ПК 4.3.
методическая разработка

Вихрева Мария Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Материалы для модуля ПК 4.3.

- Здоровьесберегающая технология и ее применение на уроках в начальной школе;

- Игровая технология и ее применение на уроках в начальной школе;

- Проблемно-диалоговая технология и ее применение на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС:

  • Сбережение и укрепление здоровья учащихся;
  • Формирование у них ценности и культуры здоровья;
  • Выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе:

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Фрагмент урока по математике. Тема: «Цилиндр».

Фрагмент урока по окружающему миру.

Тема: «Звездное небо – Великая книга Природы».

Фрагмент урока по обучению грамоте.

Тема: «Буква «М, м», звуки [м], [м’]. Закрепление».



Предварительный просмотр:

Технология игрового обучения.

Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Фрагмент урока по обучению грамоте.

Тема: «Буква «М, м», звуки [м] и [м’]. Закрепление».

Фрагмент урока по английскому языку.

Тема: «Буквы Vv, Ww, Xx, Yy, Zz».



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология на уроках в начальной школе

Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

1. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

2. Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Структурными элементами урока являются: 

1) Актуализация прежних знаний учащихся, что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя;

2) Усвоение новых знаний и способов действия, в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»;

3) Формирование умений и навыков, включающих и специальное повторение, и закрепление.

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

2) Выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

3) Доказательство гипотезы;

4) Проверка правильности решения проблемы.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий.

Фрагмент урока по математике. Тема: «Умножение числа на 1 и на 0».

Фрагмент урока по финансовой грамотности.

Тема: «Мир современных профессий».