Использование игровых технологий в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс)

Варламова Лариса Федоровна

      Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки. Служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

       Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов в обучении детей.

        Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета. Их можно использовать на всех уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Игровые технологии»

из опыта работы учителя начальных классов Варламовой Ларисы Федоровны

учителя начальных классов МБОУ Олонской СОШ, высшая категория

«Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

      Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки. Служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

       Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов в обучении детей.

        Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета. Их можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Поэтому игровая технология – самая актуальная особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры.

Какова же цель игры на уроке?

       Цель игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

      Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют

переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике?

Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.

2. Доступность для учащихся данного возраста.

3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

- ролевые игры на уроке (инсценировки);

- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН);

- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора, сделать вычисления и т.д.);

- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, рефлексия, повторение и систематизация изученного);

- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, олимпиады и т.п.)

Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. 

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 
  • коммуникативную: освоение диалектики общения; 
  • самореализации; 
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; 
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

Какое же значение имеет игра?

       В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

        Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности  в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

       Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1.Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2.Активизация и интенсификация учебного процесса.
3.Учебно-познавательнаянаправленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.


Рассмотрим игры для групповой работы учащихся.

1." Разброс мнений".

"Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

      Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает высказаться. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

     На протяжении многолетней работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

  1. «Выбери три слова»

(можно использовать на закрепление

любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы на орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

2. Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать

развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 3-4 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород гря…ки кали…ка

парк доро…ки берё…ки

море пло…цы фла…ки

школа кни…ки обло…ки

столовая хле…цы пиро…ки

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

На уроках математики я постоянно применяю игры или игровые методы.

Это могут быть игры: «Кто быстрее?», «Молчанка», «Исправь ошибку», «Поднимись по лесенке» и т.д.

В процессе проведения той или иной игры, я стараюсь достичь цели, поставленной в начале урока. Это, как правило, совершенствование вычислительных навыков, умения сравнивать, решать задачи, выражения.

Дети с большим интересом принимают участие в играх и незаметно для себя усваивают необходимый материал.

Особенно нравятся детям соревновательные игры, такие как:

«Кто быстрее?».

На доске написаны примеры на сравнение или вычисление. Класс делится на две группы. Из каждой группы по очереди выходят к доске учащиеся и решают примеры или ставят знаки (, Побеждает та группа, которая быстрее и правильно справится с заданием.

«Кто быстрее поднимется по лестнице».

На доске или на отдельных карточках написаны примеры в виде лестницы, решая эти примеры, ученики, поднимаются все выше и выше.

«Угадай, как образуется ряд чисел и продолжи этот ряд»

Например: пишется несколько чисел, потом ученики должны продолжить этот ряд - 2, 5, 4, 7, 6, ….. продолжить, добавив ещё пять чисел. Здесь надо определить, что последующее число образовалось, когда мы прибавили к предыдущему «3», а потом из полученного числа вычли «1» и т.д.

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Как же добиться того чтобы предмет литературное чтение приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

«Кто больше подберет рифм».

Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач – плеч, передач, циркач…

«Переставь буквы»

Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось другое слово.

Например: ракета – карета

танк – кант

колос – сокол

автор - товар


На уроках окружающего мира с помощью игр формируется мировоззрение школьников, познавательный интерес. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета. С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Одним из способов познавательной активности являются дидактические игры.

«Где растёт?»

Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.


«Летает – не летает»

Задача: знать летающих и не летающих представителей

животного мира.

Игровые действия: в этой игре учитель называет

насекомых, птиц, зверей, рыб, а ученики, если летает,

заселяют их на поляну.

     Применение игровых методов в современном процессе обучения невозможно представить без использования компьютерных технологий. Это позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

     Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, окружающему миру в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.

     В своей работе на многих уроках я также использую ИКТ.

     Все это позволяет сделать вывод о том, что применение игровых методов на уроках активизируют познавательную деятельность учащихся на всех стадиях изучения и закрепления нового материала, и, тем самым, способствуют повышению качества их обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Использование ИКТ в начальной школе

В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...