ПК 4.1.
учебно-методическое пособие (2 класс)
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ УМК "Школа России" | 23.11 КБ |
Анализ рабочей программы по русскому языку 2 класс | 16.93 КБ |
КТП по дисциплине " Русский язык" 2 класс 4 четверть | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА РОССИИ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебнометодическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России». Информационнообразовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориенитироваться как внутри УМК, так и выходить за рамки комплекса в поисках других источников информации. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования. Для авторского коллектива УМК «Школа России», в составе ученых, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В. Г. Горецкого, М. И. Моро, А. А. Плешакова, Л. Ф. Климановой, В. П. Канакиной, Л. М. Зелениной, Л. А. Виноградской и др. всегда было и есть приоритетным вектором развития УМК – его соответствие запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования. Целью реализации образовательной программы «Школа России» является: создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России». Задачи реализации образовательной программы «Школа России». Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира. Ведущие целевые установки УМК. «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественнополиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС В содержание УМК«Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России». Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК Школа России, направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационнообразовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернетресурсы Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС. воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека; –гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. По мнению авторов УМК дополнения и изменения, о которых говорилось выше, не являются революционными. Они понятны учителю. Внесенные в дидактический и методический аппарат изменения соответственно будут учтены в пособиях для учителя, в материалах сайта «Школа России», чтобы помочь педагогу, сделать его работу наиболее эффективной. Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов УМК «Школа России», среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Цель курса воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества. Эта цель абсолютно созвучна современному национальному воспитательному идеалу, зафиксированному в Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС. Приоритетными задачами курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в УМК включены следующие книги: «Зелёные страницы», атласопределитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». Основополагающие принципы УМК «Школа России» Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования,изложенным в Законе Российской Федерации Об ― образовании. Это: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Основополагающие принципы УМК «Школа России»: • принцип воспитания гражданина России; •принцип ценностных ориентиров; • принцип обучения в деятельности; • принцип работы на результат; • принцип синтеза традиций и инноваций в образовании. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования УМК «Школа России» Планируемые результаты освоения программ начального образования представляют собой систему обобщенных личностноориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов. Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно деятельностный подход. Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта. Базисного учебного плана;Фундаментального ядра содержания общего образования;Программы формирования универсальных учебных действий; Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, и с учетом возрастной специфики школьников. Планируемые результаты: обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы; являются содержательной и критериальной основой для разработки программы учебных предметов, курсов, учебно методической литературы, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщѐнные способы действий с учебным материалом, благодаря овладению которыми обучающиеся могут успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей, понятий и задач,приближенных к реальной ситуации. В планируемых результатах особое место занимает учебный материал, служащий основой для последующего обучения.Оценка освоения опорного материала ведѐтся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития с помощью заданий повышенного уровня. Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий предполагают формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов выпускники начальных классов приобретут первичные навыки работы с информацией. Потенциал учебнометодического комплекса « Школа России » для формирования универсальных учебных действий: Раскрывая основные положения учебнометодического комплекса «Школа России» в свете требований ФГОС, мы в общих чертах характеризовали возможности, заложенные в УМК и результаты независимых исследований, иллюстрирующие его эффективность. Прежде чем более подробно характеризовать потенциал учебнометодического комплекса для формирования универсальных учебных действий (УУД), заметим, что не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей учебновоспитательной системы образования школы. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. 1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 2. Формирование основ российской гражданской идентичности, 3. чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 4. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовнонравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью. УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественнополиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ. Реализация средствами УМК проблемнопоискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД. Таким образом, концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, с другой стороны — как средство формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и экологоэтическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без какихлибо проблем. Комплект «Школа России» самый востребованный на сегодняшний день в наших школах. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански ориентированное образование младших школьников. Созданный в 2001 году и получивший самое широкое признание в школах России, учебнометодический комплекс успешно развивается и совершенствуется, в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | да |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | нет |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы:
Рабочая программа состоит из титульного листа, общей характеристики учебного предмета «Русский язык», цели изучения учебного предмета «Русский язык», содержания учебного предмета, планируемых образовательных результатов, тематического планирования. В данной рабочей программе отсутствует пояснительная записка, что не дает базовой информации о рабочей программе и ее авторе, и нет нормативно-правовых документов которые использовались при разработке рабочей программы. В разделе «Содержание учебного предмета» выделены названия разделов и их содержание, но при этом отсутствует необходимое количество часов. Количество часов прописано в тематическом планировании.
Не описаны учебно-методическая литература и технические средства обучения, что дает самостоятельный выбор в использовании средств обучения в образовательном процессе, но при этом в тематическом планировании указаны электронные образовательные ресурсы.(перейдя по ссылке, найдете необходимые материалы для определенного урока). Также отсутствует характеристика видов контроля, но в тематическом планировании указаны контрольные работы и практические работы.
Исходя из всех вышеперечисленных нюансов, можно сделать вывод. Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС, несмотря на незначительные изменения в структуре: цели указаны не в пояснительной записке.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 5 г. Челябинска»
454030, г. Челябинск, улица Скульптора Головницкого, дом 13», тел. +7(351)214-55-10, e-mail oc-5@bk.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2023-2024 учебного года
Челябинск, 2024
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля |
Раздел морфология | ||||
1. | Единственное и множественное число глаголов УОНЗ | Практическое задание | ||
2. | Частица не с глаголами | Практическое задание | ||
3. | Обобщение знаний о глаголе УОМН | Письменный опрос | ||
Раздел развитие речи | ||||
4. | Текст-повествование. Что такое текст-повествование? УОНЗ | Рассказ про г. Челябинск | Устный опрос | |
5. | Особенности текстов-повествований | Практическое задание | ||
6. | Имя прилагательное как часть речи УОНЗ | Практическое задание | ||
7. | Связь имени прилагательного с именем существительным УОНЗ | Устный опрос | ||
8. | Обобщение знаний об имени прилагательном Синонимы и антонимы. УОМН | Письменный опрос | ||
9. | Текст-описание УОНЗ | Описание природы весной на Южном Урале | Текст – описание, сочинение | |
10. | Текст-рассуждение УОНЗ | Рассуждение про природу Южного Урала | Практическое задание | |
11. | Предлог УОНЗ | Творческая работа | ||
12. | Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об УОМН | Письменный опрос | ||
13. | Раздельное написание предлогов с именами существительными УОНЗ | Практическое задание | ||
14. | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление УРК | Письменный опрос | ||
15. | Различение текстов-описаний и текстов-повествований УОМН | Самостоятельная работа | ||
16. | Части речи: систематизация знаний | Практическое задание | ||
17. | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов УОНЗ | https://urok.1sept.ru/articles/634533?ysclid=llzjoih1bc159347422 | Практическое задание | |
18. | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение УРК | Письменный опрос | ||
19. | Урок по разделу развитие речи: проверочная работа | Проверочная работа | ||
20. | Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) | Практическое задание | ||
21. | отработка орфограмм, вызывающих трудности. | Практическое задание | ||
22. | Обобщение по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов | Контрольная работа | ||
23. | Обобщение по разделу орфография | Письменный опрос | ||
24. | Контрольный диктант | Диктант | ||
25. | Итоговый урок |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общей методической направленности.
УРК – урок развивающего контроля.