"Сказка + исследование = познание мира"
опыты и эксперименты

Шилкина Юлия Александровна

Мастер-класс для педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности в форме сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов21.37 КБ
Файл master-klass.pptx632.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

г. Людиново Калужской области

Сценарий мастер – класса

«Сказка + исследование = познание мира»

                                                           Подготовила: Шилкина Ю.А.

2024 г.

Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность в форме сказки.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- продемонстрировать, возможные варианты использования сказочных историй в экспериментальной деятельности детей.

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса:

СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Шилкина Юлия Александровна, сегодня я рада представить вам мастер – класс по теме «Сказка + исследование = познание мира».

СЛАЙД 2

Детство - это пора вопросов и ответов. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; измеряет глубину снежного покрова, объем воды… Все это объекты исследования.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Поэтому именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

СЛАЙД 3

Задание участникам:

Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Давайте обсудим и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.

Ответы участников

- постановка проблемы (задачи);

- поиск путей решения проблемы;

- проведение опытов;

- фиксация наблюдений;

- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Экспериментирование – серьезный вид деятельности, требующий внимания, сосредоточенности, активизации мыслительных процессов, познавательной активности, осторожности…

Чтобы для детей этот вид деятельности стал более игровым и непосредственным, следует использовать интересные и нестандартные формы организации исследований и опытов. Одной из таких форм является сказка. Сказка занимает прочное место в жизни ребёнка, язык сказки прост и доступен, сюжет прозрачен, но загадочен, а сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Разнообразие и напряжённость действия сказки позволяет поддерживать у детей постоянный и неослабевающий интерес к образовательной деятельности. 

Сегодня в игровой форме на основе сказки мы с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

СЛАЙД 4

Я представляю вашему вниманию сказку

 «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленькое насекомое. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1 (работа в парах)

Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь закрепите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на предмет сквозь воду, то получим имеет эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

СЛАЙД 5

Неподалеку утенок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения, почему лодка не тонет?

Опыт №2 (индивидуальный)

Узнаем, плавает ли пластилиновый шарик в воде? Возьмите по кусочку пластилина, сделайте из него шарик и пустите его в миску с водой. (Проверяя, узнают, что тонет). Теперь слепите из второго кусочка пластилина лодку. Проверим, будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? 

Вывод: Шарик пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. 

СЛАЙД 6

Солнышко уже начало всходить, когда, добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3 (индивидуальный)

У каждого из вас есть по 2 цветка. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь подойдите к бассейну с водой и опустите туда кувшинки. Что происходит? Одинаково ли распускаются цветы? Почему?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Причем, некоторые цветы распускаются быстрее, так как они сделаны из более тонкой бумаги и намокают быстрее. Другие же цветы сделаны из плотной бумаги, которая намокает медленнее, и, следовательно, цветы из такой бумаги распускаются медленнее.

СЛАЙД 7

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4 (индивидуальный)

Возьмите стакан, налейте в него газированной воды и бросьте в нее виноградинку. Что произошло?

-Она чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

СЛАЙД 8

Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, на нем остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, почему следы отличаются?

Я приглашаю двоих участников для демонстрации опыта.

Опыт № 5

Возьмите по кукле. Пусть одна кукла оставит следы на сухом, а другая на мокром песке. Сравните следы.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

СЛАЙД 9

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему не тонет лодка?

5. Почему остались следы на песке?

СЛАЙД 10

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

СЛАЙД 11

Задание участникам мастер – класса: Скажите, развитию каких навыков и качеств дошкольников способствует поисково-исследовательская деятельность?

Ответы участников.

В результате организации детского экспериментирования у детей:

- развивается познавательная активность,

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

СЛАЙД 12

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

Климент Аркадьевич Тимирязев.

СЛАЙД 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Детский сад № 6 « Дюймовочка » «Сказка + исследование = познание мира» Мастер-класс Подготовила Шилкина Ю.А. 2024 г.

Слайд 2

Детство-пора поисков и ответов

Слайд 3

Этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения проблемы; проведение опытов; фиксация наблюдений; проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Слайд 4

Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора

Слайд 9

Что узнал утенок: 1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет? 2. Почему же распускаются кувшинки? 3. Почему плавают рыбки? 4. Почему не тонет лодка? 5. Почему остались следы на песке?

Слайд 10

Познавательная деятельность - поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Слайд 11

В результате организации детского экспериментирования у детей: развивается познавательная активность; появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности; расширяется кругозор; появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы; развиваются положительные качества личности.

Слайд 12

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К . А . Тимирязев.

Слайд 13

Спасибо за внимание!