «сделаем вывод».

2. Герои.

В учебнике есть три героя:

1) умный совенок, который сопровождает дидактический

материал. В конце есть «странички умного совенка», дополняющие параграфы каждой теме.

2) Иногда на страничках появляются два ученика, но очень редко и ничего не говорят.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Учебник содержит раздел «проверь себя». Есть условное

обозначение «работаем самостоятельно», которое предлагает

ученикам самим ознакомиться с параграфом. Предлагается работа в группах и парах, чтение атласа-определителя и выполнение заданий в рабочей тетради.

4. Особенности построения

материала.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, новые темы

выделяются розовым шрифтом и рубрикой «вспомним»,

предвосхищающей содержание темы. После этого идет

теоретическая часть (текст). После текста учащимся предлагаются задания: парные, самостоятельные, на сравнение, странички совенка. После заданий на следующей странице продолжается текст по теме урока, но уже затрагиваются более узкие темы, например, если тема «полезные ископаемые», то вторая часть лекции будет отдельно про нефть. Система заданий позволяет подробно изучить материал в начале урока; ставятся задачи, что необходимо узнать. Далее читается параграф и выполняются задания по теме. В конце урока ученики обсуждают материал и отвечают на вопросы с рубриками, «обсудим», «подумаем» и «проверим себя», это позволяет учащимся рассуждать над материалом, выслушивая разные точки зрения.

Учебник имеет проблемный характер изложения темы, задания

системны, дают отрабатывать материал на всех этапах урока.

5. Возможность использования учебника.

Учебник имеет много различных интересных видов работы,

удобен, доступен для детей. Его содержимое соответствует

возрасту учащихся, материал изложен нескучно и понятно.

Ребенку будет удобно работать с этим учебником, как при

классной работе, так и домашней. Таким образом, этот учебник

можно порекомендовать к работе.

Русский язык

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

Учебник содержит большое количество правил от профессора

Самоварова (герой учебника). Иллюстрации в учебнике имеются в достаточном количестве, они соответствуют темам урока, есть крупные и средние иллюстрации, они четко прорисованы, хорошее цветовое решение. Учебник также содержит схемы, фотографии и различные таблицы. Учебник имеет свои условные обозначения, что облегчает работу учителю, родителю и обучающимся, это создано для того, чтобы было понятно какой сложности сейчас выполняется задание, даже не прочитав его условий. Каждая страница имеет тематическое оформление сверху, соответствующее предмету. Каждая выделала в учебнике свои собственным цветом. Новая тема имеет свое правило в виде рамки или же таблицы. В конце учебника есть 2 словаря: орфографический словарь и орфоэпический словарь. Также в каждой новой теме есть рубрика «Твой словарик», в которой есть новые словарные слова и рубрика «Узелки на память», в которых идет обобщение старых правил. Разделы последовательны в содержании, но на страницах учебника не выделены, нет

шмуцтитула. Каждая новая тема выделала условным обозначением (колокольчик), что является очень удобным. После каждого пройденного раздела существует рубрика «Проверь себя». Также есть рубрика «Творческая переменка».

2. Герои.

Весь учебник прослеживается связь с учениками Ваней и Аней и профессором Самоваровым.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Учебник содержит рубрику «Проверь себя», есть задания

повышенной сложности. Также обучающиеся выполняют

различные творческие задания, работая в рубрике «Творческая

переменка». Есть задания на логику.

4. Особенности построения

материала.

Сначала следует проблемная ситуация, затем теория от профессора Самоварова с новым знанием, затем задания на отработку этого знания. В учебнике есть необычные названия частей речи- слово- действие (так обозначается Глагол). Задания имеют системно- деятельностный подход. Учебник имеет проблемный характер изложения. Материал выстроен в нём системно.

5. Возможность использования учебника.

В учебнике много различных заданий: поискового типа,

творческого, повышенной сложности и связанных с жизненным

опытом. Материал отлично ориентирован на детей. В учебнике все построено логично и последовательно. Материал структурирован, доступен и понятен. Но, к сожалению, есть темы, в которых нет обобщения. Сложная навигация в учебнике, обучающиеся порой не могут выполнить домашнее задание самостоятельно.

Литературное чтение

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

В учебнике достаточно мало информации об авторах. В основном при работе со стихотворениями или произведениями указывается только имя автора и название произведения.

Учебник содержит в себе 7 условных обозначений, которые

помогают детям, ориентироваться в задании и понимать в какой

форме будет работа (парная, групповая, самостоятельная).

Практически на каждой странице есть иллюстрации и фотографии.

Они нужны для формирования наглядного представления об

изучаемом произведении. Иллюстрации яркие и подходящие по

теме.

В конце каждой темы, есть вопросы и различные творческие

задания, направленные на понимание изученного материала.

В новой теме зачастую есть определения\термины, которые

должны знать обучающиеся. Такие термины выделены в

оранжевую рамку.

2. Герои.

В учебнике есть герои: профессор, Аня, Ваня. Они появляются в начале новой темы, реже в середине. Но сюжета для них нет, они скорее выражают свое мнение по пройденной теме. Профессор же выделяет правила или основную мысль.

3. Способы самостоятельной деятельности.

В учебнике есть рубрика «Самостоятельное чтение». Здесь даются задания перед текстом, далее сам текст, произведения, и текст с вопросами по содержанию. Есть также творческие задания самостоятельного выполнения.

4. Особенности построения

материала.

1. Начало раздела;

2. Диалог героев для интереса и подведения детей к теме;

3. Произведение с вопросами и заданиями к ним, но без

информации об авторе;

4. Различные рубрики по изучаемой теме.

5. Возможность использования учебника.

Положительным качеством данного учебника являются, вопросы, которые помогают детям научиться рассуждать по теме, искать ответы на вопросы в тексте. Учебник помогает развивать читательский интерес посредством рекомендаций других книг по теме раздела.

Методическое пособие. 

Содержит в себе:
1. Концептуальные основы курса и их реализация в учебнике;
2. КТП к учебнику;
3. Планируемые результаты обучения по курсу;
4. Поурочные разработки (в двух частях).

Данное пособие разработано в помощь учителю. В данном пособии есть достаточно подробное КТП: номера уроков, часы, номера упражнений в учебнике и РТ.

В разработках уроков есть целевые установки, планируемые результаты, ход уроков. Начинается с актуализации и до итогов уроков. Есть планируемое ДЗ.

Также присутствуют заметки: «Это важно!». Это информация помогает учителю обратить внимание на важную методическую информацию.

Есть контрольные работы (работа по вариантам). Есть карточки с заданиями.

Есть страница для заметок. Для учителя предложен теоретический материал и алгоритм ведения урока. Данные рекомендации содержат в себе много информации для подготовки к урокам.

Вывод: Главный подход в данном УМК – системно-деятельностный.

Присутствует проблемный характер изложения материала. Данные проблемные ситуации создаются на основе диалога главных героев.

Главные принципы:

1. Нравственный - большое количество заданий, связанные с душевыми качествами и т.д. Много работы с родителями и заданий для обоснования ответов на основании своего личного опыта.

2. Принцип деятельности. Обучающиеся сами добывают знания.
3. Принцип целостности. Формирование представлений о мире.
4. Принцип непрерывности. Взаимосвязь на протяжении всего обучения в учебниках.
5. Творческий принцип. Творческие задания.

Отличительной особенностью является особая система навигации в учебниках. Ею должен овладеть учитель, чтобы правильно проводить уроки и объяснять материал. Много заданий для выполнения с родителями. Также можно говорить о том, что обучающиеся опираются на свой опыт, выполняя задания. Также дети должны доказывать свою точку зрения, выполняя упражнения.